В условиях финансового кризиса банки активно сокращают расходы, используя все известные способы. Наиболее распространенными оказались сокращение штата сотрудников и отказ от ежегодных премий. В результате с начала 2008 года работы в банках по всему миру уже лишились более 160 тысяч человек, а те, кто пока еще остался на службе, будут получать почти на четверть меньшие зарплаты. После объявления о многомиллиардных убытках по итогам третьего квартала этого года увольнения приобрели массовый характер.
Веду бухгалтерию. За еду
Место лидера по увольнениям сотрудников, бесспорно, досталось американскому банку Citigroup, который в третьем квартале 2008 года объявил об убытках в 2,8 миллиарда долларов. После четырех убыточных кварталов подряд и финансовых потерь в более чем 20 миллиардов долларов финансовая организация решила снизить число сотрудников во всех отделениях по всему миру ровно до 300 тысяч.17 ноября банк объявил о готовящемся увольнении 50 тысяч сотрудников. При этом с начала года работы в Citigroup уже лишились 13 тысяч банкиров. По данным на конец января 2008 года в кредитной организации работали 374 тысячи человек.
В погоне за сокращением расходов другая американская финансовая организация - бывший инвестиционный банк Goldman Sachs - также объявила о сокращении штата сотрудников. В течение ближайших 12 месяцев банк уволит 3200 человек. В апреле Goldman Sachs покинули полторы тысячи человек. Кроме того, в московском отделении Goldman Sachs работы уже лишились 10 процентов сотрудников. Сейчас в штате банка в Москве работает 100 человек.
Другой бывший инвестбанк Morgan Stanley 13 ноября объявил о дополнительном сокращении персонала на две тысячи человек. При этом ранее работы в организации уже лишились 4400 сотрудников.
Увольнение служащих происходит и в других финансовых организациях не только в США, но по всему миру. В их числе национализированный британский банк-банкрот Northern Rock, Royal Bank of Scotland, Bank of America и некоторые другие. При этом массовые увольнения работников уже сказались на "околобанковских" фирмах, занятых подбором кадров для работы в финансовом секторе.
Morgan Stanley, как и Goldman Sachs, опасаясь банкротства, в сентябре 2008 года попросили у Федеральной резервной системы (ФРС) США разрешения сменить юридический статус с инвестиционных банков на банковские холдинги. В начале октября их просьба была удовлетворена. Теперь финансовые организации смогут получать стабильный доход от обслуживания клиентов.
Еще в начале октября крупнейшее американское кадровое агентство Whitney Group, занимающееся поиском топ-менеджеров для работы на Уолл-стрит, заявило, что не может выплачивать зарплату своим сотрудникам. У фирмы просто нет денег. Текущий счет компании в октябре этого года составлял всего 100 тысяч долларов. Для сравнения, в 2007 году Whitney Group получила прибыль в 30 миллионов долларов.
Увольнения банкиров вряд ли смогут принести реальную пользу финансовым организациям. Экономия в этом случае составляет от силы несколько десятков миллионов долларов, не сопоставимых с миллиардными потерями и не меньшими по размерам долгами. Кроме того, часть сотрудников работают по контрактам, срок которых истекает только через несколько лет. В этом случае финансовым организациям приходится выплачивать компенсации за досрочное увольнение. Впрочем, в условиях финансового кризиса может оказаться, что "копейка" и впрямь "рубль" бережет.
Надо их меньше кормить
Стремясь максимально снизить расходы, финансовые организации прибегают не только к увольнениям. В ближайшие пару месяцев банковский сектор может захлестнуть волна сокращений заработных плат, премий, а то и вовсе отказа от них. По разным прогнозам, премии одних лишь только топ-менеджеров на Уолл-стрит могут сократиться не меньше, чем на 70 процентов. Премии младших служащих снизятся на 10-45 процентов.Причиной этому будет не только финансовый кризис, но и давление политиков. В октябре 2008 года правительство США приняло программу поддержки банков, которая предусматривает их рекапитализацию на общую сумму в 250 миллиардов долларов. При этом финансовые организации, уже получившие часть средств от государства, столкнулись с требованием не выплачивать топ-менеджерам компенсации за досрочное увольнение, а также ограничить выделение премий и бонусов.
