Страсти по "Имеди" Грузинский телеканал останется независимым, но не оппозиционным

25 марта 2008 года истек срок действия лицензии на вещание грузинской телекомпании "Имеди". Между тем сама компания приостановила работу еще в конце декабря 2007. Согласно грузинским законам, в сложившейся ситуации, когда и лицензия истекла, и сама телекомпания не работает, разрешение на вещание должно быть отозвано. Однако в случае с "Имеди" все иначе. Компания возобновит вещание 1 апреля, а с 10-го начнет работать в полном формате.

Грузинские власти в лице председателя Национальной комиссии по коммуникациям Грузии Георгия Арвеладзе заявили, что не собираются ставить вопрос о лишении "Имеди" лицензии. Более того, Арвеладзе высказал пожелание, чтобы телекомпания как можно скорей приступила к работе. И это спустя четыре месяца после того, как сами же грузинские власти старательно пытались ее удушить, арестовать имущество оппозиционного СМИ и, по некоторым данным, прибрать его к рукам.

Столь показательное изменение отношения властей к телекомпании, которая доставила Михаилу Саакашвили множество неприятных минут и даже вынудила в ноябре 2007 года воспользоваться услугами спецназа, ворвавшегося в аппаратную и расколотившего оборудование, объясняется достаточно просто. "Имеди" все еще остается в центре скандала, но этот скандал уже не политический. В результате ряда комбинаций он "девальвировался" в скандал имущественный, к тому же сильно отдающий мошенничеством. Хотя политический аспект все же присутствует.

Для того чтобы разобраться в политико-хозяйственных спорах вокруг "Имеди", необходимо вернуться на некоторое время назад. Компания была основана влиятельным грузинским олигархом, миллиардером Бадри Патаркацишвили. Телеканал "Имеди" стал одним из самых рейтинговых в Грузии. Тем не менее телекомпания не избежала упреков в том, что отражает политические взгляды своего учредителя. Внимание к "Имеди" усилилось после того, как осенью 2007 года Патаркацишвили заявил о намерении оказать финансовую поддержку оппозиции, требовавшей отставки Михаила Саакашвили.

Вероятно, чтобы избежать ненужных кривотолков и вывести медиа-активы из-под возможного удара властей, Патаркацишвили в конце октября 2007 года передал часть акций "Имеди" американской компании News Сorporation, входящей в медиаимперию Руперта Мердока. Также к News Сorporation перешло управление телекомпанией сроком на один год. И, как оказалось, вовремя. В ноябре 2007 года телеканал активно освещал проходившие в Тбилиси акции протеста оппозиции, которые привели к столкновениям с силами правопорядка. Телеканал был закрыт, его обвинили в распространении призывов к свержению власти.

Потом последовали суд и обращения международных организаций и политиков к грузинским властям с требованием прекратить преследование независимой телекомпании. Наконец, арест с имущества "Имеди" был снят, оборудование приведено в порядок, получена лицензия на вещание, и 12 декабря 2007 года "Имеди" вновь вышел в эфир. Но ненадолго. 26 декабря, перед внеочередными президентскими выборами, уже сами журналисты заявили о том, что прекращают работу и не желают участвовать "в грязных политических играх".

Упреки адресовались не только властям, которые, по словам руководителя политических программ телекомпании Георгий Таргамадзе, "не жалели усилий для шантажа и перевербовки сотрудников", но и, как ни странно, самому учредителю телекомпании Бадри Патаркацишвили. Таргамадзе, в частности, заявил, что журналисты протестуют против "недоразумений, которые связаны с участием в намеченных президентских выборах владельца канала, скандал вокруг которого поставил сотрудников в очень тяжелое положение". Напомним, что к тому времени Патаркацишвили уже две недели числился официальным кандидатом в президенты Грузии.

Руководитель политических программ также отметил, что канал не возобновит вещание, пока не выяснится правовой статус владельца телевидения. А журналист информационной программы телекомпании "Имеди" Мераб Метревели высказался еще более резко и определенно, заявив, что для сотрудников телекомпании методы, которыми Бадри Патаркацишвили пытался прийти к власти, категорически неприемлемы. В это же время против Патаркацишвили прокуратурой было возбуждено уголовное дело по подозрению в заговоре с целью свержения государственной власти. Сам Патаркацишвили, хоть и записался в соперники Саакашвили по предвыборной кампании, успел рассориться с другими оппозиционерами.

Словом, телекомпания оказалась заложницей в сложной политической игре. Поэтому желание ее сотрудников подождать, "пока не очистится возмутившаяся в результате политического кипения среда", вполне объяснимо. По некоторым данным, журналисты рассчитывали вырваться из грузинского политического омута, передав третьей стороне, к примеру тому же Руперту Мердоку и его News Corporation, все акции телекомпании. Тем временем в начале января грузинские власти повторно наложили арест на имущество "Имеди". Уладить все политико-хозяйственные конфликты руководство телекомпании рассчитывало уже в начале 2008 года, чтобы вновь выйти в эфир. Однако тут возникло совсем неожиданное препятствие.

