Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов в среду 23 января на коллегии Роскосмоса неожиданно резко раскритиковал навигационную систему ГЛОНАСС, заявив, что ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям. Иванов пригрозил руководству Роскосмоса персональной ответственностью и пообещал срочно изменить программу развития системы.
25 лет строительства
Иванов упрекнул Роскосмос, являющийся координатором работ по Федеральной целевой программе "Глобальная навигационная система", чуть ли не во всех возможных грехах.Первый вице-премьер выразил неудовольствие по поводу того, что до сих пор нет полного покрытия страны навигационным сигналом, а точность приборов "не соответствует современным требованиям".
Расхождения в оценке могут вызываться разными подходами: оценивается ли зона мгновенной доступности или интегральной, включается ли в нее только сигнал самой высокой точности или же любой.
К сожалению, неизвестны точные численные данные, которые имел в виду Иванов. Полного покрытия России сигналом Роскосмос пока и не обещал, сейчас сигнал, по данным GPSsoft, покрывает около 94 процентов территории страны. С другой стороны, по последним сообщениям РИА Новости, покрытие 90 процентов территории будет достигнуто только в феврале после ввода в эксплуатацию еще трех спутников. С третьей стороны, по более ранним сообщениям "Интерфакса", после этого покрытие достигнет 95 процентов.
С точностью тоже не все понятно. GPSsoft сообщает, что горизонтальные координаты ГЛОНАСС умеет определять с точностью 50-70 метров, вертикальные - 70. У американской GPS точность достигает одного метра, ГЛОНАСС, как ранее сообщали новостные агентства, должен добиться такой точности к 2011 году.
Кто виноват?
Речь идет о гражданском сигнале. Более точный военный сигнал в системе GPS зашифрован. В системе ГЛОНАСС на данный момент в принципе доступны оба сигнала, однако использование военного гражданскими потребителями не рекомендуется.
Разочарование властей низкими показателями не ограничивается. Возникающие в ходе работы над проектом проблемы, по мнению Иванова, решаются крайне сложно. Предприятия-изготовители, на которых собираются спутники (а спутники ГЛОНАСС собираются в основном на НПОПМ им. Решетнева), работают неэффективно, аппаратура на спутниках ненадежна, не создано инфраструктуры для развития системы.
Иванов отметил, что требования к системе, в частности, к перспективному космическому аппарату "Глонасс-К", который может работать 10 и более лет на орбите, до сих пор не согласованы с Роскосмосом и Минобороны и не утверждены.
Кроме того, отсутствует необходимая нормативная правовая база в области создания и использования цифровых навигационных карт и навигационной деятельности.
Система ГЛОНАСС состоит из трех подсистем:
подсистемы космических аппаратов;
подсистемы контроля и управления;
навигационной аппаратуры потребителей.
Припомнил заместитель премьера и то, что в России до сих пор нет собственной конкурентоспособной навигационной аппаратуры. В декабре 2007 года появились было навигаторы Glospace, способные работать и с ГЛОНАСС, и с GPS, но они "были буквально сметены с прилавков, как во времена дефицита". Действительно, в конце прошлого года в сеть магазинов "ИОН" Glospace в небольшом количестве поступили, но тут же исчезли, осчастливив тех немногих, кто их успел купить, и озадачив всех остальных.
Что делать?
Иванов особо подчеркнул, что не выполнить эту задачу Роскосмос не имеет никакого права, поскольку "ГЛОНАСС относится к самым приоритетным проектам". Руководству Федерального космического агентства вице-премьер пригрозил персональной ответственностью, не уточнив, правда, в чем она будет заключаться.Вице-премьер заявил, что при разработке ФЦП "Глобальная навигационная система" были допущены просчеты, поэтому в программу срочно будут вноситься изменения, чтобы довести ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня. Какие именно, опять же неизвестно.
Роскосмос пообещал учесть замечания Иванова, напомнил, что в феврале введет в строй запущенные в декабре спутники, гарантировал, что запустит за год еще шесть, а в начале февраля выпустит тысячу автомобильных навигационных приемников.
Вообще говоря, неудовольствие властей можно понять. Первый спутник ГЛОНАСС был запущен еще в 1982 году (еще до этого разрабатывалась система "Циклон" и ее вариант "Цикада"), а воз, в общем-то, и ныне там. Разумеется, российская система вторая в мире, она намного опережает только запускаемую европейскую "Галилео" и развертываемую китайскую "Бэйдоу", но до GPS-NAVSTAR еще далеко, а главное, широкого практического применения ГЛОНАСС не имеет.
Тем не менее, резкие заявления Иванова стали неожиданностью. До сих пор все сообщения о развитии ГЛОНАССа подавались в оптимистичном тоне, явных срывов планов не наблюдалось, система постепенно совершенствовалась. Судя по тому, что реальных финансовых (даже наоборот - Иванов, говоря о строительстве нового космодрома, обещал увеличение финансирования на 13 процентов) и административных репрессий пока не последовало, правительство просто решило подстегнуть "неторопливых" разработчиков - все-таки приоритетный проект.