На Украине правительство выделило полмиллиона гривен на создание трех дюжин телевизионных рекламных роликов, призванных поднять статус государственного языка. Местным и центральным телеканалам уже "рекомендовано" подыскать место этой продукции в своих рекламных блоках.
Кампанию "Наш Язык" во вторник презентовали Министерство культуры, Государственная служба по вопросам кинематографии, а также Государственное агентство промоции украинской культуры (да-да, есть и такое ведомство в Киеве!).
По словам одного из чиновников Минкульта, выступившего инициатором кампании, основной ее целью является "актуализация украинского языка в информационном пространстве и его популяризация в массовом сознании украинцев".
Проще говоря, русскоязычных жителей Украины (и еще, видимо, крымских татар) до конца 2008 года с экрана будут убеждать перейти на украинский в повседневной жизни (на работе большинство уже заставили).
Запланированный подход к целевой аудитории особой оригинальностью не отличается: "галерея портретов носителей украинского языка" будет обращать бусурман в свою веру при помощи "позитива во взгляде в будущее, оптимизма, любви к родной стране, к своему языку, серьезного отношения к национальной культуре".
На придание физиономиям "носителей" выражения того самого оптимизма и любви, а также связанные со съемками роликов технические траты предложена сумма в 490 тысяч гривен.
Казалось бы - полмиллиона кому хочешь добавят позитива во взгляде в будущее, но на самом деле для 36 запланированных к производству роликов сумма - смехотворная. На каждый выходит около 1800 долларов.
Любой рекламщик скажет вам, что создать хоть что-то более или менее приемлемое на эту сумму практически нереально. Это один человек за камерой, один - перед камерой. Максимум - еще один подсказывает текст. Ни хорошего режиссера, ни оператора, ни актера таким гонораром на съемочную площадку не заманить.
Да и техническое оснащение будет соответствующим.
Кроме очевидной финансовой несостыковки удивляет и сама идея. При помощи рекламы можно, пожалуй, подвигнуть человека на покупку телевизора или пылесоса определенных марок. В случае социальной рекламы и при соблюдении некоторых условий - на то, чтобы, скажем, пристегнуться в машине или стукнуть на соседский притон куда следует.
Но для того чтобы заставить человека начать думать и общаться с близкими на другом языке (пускай он даже государственный), реклама едва ли подходит. Тут нужно что-то более серьезное. Создать привлекательную культурную среду, например.
Обычная коммерческая реклама этому делу служит даже лучше специальной. Во-первых, в украинском телеэфире она вся идет только на государственном языке, а во вторых, в роликах про стиральные порошки, шоколадки и автомобили фигурируют тоже не ханыги и неудачники, а люди, светящиеся от оптимизма и уверенности в будущем.
Кстати, Минкульт Украины мог бы сильно повысить популярность государственного языка, запретив говорить на нем местным политикам, которые не в ладах с "мовой". У главы Партии регионов Виктора Януковича, например, украинский довольно условный, он то и дело сбивается на русский. Премьер-министр Юлия Тимошенко, хоть и говорит на государственном языке довольно бойко, делает это словно школьница, выучившая урок (аккурат к "оранжевой революции"), и поверить в то, что украинский для нее родной, может только человек, этим языком не владеющий. А, например, лидер украинских коммунистов Петр Симоненко иногда вообще принципиально использует русский, в том числе и на заседаниях Верховной Рады, хотя все знают, что украинским он владеет лучше Януковича и той же Тимошенко.
А на полмиллиона гривен можно купить, например, учебников литературы - для одной-двух школ хватит.