17 ноября 2008 года семеро топ-менеджеров Goldman Sachs, включая генерального директора банка Ллойда Блэнкфейна (Lloyd Blankfein), отказались от годовых бонусов. В этом году они получат только заработную плату, которая у каждого из них составляет в среднем 600 тысяч долларов в год. Как ожидается, этот жест доброй воли позволит бывшему инвестбанку сэкономить несколько сотен миллионов долларов. В 2007 году вознаграждение одного лишь Блэнкфейна составило 68,5 миллиона долларов.
Руководству крупнейшего банка Швейцарии - UBS - повезло меньше. Топ-менеджеры этой финансовой организации будут лишены ежегодных премий не по своей воле, но по решению акционеров банка, одним из которых является правительство страны. В конце октября власти Швейцарии выкупили 9,3 процента акций финансовой организации за 5,3 миллиарда долларов.
Теперь топ-менеджеры UBS не увидят ежегодных премий в течение ближайших трех лет. При этом акционеры финансовой организации получили право определять размеры премий руководства UBS, которые раньше рассчитывались по строго определенным формулам. Так что, когда топ-менеджемент банка вновь начнет получать свои вознаграждения, их размер может оказаться намного меньше.
Впрочем, случаи самопожертвования в UBS также случались. В начале ноября этого года бывший генеральный директор UBS Петер Вуффли (Peter Wuffli) отказался от компенсации за увольнение в размере 10 миллионов долларов.
Поправить положение с помощью снижения дохода своих сотрудников решил и банк Citigroup. 14 ноября этого года кредитная организация объявила, что снизит заработные платы своих работников не менее чем на 25 процентов.
Как везде
Российские финансовые организации также решили снизить расходы при помощи увольнений. Статистики относительно общего числа сокращений в банковском секторе страны пока не ведется. Однако очевидно, что общее число банкиров, лишившихся работы, стремительно приближается к тысяче, если уже не перевалило за эту отметку.17 ноября стало известно, что российская инвестиционная группа "Уралсиб" намерена уволить 20 процентов своих сотрудников. Точное число готовящихся к увольнению работников "Уралсиба" не известно. Для сравнения, в одном лишь банке "Уралсиб", принадлежащем инвестгруппе, работает около 11 тысяч человек.
По данным Центробанка России, в сентябре 2008 года убытки российских банков составили 13,1 миллиарда рублей. При этом третий квартал этого года с отрицательной прибылью закончили около 160 финансовых организаций. Некоторые из них не сумели ответить по своим обязательствам и сменили владельцев. Часть из банков попала под пристальное наблюдение Агентства по страхованию вкладов, по оценке которого в 2008-2009 году от 20 до 40 из них могут перейти под его контроль.
Ранее финансовый холдинг "Ренессанс Групп" объявил об увольнении 100 человек, которые уже получили уведомления об этом. Всем уволенным была выплачена компенсация в размере пяти месячных зарплат. Другая инвесткомпания - "Метрополь" - сократила штат топ-менеджеров, а из "Брокеркредитсервиса" были уволены 50 человек. Российские отделения обанкротившегося Lehman Brothers, банков Merrill Lynch и Credit Suisse также провели сокращения.
Тем не менее не все финансовые организации пошли по пути уменьшения штатов. Так, "Номос-банк" решил сокращать расходы за счет уменьшения продолжительности рабочего дня на два часа. С5 ноября этого года дополнительные офисы банка завершают работу не в 20:00, как раньше, а в 18:00. Только центральный офис кредитной организации продолжает работать в прежнем режиме.
Ожидать, что рост числа увольнений в ближайшее время пойдет на спад, по-видимому, не стоит. Впереди еще четвертый квартал, по итогам которого банки могут отрапортовать о новых убытках и, как следствие, новых сокращениях. По некоторым прогнозам, еще до конца 2008 года число лишившихся работы банкиров по всему миру превысит 200 тысяч человек. Такими темпами через пару лет работать в банковском бизнесе будет не только не выгодно... но и некому.