17 января в одной из больниц Рейкьявика после двухмесячной болезни скончался, возможно, самый гениальный шахматист мира Роберт Джеймс Фишер. Американский гроссмейстер, некогда являвшийся образцом "идеального американца", стал первым, кому удалось прервать гегемонию советских чемпионов мира. Он добровольно отказался от короны и ушел непобежденным.
Фишер родился в еврейском районе Чикаго 9 марта 1943 года. Его отец – немецкий биофизик Ганс Герхард Фишер, а мать – швейцарская еврейка Регина Вендер. Отец Фишера ушел из семьи через два года после рождения сына и перебрался в Германию, а мать к тому моменту, когда Роберту Джеймсу исполнилось 16 лет, уехала в Англию, где повторно вышла замуж и обрела новую родину.
В шахматы Фишера научила играть старшая сестра Джоанна, а в 14 лет он впервые выиграл чемпионат США. Через год Роберт Джеймс стал самым юным на тот момент международным гроссмейстером, что было совершенно неудивительно – природный талант он помножил на упорную работу, бросив школу и целиком отдав себя миру шахмат. В 1958 году о Фишере заговорил весь мир, ведь молодой гроссмейстер феноменально выступил в составе сборной США на шахматной Олимпиаде в СССР.
Эксперты предсказывали американскому гроссмейстеру блестящее будущее, называя его потенциальным чемпионом мира. У Фишера для этого было абсолютно все. Для своего времени он был отлично знаком с дебютной теорией, причем многие позиции доработал сам, обладал очень хорошей техникой, прекрасно понимал позицию и в любой ситуации играл на победу. В 19 лет американец принял участие в турнире претендентов – тогда система розыгрыша титула чемпиона мира была очень четкой, но не сумел одержать победу.
Тогда, пожалуй, впервые проявился резкий характер Фишера, который не любил и не мог проигрывать. Он объяснил свое поражение несовершенством шахматной системы и слишком большим количеством шахматистов из СССР, после чего сделал заявление о том, что за титул чемпиона мира бороться не будет. На несколько лет Фишер действительно ушел в тень, но во второй половине 60-х годов вновь вступил в борьбу за корону.
Внешне это был другой Фишер – умеющий терпеть, ждать и, главное – молчать. Он прошел все отборочные стадии, в решающем отборочном матче разгромив великого советского шахматиста Тиграна Петросяна, и добился права на чемпионский поединок с Борисом Спасским.
Этот матч проходил с июля по сентябрь 1972 года в Рейкьявике. Фишер поразил шахматный мир не только великолепным уровнем игры, но и бесконечными капризами, которые – в этом можно не сомневаться – были частью четко продуманного плана. Американца раздражало все: от света настольных ламп, которые он потребовал немедленно заменить, до поведения зрителей, по его словам, постоянно его отвлекавших.
О ходе того матча много раз и во всех подробностях рассказывалось. Стоит отметить лишь, что Фишер мог так никогда и не стать чемпионом мира, если бы не Спасский, который настоял на том, чтобы не явившегося на вторую партию американца допустили до продолжения матча. Если бы советский шахматист знал, чем все закончится, вряд ли он проявил бы такое благородство, но ведь он вел 2:0 и был уверен в своих силах.
Однако Фишер играл действительно замечательно. Он разгромил Спасского с разницей в четыре очка. В США его чемпионский титул пропагандировался как победа молодого и независимого американского гражданина над советской системой, а сам Фишер был назван "идеальным образцом для подражания". Говорили, что IQ нового чемпиона выше, чем у Альберта Эйнштейна, а талант – безмерен. Однако вызывающее поведение гроссмейстера привело к тому, что у него практически не осталось друзей. Три года новый чемпион мира наслаждался известностью, жил в свое удовольствие, а в 1975 году потерял свое звание.
Фишер выдвинул беспрецедентные требования в качестве гарантии своего участия в матче с Анатолием Карповым. Американец отправил в ФИДЕ письмо, но выполнить все его претензии Международная федерация шахмат не смогла. Фишер отказался играть с Карповым, после чего скрылся от внимания прессы и болельщиков. О его жизни никому и ничего не было известно, кроме обрывочных сведений о том, что гроссмейстера видели то тут, то там по всему миру.
