Первый НАК Спецслужбы проверили россиян на бдительность и сознательность

С вечера 16 января Россия жила в состоянии террористической угрозы. Ее объявил Национальный антитеррористический комитет (НАК) во главе с директором ФСБ Николаем Патрушевым. На улицах крупных городов стало больше милиционеров, участились проверки и досмотры, перестала работать мобильная связь в московском метро - вот, пожалуй, и весь перечень очевидных последствий этого "особого положения", впервые введенного в масштабах всей страны. Паники среди привыкшего ко всему населения также не наблюдалось, да и явных причин для нее не было. Все это привело к мысли, что спецслужбы всего-навсего провели учения, в которых приняло участие все российское общество.

В заявлении, прозвучавшем из уст Николая Патрушева, который как руководитель НАК возглавляет еще и Федеральный оперативный штаб (этот орган координирует действия всех силовых структур России в ходе контртеррористических мероприятий), были обозначены вполне конкретные цели предполагаемых атак террористов - наземный общественный транспорт и метрополитен. Однако призыв "привести антитеррористические силы и средства в состояние повышенной готовности" был распространен также на воздушный транспорт, объекты энергетики, госуправления и армии. Другими словами, обращение директора ФСБ было адресовано прежде всего исполнительной власти на местах. Граждан лишь попросили проявлять "бдительность и сознательность" и сообщать куда следует о "подозрительных лицах и бесхозных предметах".

В НАК отметили, что информация о возможных терактах была получена от неких "иностранных партнеров". Взрывы, по словам Патрушева, могли произойти уже в среду, 17 января. В этот день в восьми городах России, в которых есть действующее метро, были приняты особые меры безопасности - на станциях вышли усиленные милицейские патрули, а в московской "подземке" и группы кинологов с собаками, обученными на поиск взрывчатки. По сведениям газеты "Коммерсант", все УВД крупных городов страны получили "оперативку" от НАК, в которой было указано, что теракты ожидаются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Издание отмечало, что речь шла о некой диверсионной группе или группах, обладающих взрывчатым веществом весом до 60 килограммов.

Однако, по данным газеты "Время новостей", опросившей сотрудников оперативных служб, никаких "особых" ориентировок или предупреждений о готовящихся терактах не поступало. Некоторые из них уточнили, что действительно появлялась информация, будто бы в Москву может прибыть группа из шести человек с десятками килограммов взрывчатки и намерением совершить теракт. Но милиционеры заявили, что "подобные сообщения, порой и куда более конкретного и устрашающего характера, последние годы к ним поступают практически еженедельно". Как выяснилось, в самом центре "профилактических мероприятий" оказалась именно столица, в метро которой даже временно блокировали мобильную связь крупнейшие сотовые операторы (это делалось, чтобы избежать дистанционного подрыва бомб и помешать переговорам террористов). В большинстве же случаев оперативные службы работали в обычном режиме, "налегая" на профилактические мероприятия, то есть те же проверки подозрительных личностей и автомобилей.

Директор ФСБ и глава НАК Николай Патрушев. Фото AFP.

Директор ФСБ и глава НАК Николай Патрушев. Фото AFP.

Lenta.ru

В итоге всех этих масштабных мероприятий основной день "борьбы с терроризмом" (17 января) прошел спокойно. По сведениям НАК, в одной Москве было зафиксировано более ста звонков с сообщениями о подозрительных предметах, что вдвое больше обычного. На станции метро "Войковская" обнаружили пакет с неизвестными капсулами. По некоторым данным, какой-то шутник приклеил на него ленту с надписью "инфекция". В одном из офисных зданий в Орликовом переулке также нашли упаковки с неизвестным содержимым, однако выяснилось, что это всего лишь забытые кем-то вещи. Были звонки и о ложном минировании, в частности, станции метро "Новогиреево". Пожалуй, самым крупным "успехом" спецслужб в этот день стало задержание в Тюменской области двух человек, перевозивших на электричке около 10 килограммов тротила и 10 метров бикфордова шнура. Правда, взрывчатку они собирались продать, да и операция эта явно не была обусловлена масштабными антитеррористическими мероприятиями.

Более того, к вечеру вчерашнего дня террористическая угроза вообще была снята. Официальный представитель НАК Николай Синцов заявил, что "информация, полученная от зарубежных коллег, в настоящее время подтверждения не нашла". Он поблагодарил население за "активную гражданскую позицию и проявленную бдительность", а руководителей транспортных предприятий "за выполнение ими мер антитеррористической безопасности", отметив, что все это позволило "минимизировать угрозу совершения терактов". Это довольно неожиданное заявление комитета было воспринято как признание того, что на самом деле реальной угрозы совершения терактов не было (либо ее уровень не превышал обычных показателей), а спецслужбы просто провели всероссийские учения, понаблюдав за реакцией населения, правоохранительных органов и региональных структур самого Национального антитеррористического комитета, созданного менее года назад.

Это предположение фактически подтвердили в самом НАК. В интервью "Российской газете" его представители довольно прозрачно заявили, что "такие объявления о террористической опасности нужны прежде всего для того, чтобы повысить бдительность населения и, как это ни парадоксально звучит, предупредить террористов, что их ждут". По их словам, последний фактор может заставить преступников отказаться от своих преступных планов. Эпизод, иллюстрирующий этот довод, произошел в сентябре 2004 года в Ростовской области, где тогда также была объявлена террористическая угроза. ФСБ распространила информацию о готовящихся терактах, исполнителями которого должны были стать две жительницы Чечни. По сведениям издания, после того как предполагаемых террористок узнала в лицо буквально вся область (их имена и фотографии транслировали СМИ), они вернулись в республику, где были задержаны оперативниками.

В целом же стоит отметить, что первый случай объявления террористической угрозы в государственном масштабе закончился вполне успешно как для спецслужб, так и для россиян. Для первых - потому что не произошло никаких громких происшествий, а с учетом вышеперечисленных пусть и не очень значительных "успехов" и отсутствия явных (известных общественности) провалов все эти антитеррористические мероприятия положительно сказались на их имидже. Россияне также не пострадали, по крайней мере физически. Если говорить об их душевном здоровье, то угроза взрывов, безусловно, доставила им дополнительное беспокойство и заставила поволноваться.

Стоит отметить, что проверять подобным образом россиян на бдительность стало входить в привычку у отечественных спецслужб. Как писала ранее газета "Время новостей", в ноябре 2006 года НАК уже объявлял похожую тревогу, но в меньшем масштабе. Тогда сообщалось о том, что чеченские боевики готовят взрывы на плотинах Волгоградского водохранилища и Цимлянского гидроузла в Ростовской области, а также гидротехнических объектов в Саратовской области и Дагестане. В случае терактов на водохранилище число жертв, по оценкам ФСБ, могло бы превысить миллион человек. Правда, об этих грандиозных планах террористов спецслужбам стало известно от давно задержанных боевиков, которые не успели или не смогли в свое время совершить эти теракты.

Руслан Кадрматов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше