Пока одни чиновники утверждают, что российская экономика либо достигла "дна", либо в ближайшее время его достигнет, другие продолжают говорить о трудностях, которые еще ожидают страну. 24 марта вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Россия в ближайшее время столкнется со второй волной банковского кризиса.
По словам Алексея Кудрина, новый кризис будет связан с тем, что российские компании не смогут расплатиться с банками по кредитам, так как у них просто не будет для этого средств. В условиях экономического кризиса многие производства работают на склад, а не на конечного потребителя и, следовательно, не получают за свои товары никаких средств.
При этом выдача новых кредитов осложнена сразу несколькими факторами. Во-первых, многие компании уже заложили свои акции или активы в залог по старым кредитам. А во-вторых, российские банки, зная об отсутствии спроса на многие товары, не спешат рефинансировать прежние кредиты или поднимают ставки до тех уровней, при которых от убытков компании не спасет любое, даже резкое улучшение экономической ситуации.
Нельзя сказать, что невыплата по ранее полученным кредитам еще не достигла России: многие российские компании уже ищут возможности для отсрочки выплат или подают заявления о банкротстве. В частности, урегулировать задолженность попросили такие крупные кредиторы как "Русал" и ряд других компаний, принадлежащих Олегу Дерипаске, медиахолдинг РБК, авиаперевозчик S7 ("Сибирь"). Список этот можно было бы продолжать и дальше, однако, по мнению Алексея Кудрина, данных неплатежей по кредитам еще недостаточно для того, чтобы вызывать осложнения во всей банковской системе.
Когда ждать новой волны кризиса, Кудрин не уточнил. За него это сделал другой чиновник – заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. 24 марта он заявил, что структурные риски появятся осенью 2009 года, однако благодаря государственной поддержке их, считают в правительстве, удастся свести к минимуму.
Первая волна
Опыт антикризисных решений в банковской сфере российские власти уже накопили достаточный: осенью 2008 года во многом благодаря решениям монетарных властей и экономического блока правительства удалось избежать масштабного обвала отрасли, который грозил бы дестабилизацией всей экономики.
Во-первых, чиновники довольно быстро приняли решение о том, что не допустят банкротства ни одной из крупных финансовых организаций. Это стало понятно после фактического разорения "КИТ Финанса" и Связь-банка. В рекордно короткие сроки чиновники нашли для этих банков инвесторов – Связь-банк перешел под контроль ВЭБа, а "КИТ Финанс" стал управляться "Российскими железными дорогами" и алмазодобывающей "АЛРОСой".
Затем спасение банков приняло более системный характер: им стали заниматься Центробанк и Агентство по страхованию вкладов. Именно они сейчас решают, нужно ли сохранять "проблемный" банк в условиях кризиса или его легче обанкротить.
Другим важным решением властей стало повышение гарантированного возмещения по вкладам в случае банкротства банка. Это привело к тому, что многие граждане решили не забирать средства из финансовых организаций и тем самым не усугубили положение и без того испытывающих дефицит ликвидности банков.
Еще одним способом борьбы с банковским кризисом стали кредиты, которые согласились выдавать банкам Минфин и ЦБ по льготным процентам. ЦБ кредитует финансовую систему через аукционы репо и аукционы без залога, а Минфин в 2008 году ввел практику депозитных аукционов, на которых размещались временно свободные средства бюджета. К концу года практика таких аукционов прекратилась, но они вполне могут возобновиться в 2009 году, даже несмотря на дефицит федерального бюджета.
В условиях экономического кризиса у банков стала расти не только просрочка по кредитам компаниям, но и по потребительским кредитам. По подсчетам газеты "Ведомости", у ряда крупных банков в России просроченная задолженность по потребкредитам в феврале выросла на 9,8 процента, а в январе – сразу на 24 процента.
По мере того как кризис распространялся на предприятия реального сектора, власти страны начинали все больше заботиться о заводах и фабриках, а не о банках. Получалось это не так хорошо, как с банками – производство в России в значительной степени зависит от конъюнктуры на мировых рынках.
К марту 2009 года чиновникам пришлось решать и первые крупные корпоративные конфликты между финансовыми организациями и производителями товаров. Так, 16 марта президент России Дмитрий Медведев на совещании с первым вице-премьером Игорем Шуваловым заявил, что банки-кредиторы не должны доводить крупные компании до остановки производства. "Мы не можем жертвовать судьбой целых предприятий, работой многотысячных коллективов для удовлетворения амбиций отдельных кредитных учреждений. Надо прекращать корпоративный эгоизм", - отметил президент.
Речь Медведева, по сути, была обращена только к одному банку – Альфа-банку. Именно эта кредитная организация не согласилась на мораторий по выплате основного долга "Русала" и подала к структурам Олега Дерипаски десятки исков. Позднее стало известно, что Медведев вроде бы помирил Дерипаску с основным владельцем "Альфы-групп" Михаилом Фридманом, однако затем выяснилось, что "Альфа" не прекратила бомбардировать суды исками к компаниям Дерипаски.
Тем не менее, заявление Медведева о "корпоративном эгоизме" все равно может оказаться прецедентным для российского рынка. Ведь фактически оно означает, что предприятия, обремененные социальными функциями (например, владеющие градообразующими заводами) имеют полное право не платить по долгам, объясняя ситуацию кризисом.
Возможно, именно о таких неплательщиках и говорил Алексей Кудрин, заявив о второй волне банковского кризиса. В скором времени правительству предстоит решать, что же все-таки выбрать: решиться на смену собственников в обанкротившихся предприятиях или "топить" банки, которые могут не выдержать роста неплатежей по кредитам.