В Ростове-на-Дону 27 декабря к длительным срокам заключения приговорены офицеры Внутренних войск старший лейтенант Евгений Худяков и младший лейтенант Сергей Аракчеев, которые были признаны виновными в убийстве трех чеченцев в 2003 году. Процесс по этому делу проходит уже в третий раз. В 2004 и в 2005 годах офицеры были оправданы по решению суда присяжных.
В этот раз приговор выносила коллегия из трех профессиональных судей. Обвинение потребовало 20 лет колонии строгого режима для Худякова и 18 лет заключения для Аракчеева. Суд учел смягчающие обстоятельства и дал Худякову 17 лет, а Аракчееву - 15. Однако на скамье подсудимых в зале Северо-кавказского окружного военного суда оказался только Аракчеев, а Худяков на оглашение приговора не явился.
По словам его адвоката Ирины Кузнецовой, ей не удалось дозвониться до него, а родственникам также неизвестно, где он находится. Адвокат утверждает, что в последний раз она виделась с подзащитным 11 декабря и тогда Худяков выразил готовность прийти на оглашение приговора. "В последний раз я с ним созванивалась 24 декабря, когда сообщила о переносе оглашения приговора. После этого он на связь не выходил, а его телефон был отключен", - сказала Кузнецова.
По версии следствия, Худяков и Аракчеев 15 января 2003 года совершили убийство трех жителей селения Лаха-Варанды, которые ехали в грузовике "КамАЗ" и возле грозненского аэропорта "Северный" попали в район проведения спецоперации. Погибшие были сотрудниками одной из строительных фирм, занимавшейся восстановлением чеченской столицы.
Следствие утверждает, что Худяков вывел чеченцев из машины, приказал им лечь на землю, а затем убил их выстрелами в голову. Для сокрытия улик грузовик столкнули на обочину, туда же отволокли трупы, облили все бензином и подожгли. Уничтожены были и паспорта убитых, чтобы затруднить их опознание.
Кроме того, по данным следствия, в тот же день бойцы разведгруппы под командованием Худякова остановили для проверки "Волгу", за рулем которой был Шамиль Юнусов, ставший одним из ключевых свидетелей. Обвинение утверждает, что Худяков обыскал Юнусова, отобрал у него ценные вещи и приказал своим подчиненным отвезти его в расположение воинской части. Там Худяков стал допрашивать Юнусова, требуя сказать, где скрываются боевики. В ходе допроса, как считает следствие, Худяков трижды выстрелил Юнусову в ногу, а затем чеченца вывезли за территорию части и оставили на дороге. Раненый добрался до какого-то селения и уже утром следующего дня сообщил по произошедшем в милицию.
Присяжные дважды, в июне 2004 года и в октябре 2005 года, признавали военнослужащих невиновными в этих преступлениях. В обоих случаях коллегия присяжных сочла доказанным лишь факт убийства троих чеченцев, но Худяков и Аракчеев, по их мнению, на месте преступления отсутствовали. Обвинение в превышении офицерами служебных полномочий по эпизоду с Юнусовым присяжные также посчитали недоказанным.
Однако военная коллегия Верховного суда РФ каждый раз отменяла приговор и возвращала дело на новое рассмотрение. В апреле 2006 года Конституционный суд РФ принял решение по запросу тогдашнего президента Чечни Алу Алханова. В постановлении отмечалось, что дела о преступлениях, совершенных военнослужащими в ходе проведения контртерростической операции на территории республики, должны рассматриваться только военными судами без участия присяжных. После этого дело Аракчеева и Худякова было поступило профессиональным судьям, которые и вынесли обвинительный приговор.
Защита обвиняемых указывает на многочисленные нестыковки в материалах обвинения. В частности, адвокаты утверждают, что командир разведчиков Худяков и сапер Аракчеев в день совершения преступления находились при исполнении заданий в разных местах, что подтверждается записями в боевом журнале. Сами подсудимые также заявляют, что познакомились друг с другом уже после того, как им было предъявлено обвинение.
В эпизоде с похищением и пытками Юнусова, последний показал, что лиц военнослужащих он не видел, так как они были в масках, но ему удалось опознать Худякова по глазам, а Аракчеева по бровям. Адвокаты также приводили факты давления на военнослужащих рядового и сержантского состава, которых вынуждали давать обвинительные показания на Худякова и Аракчеева.
Например, бывший подчиненный Худякова Денис Мелов, который находился с ним на задании, в ходе которого было совершено преступление, признался в оговоре своего командира. По словам Мелова, в ходе предварительного следствия он дал показания против Худякова и Аракчеева, так как хотел "поскорее уволиться и уехать домой". Кроме того, Мелов рассказал, что его принудили подписать протокол, в том числе и физическими методами.
Сами подсудимые неоднократно заявляли о своей невиновности. Учитывая все это, защита Худякова и Аркчеева заявила о намерении обжаловать приговор в суде более высокой инстанции. Информации о том, объявлен ли Худяков в розыск в связи с неявкой в суд, на момент написания этого материала еще не было.
Худяков - не первый обвиняемый в убийстве чеченцев, который не стал дожидаться вынесения приговора. Весной 2007 года аналогичным образом поступили трое из четырех спецназовцев ГРУ, проходивших по так называемому делу "группы Эдуарда Ульмана". Их также признали виновными в убийстве чеченцев в ходе выполнения спецоперации и приговорили к длительным срокам. Вот уже более полугода местонахождение самого капитана Ульмана и еще двух осужденных неизвестно, и они объявлены в федеральный розыск.