Лишь через 20 лет после завоевания чемпионского титула Роберт Фишер вновь сел за шахматную доску на глазах всей планеты. Он принял предложение провести матч-реванш с Борисом Спасским в Югославии. Главным аргументом, убедившим американца вернуться к игре, стали 3,35 миллиона долларов, выделенных в качестве призового фонда. Кроме того, Фишер не мог упустить возможности показать всему миру свое отношение к родине, о которой он после потери чемпионского титула высказывался только в резких тонах, критикуя внешнюю политику Вашингтона.
Министерство финансов США пригрозило Фишеру серьезными санкциями, если он сыграет матч, однако американца это не остановило. Он выиграл матч с еще большим преимуществом, чем первую встречу, забрал гонорар и вновь надолго скрылся. В классические шахматы один из гениальнейших гроссмейстеров в истории древней игры больше не играл. В 1996 году мир узнал о "шахматах Фишера", в которых расположение фигур перед началом партии на двух передних рядах случайным образом определяется компьютерной программой.
Фишер периодически выступал с сенсационными заявлениями. В частности, он приветствовал террористические акты, совершенные "Аль-Каедой" 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, подчеркнув, что "США получили адекватный ответ на свое отношение к остальному миру". Бывший чемпион мира резко отзывался от евреях, назвав их "ублюдками", хотя сам был представителем этой нации. В итоге поведением Фишера вплотную занялась ФБР, выписавшая ордер на его арест за нарушение международных санкций против Югославии. Фишер скрывался от преследования США сначала в Европе, затем в Малайзии и на Филиппинах и, наконец, в Японии.
Фишер направил запрос на предоставление ему гражданства Германии, обосновав свои претензии на немецкий паспорт происхождением, однако получил отказ. Тем временем японские власти получили из США запрос об экстрадиции Фишера. 13 июля 2004 года в токийском аэропорту Нарита при попытке покинуть территорию Японии шахматист был арестован и отправлен в тюрьму для нелегальных иммигрантов. Его пребывание в заключении получилось бы кратковременным и закончилось бы в США, однако Фишеру помогли его немногочисленные друзья и многочисленные поклонники.
Адвокаты гроссмейстера предложили ему направить запрос на получение гражданства Исландии, которую он прославил в 1972 году. В итоге парламент Страны гейзеров проголосовал за то, чтобы Фишер стал настоящим исландцем. Легендарный шахматист получил исландский паспорт в марте 2005 года и в тот же день покинул Японию. Американские власти выразили сожаление в связи с действиями своих японских и исландских союзников, которые нарушили двусторонний договор о своевременной выдаче преступников.
Исландские власти об этом не слишком задумывались, ведь по этому договору они должны были выдавать лишь иностранных граждан. Японцы же никак не отреагировали на претензии, хотя, улетая из страны, Фишер назвал Японию "марионеткой США". О последних трех годах жизни легендарного шахматиста на новой родине практически ничего не известно. В прессе мелькали лишь краткие сведения.
Группа энтузиастов пыталась организовать матчи Фишера со Спасским и Карповым, но в итоге дальше разговоров дело не пошло. Известно, что в декабре 2006 года во время разбора одной из шахматных партий на местном телевидении Фишер указал оригинальный способ победы одной из сторон, который не нашли даже компьютерные программы.
В ноябре 2007 года исландские СМИ распространили информацию о том, что Фишер попал в больницу с "серьезным заболеванием". Испанские газеты утверждали, что у гроссмейстера "все признаки паранойи". Однако в итоге шахматист скончался после отказа почек, причем больничные врачи пытались отправить Фишера домой, заявив, что "пациент безнадежен", но умер бывший чемпион мира в госпитале.
"Я больше никогда не буду играть в классические шахматы, но если когда-нибудь вернусь, то буду лучшим в мире", - успел заявить Фишер в 2005 году.