Правительство Москвы планирует возвести в поселке Бутово новый жилой микрорайон. В настоящее время эта земля застроена частными домами. 76 участков принадлежат жителям домов на правах бессрочного пользования, однако их собственником является город. Московские власти постановили изъять землю "для государственных нужд". Жителям взамен должно быть предоставлено равноценное жилье. 18 домовладельцев согласились на предложенные условия. А вокруг одного из оставшихся домов разгорелась ожесточенная борьба.
В соответствии с федеральным законодательством, местные власти имеют право изымать участки земли с частными домами для государственных и муниципальных нужд. Собственники сносимых домов при этом должны получить денежную компенсацию или жилье "сопоставимой стоимости".
Московским властям ситуация в Бутово видится следующим образом. В соответствии с рыночной ценой дома и участка Юлии Прокофьевой (улица Богучарская, 19), ей и ее сыну Михаилу положена компенсация в размере 988991 рубль. Им предложили однокомнатную квартиру в доме номер 8 по улице Кадырова площадью 37,4 квадратного метра стоимостью 1866627 рублей.
42-летняя Юлия Прокофьева и ее 20-летний сын Михаил не согласились с предложенными условиями. По их словам, никаких документов, устанавливающих их право собственности на квартиру на улице Кадырова, им предоставлено не было - только устные заверения. Прокофьевы потребовали чтобы им были предоставлены две однокомнатные квартиры и компенсация в 100 тысяч долларов, и подали в суд.
Зюзинский суд принял сторону правительства Москвы и постановил выселить Прокофьевых из дома. Утром 19 июня в Бутово прибыли судебные приставы в сопровождении ОМОНа. На защиту дома встали жители поселка и присоединившиеся к ним члены Общественной палаты Анатолий Кучерена, Николай Сванидзе и Олег Зыков.
Адвокат Кучерена отметил, что суд не затребовал все документы, необходимые для установления права собственности и пользования участком, а у прибывшего судебного пристава не было даже плана БТИ.
ОМОН и судебные приставы взяли участок в плотное кольцо. Жители дома и члены Общественной палаты вели с ними переговоры. Они не увенчались успехом, и в середине дня понедельника правоохранители пошли на приступ. Они сломали забор, превращенный жителями поселка в баррикаду, и с применением силы вошли в дом. Адвокат Кучерена бросился в гущу событий, крича: "Зачем же вы бьете людей! Мы ведь договаривались, что вы не будете бить людей!". 42-летней хозяйке дома стало плохо с сердцем, ее увезла "скорая".
Пристав Ольга Суконкина заявила, что применение силы было оправдано, поскольку собравшиеся препятствуют исполнению судебного решения.
Кучерена решил сформировать экспертную группу юристов, чтобы разобраться в ситуации. Вскоре после потасовки на место прибыл еще один член Общественной палаты - председатель подкомиссии по проблемам коррупции Александр Пржездомский. Он заявил, что в этом деле не обошлось без коррупции, и пообещал подключиться к разбирательству.
Утром во вторник к месту событий прибыл заместитель префекта Юго-западного округа Москвы Александр Картышев. Он продемонстрировал собравшимся копии документов, которые, по его словам, подтверждают законность действий судебных приставов и московских властей. Кучерена в ответ потребовал показать подлинники документов. Зампрефекта уехал, пообещав вернуться с документами.
Анатолий Кучерена, между тем, заявил в очередном комментарии для прессы: "Власти просто глумятся над этой семьей. Переселить мать и взрослого сына в однокомнатную квартиру - это, на мой взгляд, чудовищно".
Днем во вторник в Бутово приехал депутат Госдумы от "Единой России" Александр Лебедев. Он уверил жителей поселка, что они, в принципе, правы, поскольку отстаивают свои права и законные интересы, но на баррикады посоветовал не лезть, а вместо этого обращаться в органы власти, в частности, в Госдуму.
Около полудня милицейское оцепление вокруг спорного участка было снято, на месте остался дежурить только один наряд. Между тем около десятка жителей поселка, в основном пенсионеры, восстановили разрушенную накануне ОМОНом баррикаду, намереваясь остановить бульдозеры, которые, как они считают, могут появиться в поселке.
Во вторник на заседании правительства Москвы первый заместитель мэра Владимир Ресин заявил: "Большинство жителей Бутова восприняли спокойно переезд. Отдельные личности решили обратиться в суд и прошли все судебные инстанции. В итоге суд вынес свое решение о переселении, опираясь на федеральный закон. Это решение гораздо жестче, чем предложенное ранее предложение правительства Москвы о переселении".
Ордер на квартиру, предоставленную Прокофьевым, в Бутово так и не привезли. Впрочем, Михаил Прокофьев уже заявил в эфире телеканала "Россия", что даже если он будет им вручен, он и его мать все равно не желают в эту квартиру вселяться, считая компенсацию недостаточной.
В Бутово установилась относительная тишина, но не спокойствие. Жители разбили во дворе дома Прокофьевых палатки и составили список дежурств. Они не намерены покидать участок и полны решимости не допустить сноса дома. Вполне вероятно, поддержать их в скором времени приедет еще какой-нибудь чиновник или депутат.
Иван Грушин