Письмо почетного старейшины туркменского народа Мурадберды Сопыева исполняющему обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедову, опубликованное в газете "Нейтральный Туркменистан".
В туркменской столице завершилось заседание Народного совета: делегаты, которые представляют органы госвласти и общественные организации, назначили дату выборов президента страны и утвердили кандидатуры шести человек. Кандидатуру вице-премьера Гурбангулы Бердымухаммедова, который в настоящее время исполняет обязанности президента вместо скончавшегося недавно Сапармурата Ниязова, участники заседания одобрили единогласно. Сам Бердымухаммедов не остался в долгу. Как выразился и.о. президента, "благодаря Великому Туркменбаши мы возродили свои древние демократические традиции и сегодня, следуя им, выдвигали кандидатов в президенты на альтернативной основе".
Выборы в Туркмении назначены на 11 февраля 2007 года. Помимо Бердымухаммедова совет зарегистрировал еще пять кандидатов: замминистра нефтегазовой промышленности Ишанкули Нурыева, мэра города Абадан Оразмурата Караджаева, мэра города Туркменбаши (бывший Красноводск) Аширнияза Помманова, замглавы администрации Дашогузской области Аманнияза Атаджикова и главу Карабекаульского района Лебапской области Мухаммедназара Гурбанова.
Кроме того делегаты приняли закон о выборах и внесли ряд поправок в конституцию страны. По конституции, человек, желающий стать президентом республики, должен соответствовать целому ряду требований: родиться в Туркмении, владеть государственным языком, быть не моложе 40 и не старше 70 лет, завоевать высокий авторитет среди населения, а также постоянно проживать на территории республики в течение десяти лет, предшествующих выборам.
Разумеется, пассаж о десятилетнем сроке отсекает от выборов представителей оппозиции, покинувших страну в результате преследований со стороны властей. А вот положение, которое запрещает человеку, временно исполняющему обязанности президента, выставлять свою кандидатуру на выборах, в ходе заседания Народного совета из основного закона исчезло, сообщают СМИ. Впрочем, было бы странно, если бы Бердымухаммедов, которого считают одним из наиболее вероятных преемников Ниязова, не получил возможности участвовать в выборах.
Характеризуя кандидатуру Бердымухаммедова, который, по версии некоторых СМИ, был личным врачом Ниязова, представитель Демократической партии Туркмении (бывшая Коммунистическая партия Туркмении, ее лидером до недавнего времени был Сапармурат Ниязов) Онджик Мусаев отметил, что тот "показал себя проверенным заместителем Ниязова, опытным политиком, которому Туркменбаши поручал наиболее сложные задания".
Сам "проверенный заместитель" уже пообещал, что продолжит курс Туркменбаши как во внешней, так и во внутренней политике. "Как и при Ниязове, и впредь в Туркменистане будет царить стабильность, мир и процветание", - заявил и.о. президента.
Между тем туркменские оппозиционеры из эмиграции тоже заявили о намерении занять пост президента. Правда, выдвинуть единого кандидата от оппозиции, как это планировалось в первые дни после смерти Ниязова, не получилось. Точнее, получилось, но "единых кандидатов" оказалось почему-то двое.
26 декабря об объединении своих сил заявили движение "Ватан" (Родина) и Республиканская партия Туркмении. Их кандидатом стал лидер движения "Ватан" Худайберды Оразов. В 1990-е годы он руководил туркменским центробанком, а затем работал в правительстве республики в должности вице-премьера. По данным ИА REGNUM, в 2001 году после конфликта с Туркменбаши и преследований со стороны правоохранительных органов Оразов был вынужден покинуть страну. На родине он заочно приговорен к пожизненному заключению.
В то же время "Объединенная демократическая оппозиция Туркмении" выдвинула кандидатом в президенты лидера движения "Агзыбирлик" (Единство) Нурберды Нурмамедова. Как сообщается на сайте ОДОП, Нурмамедов является "одним из самых авторитетных туркменских диссидентов, ведущих оппозиционную работу внутри страны в условиях подполья".
Участие обоих оппозиционеров в выборах практически невозможно. Зарегистрировать их может только Народный совет республики, а он уже закончил работу и в следующий раз соберется только 14 февраля, чтобы подвести итоги голосования. Сами политэмигранты, в общем, отдают себе отчет в том, что нынешнее руководство республики не пустит их к власти. Как заявил лидер "Объединенной демократической оппозиции" Авды Кулиев, "власть в Туркмении захватили люди, входившие в ближайшее окружение Ниязова, сейчас они делают все, чтобы сохранить установившийся там статус-кво бесправия и беззакония". "Стабильность", которую обещает и.о. президента, Кулиев охарактеризовал как "порядок на строительстве кладбища для туркменского народа". От лица оппозиции он призвал жителей республики "бойкотировать нынешнее руководство Туркмении".
Само это руководство на активизацию политэмигрантов особого внимания не обращает. Собственно, участники Народного совета даже планировали утвердить и.о президента в должности прямо на заседании. Однако затем все-таки решили провести выборы, чтобы показать миру достижения республики в области демократии. На них даже пустят международных наблюдателей, хотя, как подчеркнул глава туркменского ЦИК Мурат Карыев, "наши национальные наблюдатели намного лучше международных, потому что они работают от сердца и не ищут изъянов". Сами же выборы, по его словам, можно считать состоявшимися, осталось только "соблюсти все формальности".