13 февраля 2008 года Бадри Патаркацишвили скончался в своем поместье под Лондоном от сердечного приступа. Сразу же встал вопрос о том, кто наследует его активы, в том числе телекомпанию "Имеди". В тот же день, 13 февраля, стало известно, что "Имеди" возглавит вдова Патаркацишвили Инна Гудавадзе. Кроме того, высказывались предположения, что теперь "Имеди" окончательно перейдет под контроль News Corporation. Однако спустя три дня произошло еще одно событие, не менее неожиданное, чем смерть олигарха. У Бадри Патаркацишвили появился еще один наследник, двоюродный брат по материнской линии, гражданин США Джозеф Кей - он же урожденный Иосиф Какалашвили.

Джозеф Кей предъявил Инне Гудавадзе копии завещания и доверенности, якобы передающие ему право распоряжаться всеми активами. Он заявил, что фактически является душеприказчиком Патаркацишвили. По словам Кея, на него возложена непростая миссия - собрать по всему миру имущество покойного, с тем чтобы потом раздать его родственникам. Однако оказалось, что один из активов, а именно телекомпанию "Имеди", разделить между родственниками не получится, поскольку 70 процентов ее акций уже приобрел сам Джозеф Кей.

Бадри Патаркацишвили. Фото Демьяна Кудрявцева

Бадри Патаркацишвили. Фото Демьяна Кудрявцева

Lenta.ru

В интервью "Коммерсанту" господин Кей отказался обсуждать детали этого вопроса, отметив лишь, что акции он действительно купил. Сумму сделки он не назвал, сославшись на коммерческую тайну, а дату сделки просто не смог вспомнить. Однако при этом заявил, что телекомпания была куплена по абсолютно легитимной схеме и - пожалуй, это самое интересное! - что в дальнейшем она не будет заниматься политикой. "Это будет чисто информационный канал вещания без политики, которым я и собираюсь руководить", - пояснил Джозеф Кей.

О легальности схемы приобретения "Имеди" говорить не приходится, потому что никаких сведений об этом нет - как-никак коммерческая тайна. Между тем друг покойного Бадри Патаркацишвили Борис Березовский, он же, как оказалось, заклятый враг Джозефа Кея, рассказал, что Кей приобрел "Имеди" не без участия грузинских властей. По его словам, арестованные властями активы "Имеди" были разморожены всего за час, тогда как другие активы Бадри в Грузии так и остались замороженными. Как пишет "Коммерсант", сделка прошла в феврале 2008 года. Кей со своей стороны назвал Бориса Березовского "чертом", который представляет опасность для всего мира.

Само собой разумеется, что вдова Бадри Патаркацишвили Инна Гудавадзе обвинила Джозефа Кея и его юристов - Эммануила Зельцера и Алика Фишкина - в мошенничестве. Она разослала письма властям нескольких стран, в том числе США, Великобритании, Грузии и Белоруссии, в которых сообщалось, что Кей и Зельцер "выдают себя за представителей Бадри Патаркацишвили, обладающих правами на его имущество, предоставляя поддельные документы". Гудавадзе заявила, что будет отстаивать свое право через суд. Ее поддержала грузинская оппозиция, лидер которой Георгий Хаиндрава заявил, что Кей - подставное лицо, через которое телекомпанией пытается завладеть официальный Тбилиси.

Со своей стороны Руперт Мердок и холдинг News Corporation также не собираются мириться с потерей "Имеди" и намерены опротестовать в суде лишение права на управление телекомпанией. Представитель News Corp. в руководстве "Имеди" Луис Робертсон 27 марта отправится в Стамбул и проведет консультации с руководством медиахолдинга. Там также планируется изучить документ, на основе которого Джозеф Кей вступил во владение "Имеди". Сам Кей между тем уже дал понять, что ни о каком компромиссе не может быть и речи, заявив, что "News Corp. - это Березовский", а Березовскому места в "Имеди" нет.

Журналистов "Имеди" спор о том, кому будет принадлежать компания, кажется, не так уж и волнует. Сейчас для них главное выйти в эфир, потому что потом такой возможности может не представиться вовсе. 26 марта директор телекомпании Бидзина Бараташвили встретился с Джозефом Кеем в отеле "Тбилиси Мариотт". Он передал ему меморандум журналистов, в котором те требовали, чтобы политика телеканала осталась независимой.

Кей согласился с заявлением, подчеркнув, что "этот канал не будет ни оппозиционным и ни позиционным". "Канал будет вещать точно в том формате, который называется свободой слова", - добавил он. Почему свобода слова и независимость исключают оппозиционность или "позиционность", Кей объяснять не стал. Однако такой исход, судя по всему, устраивает грузинские власти, которые даже с просроченной лицензией готовы выпустить "Имеди" в эфир.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше