Скажи мне, кто твой друг Барак Обама и Джон Маккейн выбрали себе напарников

В последние годы исследования общественного мнения в США показывают, что выбор напарника крайне незначительно влияет на рейтинг кандидата в президенты страны. Избиратели голосуют за президента, а вице-президента рассматривают как придаток, не имеющий решающего значения. Тем не менее, кандидаты по-прежнему относятся к выбору напарников очень серьезно, не оставляя надежд, что с их помощью смогут компенсировать какие-то собственные недостатки.

Аляскинский отжиг

Джон Маккейн отжег. Это жаргонное словечко, пожалуй, наиболее точно описывает впечатление от того, какой выбор он сделал. Чуть ли не впервые за эту кампанию он по-настоящему всех удивил. Губернатор Аляски Сара Пэйлин, конечно, фигурировала в списках потенциальных республиканских кандидатов в вице-президенты, но мало кто рассматривал ее шансы всерьез. Однако Маккейн показал всем, что способен на неожиданные, сильные и рискованные ходы.

На выборах 1984 года ситуация была безнадежной для Демократической партии: мало кто всерьез надеялся, что ее кандидат Уолтер Мондейл сможет составить реальную конкуренцию чрезвычайно популярному действующему президенту-республиканцу Рональду Рейгану. Тогда Мондейл взял в напарницы Джеральдин Ферраро в надежде, что это привлечет женщин и будет полезно для партии на следующих выборах. Этот расчет не оправдался.

Женщин, которые стали сильными политиками, обычно называют "железными леди". К Саре Луизе Хит Пэйлин это определение не подходит. Не потому, что она не железная. А потому, что она никакая не леди.

Она родилась в семье школьных учителей и с раннего детства жила на Аляске, в крохотном городке Василла (население – около 5 тысяч человек). В школе она была капитаном баскетбольной команды (ее прозвали Барракудой). В свое время она даже выходила в море на рыболовецком судне. В 1984 году она была признана вице-мисс Аляска и получила титул мисс Конгениальность. Еще Сара Пэйлин – член Национальной стрелковой ассоциации, она отлично стреляет из ружья и любит охоту, а ее любимая еда – музбургеры (mooseburgers, сэндвичи с лосиным мясом).

Она имеет степень бакалавра журналистики, но по специальности работала совсем немного. Ее муж Тодд Пэйлин, впрочем, вообще не имеет высшего образования. Они начали встречаться еще в старших классах, а поженились в 1988 году, причем по бедности им пришлось отказаться от традиционной праздничной вечеринки. Тодд Пэйлин работает нефтяником и подрабатывает рыбаком, увлекается гонками на снегоходах и является пилотом-любителям. У него даже есть собственный одномоторный самолет

У Пэйлинов двое сыновей, из которых старшему, Трэку, 19 лет, он служит в армии и уже в сентябре отправляется в Ирак. У младшего, четырехмесячного Трига, синдром Дауна. Еще у Пэйлинов три дочери со столь же немыслимыми именами: Уиллоу (ива), Пайпер (трубач) и Бристоль (в честь бухты на Аляске, на берегах которой вырос Тодд Пэйлин).

Сара Пэйлин с супругом Тоддом и дочерью Пайпер. Фото AFP

Сара Пэйлин с супругом Тоддом и дочерью Пайпер. Фото AFP

Lenta.ru

Итак, Сара Пэйлин – не леди, а суровая женщина из сурового северного края. И ее политические позиции столь же суровы: она убежденный консерватор, противница абортов и ярая защитница Второй поправки (права на свободное ношение огнестрельного оружия), она горой за традиционную аляскинскую нефтегазовую индустрию, она беспощадно сокращает бюджетные траты и охотно снижает налоги.

Политическая карьера Сары Пэйлин началась в 1992 году, когда она была избрана в городской совет Василлы. Затем она дважды избиралась мэром этого городка, стала весьма заметной фигурой на Аляске и председателем ассоциации мэров городов штата. В 2002 году Республиканская партия, к которой она примкнула, выдвинула ее на пост вице-губернатора, но неудачно. В 2006 году она победила на праймериз действующего губернатора (в прошлом сенатора) Фрэнка Мурковски, а на выборах – демократического кандидата Тони Ноулза. На губернаторском посту она прославилась в первую очередь как последовательный борец с лоббизмом и коррупцией.

