Для экспертов, которые совсем недавно изучали ракету, упавшую на грузинскую деревню Цителубани, снова нашлась работа. На границе между Грузией и непризнанной республикой Абхазия упал неизвестный летательный аппарат, который, возможно, кто-то подстрелил с земли.
Обвинения Тбилиси в том, что над Абхазией и сопредельной грузинской территорией летают российские самолеты, - не редкость. Как правило, за ними следуют опровержения Москвы, а также ответные обвинения Сухуми в том, что этот как раз грузинские ВВС нарушают воздушное пространство непризнанной республики. Обычно на этом обсуждение и заканчивается.
На прошлой неделе ситуация сначала развивалась по такому же сценарию. 22 августа МИД Грузии заявил, что накануне, во вторник, некий самолет из России дважды вторгся в республику, пролетев при этом в районе Кодорского ущелья (его восточную часть, напомним, контролирует Грузия, западную - Абхазия). В Сухуми сообщили, что в тот же день, 21 августа, в непризнанной республике были замечены сразу два грузинских самолета-нарушителя. Российские ВВС заявили, что к упомянутым инцидентам отношения не имеют.
О том, что 22 августа в Кодорском ущелье появился еще один самолет, стороны почему-то вспомнили только через два дня, уже после того как об этом сообщило грузинское ТВ. Более того, хотя и Грузия, и Абхазия неоднократно заявляли о готовности сбивать самолеты-нарушители, никто из них, как ни странно, не поспешил записать упавший летательный аппарат на свой счет.
Первым об аварии "кодорского НЛО" рассказал грузинский телеканал "Рустави-2". Журналисты сообщили, что в Верхней Абхазии (грузинское название восточной части Кодорского ущелья) горит лес. Местные жители предположили, что пожар начался из-за падения самолета, сбитого на днях грузинскими военными. Однако проверить это предположение не удалось: нарушитель, по данным телеканала, упал в труднодоступном районе неподалеку от села Лата - в западной части ущелья, находящейся под контролем абхазских властей.
После того, как журналисты обратились в МВД Грузии за разъяснениями, чиновники вспомнили, что 22 августа в ущелье действительно залетал какой-то самолет из России. Однако однозначно на вопрос о том, был ли он сбит, силовики не ответили. Вот как произошедшее описал глава администрации МВД Шота Хизанишвили: "Во время нарушения воздушного пространства с нашей стороны был открыт предупредительный огонь из огнестрельного оружия, после этого полет над нашей территорией прекратился".
Командование российских ВВС ответило на это дежурным: "мы там не летали, это очередная провокация". Гораздо более живо отреагировала Абхазия. О падении самолета-нарушителя в Сухуми сообщили только на третий день после инцидента, зато при этом выяснилось, что за его полетом наблюдал лично глава абхазского Генштаба Анатолий Зайцев.
Согласно версии Зайцева, летательный аппарат прилетел со стороны Черного моря: он с трудом, теряя высоту, дотянул до Кодорского ущелья и где-то там потерпел аварию. "Это может быть грузинский самолет, он неоднократно залетал на нашу территорию. Он сам упал, его никто не сбивал", - сказал Зайцев. Он также не исключил, что нарушитель мог быть американским разведчиком, хотя впоследствии и отказался от этой версии.
Вне зависимости от того, какой из сторон верить, остается вопрос о том, почему и Грузия, и Абхазия молчали несколько дней, прежде чем сообщить об инциденте. Если, например, принять версию Тбилиси о том, что над ущельем действительно был сбит некий самолет (не обязательно российский), то можно предположить, что в течение этого времени между заинтересованными сторонами шли переговоры.
Можно вспомнить, например, недавнее заявление грузинского министра иностранных дел Гелы Бежуашвили о налете на деревню Цителубани. По его словам, власти Грузии обнародовали информацию об обстреле деревни только через 14 часов после произошедшего, дав таким образом российской стороне время, чтобы выступить с разъяснениями. Вероятно, переговоры после падения самолета в ущелье, если они и имели место, - закончились неудачей. После этого власти республики могли, например, организовать "утечку" в СМИ, чтобы создать информационный повод для сообщения об инциденте двухдневной давности.
В районе предполагаемого падения самолета уже несколько дней работает группа экспертов из грузинского МВД. Однако едва ли они смогут представить убедительное объяснение. Дело даже не в том, что самолет упал на абхазской территории, и грузинским экспертам остается разве что наблюдать за струями дыма и расспрашивать местных жителей о "вспышках" и "взрывах".
Со дня предполагаемой аварии прошла уже почти неделя. Даже ракета, найденная в деревне Цителубани на следующее утро после падения, стала предметом споров. Российские военные, например, заявили, что найденные обломки принадлежат ракетам разных типов, и возможно, вообще не падали с самолета, а были закопаны в землю некими "провокаторами". Очевидно, что обломки недельной давности, если они и будут найдены, вызовут еще больше сомнений.
Между тем не исключено, что все произошедшее объясняется гораздо проще. С версией, которая могла бы примирить всех спорщиков, 27 августа выступил начальник экологической службы Абхазии Роман Дбар. Оказывается, пока военные спорили, экологи уже все выяснили. В Кодорском ущелье упал не самолет, а метеорит - "космический мусор", как выразился Дбар.
По его словам, вечером 23 августа в небе над Черным морем появилось некое космическое тело. Войдя в плотные слои атмосферы, оно загорелось и раскололось на несколько частей. Мелкие сгорели, а крупные, как сообщил Дбар, упали в районах Главного Кавказского хребта. Главный эколог добавил, что обломки космического тела могли бы представлять угрозу "для транспорта и коммуникаций", если бы упали в густонаселенной местности. Едва ли такое простое объяснение устроит политиков с обеих сторон, уже заявивших об очередной "провокации". Хотя, возможно, лучшей версии никто так и не сможет предложить.