Впервые женщина баллотировалась в президенты в 1884 году. Это была Белва Локвуд, правозащитница и суфражистка. Ее напарницей была Мариэтта Стоу. В дальнейшем женщин выдвигали на высшие посты Социалистическая, Либертарианская, Гражданская и другие экзотические партии. В 1980 году кандидатом в вице-президенты от Коммунистической партии была Анджела Дэвис. В 2008 году четыре женщины баллотируются в президенты (Диана Бил Темплин от Американской партии, Глория Ла Рива от Партии социализма и освобождения, Синтия Маккинни от "зеленых" и независимая Элвина Ллойд-Даффи) и три - в вице-президенты (Сара Пэйлин от Республиканской партии, Роза Клементе от "зеленых" и Элисон Кеннеди от Социалистической рабочей партии).

В частности, она не побоялась выступить против чрезвычайно популярного сенатора от Аляски Теда Стивенса еще до того, как ему в конце июля 2008 года предъявили обвинения в получении взяток от нефтяной компании VECO. Для республиканского кандидата в президенты Джона Маккейна это наверняка стало одним из важнейших аргументов в пользу Пэйлин, поскольку он сам сделал карьеру в Сенате в первую очередь именно на борьбе с различными группами влияния и "специальными интересами".

Впрочем, главное-то даже не это. Сара Пэйлин вполне может считаться живым воплощением традиционных республиканских ценностей: простая женщина из низов, семья (пятеро детей!), "пролайф" (сын-даун!), "добро с кулаками" и "если вам не нравится наша демократия – мы летим к вам" (сын-солдат!). Более того, вы только посмотрите, как она выглядит в свои 44 года! Это не Хиллари Клинтон и не Нэнси Пилози, которых психологи неоднократно уличали в том, что они стараются вести себя по-мужски и даже выглядеть по-мужски. Едва ли не самые популярные изображения Сары Пэйлин – ее фотографии из Кувейта, где она в качестве губернатора посещала солдат Национальной гвардии Аляски на американской военной базе в 2007 году. На них она – самая настоящая conservative girl, такие рекламируют футболки с надписями вроде "Imagine no liberals" или с портретом Рональда Рейгана - символа американского консерватизма.

Недостаток харизмы был одним из главных недостатков Джона Маккейна, особенно на фоне зажигательного демократа Барака Обамы. С появлением Сары Пэйлин этот недостаток будет в известной мере компенсирован.

С другой стороны, Сара Пэйлин довольно удобна для Маккейна, который рядом с ней выглядит настоящим политическим мастодонтом: в конце концов, что такое ее 16 лет в аляскинской политике по сравнению с его 26 годами в Конгрессе и абсолютно звездным статусом в Республиканской партии! Хоть Пэйлин и говорила в интервью NBC, что у вице-президента недостаточно работы для такой активной натуры, как она, но стоит ей "зарваться" – ее всегда можно будет приструнить, напомнив про ее неопытность.

Надо еще отметить, что у Пэйлин имеются определенные расхождения во взглядах с Маккейном, причем не по моральным вопросам вроде абортов или однополых браков, а по вопросам вполне практическим, касающимся в первую очередь энергетики. Как известно, Аляска – самый богатый нефтью штат США. Уже многие годы США никак не могут договориться с Канадой о строительстве газопровода с Аляски на "большую землю". Барак Обама в своем энергетическом плане упомянул необходимость все-таки построить эту трубу, за что удостоился похвал Сары Пэйлин.

В то же время Пэйлин, не боясь ярости защитников окружающей среды, призывает начать добычу нефти в Аляскинском заповеднике. Маккейн, который считает добычу на континентальном шельфе США приемлемым способом снизить цены на топливо и уменьшить зависимость страны от импортных энергоносителей, в то же выступает против бурения в заповедниках. Вообще, экологическая тематика занимает особое место в политических воззрениях Сары Пэйлин: с одной стороны, она, в отличие от многих консервативных республиканцев, признает, что проблема глобального потепления существует, но с другой, считает, что это не является следствием деятельности человека.

У Маккейна в преддверии выборов несколько основных проблем: его считают недостаточно консервативным, погрязшим в нескончаемых вашингтонских интригах и слишком старым. У Сары Пэйлин в этом отношении все хорошо: она весьма популярна у консервативной публики, ни дня не работала в Вашингтоне и очень молода для политика (на три года моложе Барака Обамы). Поможет ли это Маккейну – еще вопрос.

Старый лис борозды не испортит

То, что Маккейн переиграл Обаму с выбором напарника, - уже свершившийся факт. Как минимум его выбор интереснее, а значит, ему обеспечено более продолжительное и более пристальное внимание СМИ.

В действующей администрации вице-президент Дик Чейни - едва ли не самая влиятельная и демонизированная фигура. В начале своего правления Джордж Буш даже шутил, что если клонировать Чейни, то ему самому можно будет вообще ничего не делать. Кстати, тот факт, что Пэйлин является членом Национальной стрелковой ассоциации, уже дал шутникам повод вспомнить неприятный инцидент, когда Чейни на охоте подстрелил вместо перепелки своего приятеля, адвоката Гарри Уиттингтона: дескать, Пэйлин будет лучшим вице-президентом, и стреляет она явно лучше.

Обама же, вопреки обыкновению, в этом вопросе был предсказуем: делавэрский сенатор Джо Байден с самого начала (то есть с июня, когда определился победитель демократических праймериз) назывался одним из наиболее вероятных кандидатов в вице-президенты. Почему именно он – тоже слишком очевидно: у него опыт (65 лет, из которых 35 он провел в Сенате) и компетентность во внешней политике (председатель сенатского комитета по международным делам). Как и Маккейн, Обама не пытается при помощи напарника гарантировать себе победу в каком-либо ключевом штате: и Аляска, и Делавэр в политическом отношении – карлики (у обоих по три представителя в коллегии выборщиков), да к тому же Аляска и так традиционно республиканский штат, а Делавэр – традиционно демократический.

Байден теоретически может помочь Обаме укрепить позиции среди умеренных демократов, для которых нынешний кандидат – слишком левый. Именно в этой среде были наиболее сильны позиции Хиллари Клинтон. Тем немногим избирателям, которые исповедуют католичество и при этом при этом руководствуются религиозными соображениями на выборах, набожный католик Байден тоже будет явно более симпатичен, чем Сара Пэйлин, которая в младенчестве была крещена по католическому обряду, но впоследствии перекрестилась по-протестантски и ныне предпочитает называть себя "просто христианкой", не уточняя принадлежности к конкретной церкви.

Джо Байден с супругой Джилл и дочерью Эшли. Фото AFP

Джо Байден с супругой Джилл и дочерью Эшли. Фото AFP

Lenta.ru

Но это все сущие мелочи, которые едва ли будут иметь решающее значение, когда 4 ноября американцы пойдут выбирать себе президента.

Пока же тандем Обама-Байден просто выглядит более сбалансированным, чем Маккейн-Пэйлин, с одной поправкой: обычно внешняя политика все-таки является исключительной прерогативой президента, и в случае победы демократов вице-президент, скорее всего, будет иметь в этой сфере непривычно большое влияние.

И еще. Когда ставишь на "темную лошадку", надо быть готовым к тому, что недоброжелатели накопают про нее что-нибудь неприятное. Вот про Сару Пэйлин уже накопали, что она якобы пользовалась губернаторской властью для сведения не только политических, но и семейных счетов. Собственно говоря, оказаться в эпицентре крупного скандала или "сморозить" что-то не то – единственный способ для кандидата в вице-президенты оказать существенное влияние на выборы. И у Пэйлин, в силу ее неопытности, а также из-за того, что ее широкая публика еще только начинает узнавать, на это шансов гораздо больше, чем у старого лиса Байдена.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше