С тех пор как в приграничных с Киргизией районах Узбекистана произошли вооруженные столкновения, прошло уже две недели. Однако ситуация на границе до сих пор остается напряженной. Узбекистан, вооружившись версией о том, что неизвестные экстремисты пришли из Киргизии, стал активно отгораживаться от соседнего государства. На границе с узбекской стороны роются траншеи и возводятся стены.
Все это можно бы назвать адекватными мерами безопасности, если бы руководство республики толком объяснило, кто конкретно напал на Андижанскую область и кого, соответственно, должны сдержать все эти фортификационные сооружения. Неужели ту самую "группу из двух-трех бандитов", из-за которой, как следует из официальной версии, якобы и произошел весь переполох? Или все же религиозных экстремистов (которые, по неофициальной информации, совершили в регионе серию терактов)? Или кого-то еще? Между тем в борьбе с таинственным противником Узбекистан, как заявила Киргизия, уже нарушил двусторонние договоренности о приграничном сотрудничестве.
До минирования границы (именно таким способом Узбекистан в 2000 году отгородился от Таджикистана) дело пока не дошло. Однако это, возможно, только вопрос времени.
Напомним, что 26 мая с раннего утра в приграничной Андижанской области Узбекистана (которая граничит с Киргизией) произошли столкновения между некими экстремистами и представителями силовых структур. Что это было, окончательно не прояснилось до сих пор.
По неофициальной информации, основанной в том числе и на заявлениях источников в силовых структурах Узбекистана и Киргизии (последние узнавали об андижанских событиях от коллег и знакомых в соседней республике), в регионе имела место серия терактов - несколько взрывов в областном центре Андижане, а также нападение нескольких десятков боевиков на здание ОВД в приграничном Ханабаде. Число погибших (опять же, по неофициальным данным) составило не менее 14 человек. В МВД Киргизии сообщали, что перестрелка произошла в том числе и на самой границе: "С киргизской стороны в районе пункта перехода видны следы крови, которые находятся на территории соседнего государства", - заявил представитель ведомства.
Генпрокуратура Узбекистана, в свою очередь, описала события 26 мая всего в двух эпизодах: сначала "группа из двух-трех бандитов напала на блок-пост милиции в Ханабаде, ранила милиционера, но, получив отпор, была вынуждена скрыться", а затем в Андижане "неизвестный мужчина произвел самоподрыв" (от употребления слов "террорист-смертник" прокуратура воздержалась). Позднее президент Узбекистана Ислам Каримов, посетив Андижанскую область, несколько расширил официальную версию, заявив, что за событиями 26 мая стоят некие "зарубежные спонсоры". В то же время он не сказал, кого конкретно подозревают в этих преступлениях (ранее источник в силовых структурах Ташкента заявил, что боевики, скорее всего, являются членами ИДУ (Исламского движения Узбекистана), позднее ответственность за теракты взяла на себя организация "Исламский джихад", ни та, ни другая версии, правда, не получили официального развития).
Впрочем, жители региона и сами могли догадаться, что произошло нечто большее, чем бандитское нападение на милицейский пост. Очевидно, ради "двух-трех бандитов" в приграничные районы не стали бы стягивать бронетехнику, глушить там мобильную связь, перекрывать границу с Киргизией и предпринимать другие подобные действия. На борьбу с религиозными экстремистами и террористами эти меры, конечно, походят больше.
Семиметровые стены и водяные рвы?
Стремясь успокоить население (которому в отсутствие внятной официальной информации приходится полагаться на слухи), узбекские власти не придумали ничего лучше, как переместить источник угрозы на территорию соседней страны. Сначала это пытались сделать буквально: представитель городской администрации Ханабада, которого цитировало агентство Central Asian News, утверждал, что взрыв 26 мая произошел не в Узбекистане, а в Киргизии. А в самом Узбекистане, как уверял чиновник, "нет никаких оснований для паники". Позднее версию о "киргизском следе" подхватила Генеральная прокуратура Узбекистана, заявив, что группа бандитов, по предварительным данным, "проникла в Андижанскую область из соседней Киргизии".
И то, и другое официальный Бишкек опроверг. "Информация о том, что эти лица пересекли границу с территории Киргизии - это неправильно, это абсолютно неверно", - возмущался замглавы пограничной службы республики Чолпонбек Турусбеков.
Ситуация на границе между тем оставалась сложной. С утра 26 мая, в связи с андижанскими событиями, она была вообще закрыта по инициативе узбекской стороны, затем пункты пропуска возобновили работу (пограничный контроль, разумеется, был усилен). Уже 28 мая киргизская сторона объявила о переходе на обычный режим охраны границы с Узбекистаном. Однако Ислам Каримов, посетив Андижанскую область 31 мая, как сообщало издание Voice of Freedom, велел пограничникам "свести к минимуму свободный переход граждан через границу". По его словам, частые переходы граждан через границу подозрительны и явления такого рода должны пресекаться. Недовольство узбекского президента вызвало, в частности, то, что жители приграничных районов посещают рынок, расположенный на территории соседнего государства.
10 июня "Фергана.Ру" сообщала, что киргизско-узбекская граница "остается фактически перекрытой". Граждане Узбекистана, по информации агентства, могут вернуться в свою страну из Киргизии, но в обратном направлении их не пропускают. Киргизские пограничники, как утверждает агентство, пропускают только своих граждан, возвращающихся домой из Узбекистана.
Провести "зачистку" на границе с Киргизией узбекские власти планировали давно. В конце 2006 года эксперт по пограничным вопросам Саламат Аламанов в интервью агентству "Фергана.Ру" отмечал, что узбекская сторона намеревалась сделать пограничную полосу со всеми атрибутами, а для этого выселить людей, ликвидировать все сооружения и сельскохозяйственные угодья на полосе шириной сто метров. Сам эксперт скептически отнесся к этой инициативе. "В Ферганской долине с ее большой плотностью населения дорог каждый клочок земли", - отметил он. Ситуацию осложняло и то, что некоторые населенные пункты находятся частично на территории одного, частично на территории другого государства, и в узбекской части села, к примеру, могут жить граждане Киргизии (и наоборот).
Однако одно только блокирование границы (при том, что, например, количество узбекских пограничников, по данным Пограничной службы Киргизии, превышает число киргизских в девять раз) показалось узбекским властям недостаточным. Вдоль границы начали рыть траншеи. По информации узбекской службы "Радио Свобода", для этого были задействованы экскаваторы. Источник радиостанции сообщил, что рвами глубиной и шириной в три метра планируется окопать всю линию границы Андижанской области с соседней страной. Источники Voice of Freedom сообщают, что ямы еще глубже: шириной в шесть метров и глубиной около четырех. По данным издания, аналогичные работы ведутся и на границе Узбекистана с Таджикистаном.
В соседней Киргизии земляные работы на узбекской границе, разумеется, не остались незамеченными. Как сообщил глава сельского округа Марказ Баткенской области Абдырасул Маматалиев, длина траншеи на участке границы с Ферганским районом уже составляет два километра. "Как нам стало известно, узбекская сторона роет эти траншеи для заполнения их водой", - сказал он. Со своей стороны, глава сельского округа Кыргыз-Кыштак Калыкберди Шерматов, комментируя ситуацию, отметил, что если раньше жители Узбекистана приезжали в Баткенскую область в гости к родственникам или привозили свои фрукты и овощи на продажу, то в последнее время эти контакты стали прекращаться.
Что касается стен (бетонных сооружений высотой семь метров), то их, по данным узбекской службы "Радио Свобода", стали строить в одном из приграничных районов (Риштанском районе Ферганской области) еще месяц назад. Для строительства, по данным радиостанции, были привлечены и несколько десятков заключенных. Распространится ли эта практика и на другие участки границы, пока неизвестно. А с приграничных территорий, по информации "Ферганы.Ру", между тем уже начали отселять граждан, дома которых расположены в непосредственной близости к границе.
Чем ответит Киргизия?
Между тем серьезным препятствием для планов узбекского руководства может стать (да, собственно, уже стало) то, что граница между двумя странами согласована всего на 80 процентов. В Киргизии уже высказываются опасения, что соседи решили под шумок (под предлогом борьбы с экстремистами) провести одностороннюю делимитацию границы, разделив спорные участки в свою пользу. В пограничной службе Киргизии заявили, что, в соответствии с двусторонними соглашениями, до окончательной демаркации границы "ни одна из сторон не имеет права проводить строительные и оградительные работы". "Мы вынуждены констатировать, что официальный Ташкент нарушает ранее принятые договоренности", - отметил представитель ведомства.
Альтернативную версию событий на границе предложило издание Uzmetronom. Ссылаясь на мнения экспертов, издание утверждает, что за строительством стен и рытьем траншей стоит "стремление определенных финансовых групп взять под полный контроль контрабандные потоки, а не гипотетическая опасность проникновения в Узбекистан террористов". Из Узбекистана в Китай через Киргизию, как отмечает ресурс, нелегально идут цветные металлы, лом черных металлов, хлопковая пряжа, ГСМ и прочие товары. В обратном направлении идет китайский ширпотреб, "обеспечивающий баснословную прибыль предпринимателям, контролирующим его беспрепятственное прохождение в Узбекистан". После того, как граница будет укреплена, несанкционированная контрабанда, которой занимаются жители приграничных районов, сведется к минимуму. "А это для теневых корпораций дополнительная прибыль плюс абсолютная монополия, позволяющая диктовать цены", - резюмирует издание.
Один из наиболее громких скандалов, связанных с приграничными территориями, разгорелся вокруг села Чек. Село, как поясняет "Фергана.Ру", расположено на территории обоих государств, оно разделено каналом, по которому и проходит граница. После распада Советского Союза и появления двух независимых республик в узбекской части села оказались дома нескольких десятков граждан Киргизии. Если Узбекистан решит "зачистить" границу на этом участке, им, возможно, придется переселяться вглубь страны или же уезжать в Киргизию.
Ситуация в селе обострилась 19 апреля, когда представители узбекских спецслужб, как утверждают местные жители (имеющие киргизское гражданство), стали врываться в их дома и угрожать выселением (узбекские власти позднее заявили, что имела место всего лишь "проверка паспортного режима"). Житель села Манап Божоев рассказал телеканалу "Стан-ТВ", что сотрудники силовых структур тщательно обыскали его дом и сказали, что "лишние продукты, удобрения и солярка" будут конфискованы. В начале июня сельчане (граждане Киргизии) обратились к своему президенту Курманбеку Бакиеву, заявив, что узбекские пограничники совсем не дают им жизни. "Нас теперь не пускают на наши земельные доли, требуют метрики у детей, которые пасут скот, - жалуются они. - Пограничники тщательно проверяют даже продукты на день, которые мы несем в поле, нам стало трудно проносить продукцию, выращенную на своей земле".
Авторы письма попросили президента вернуть их земли в состав Киргизии или же переселить их на территорию страны, гражданами которой они являются (выплатив соответствующие компенсации и выделив земельные участки). В противном случае они пригрозили "выйти на демонстрацию".
Бакиеву, у которого на носу президентские выборы, приграничный конфликт с Узбекистаном сейчас совсем не нужен. Вообще-то выборы, которые власти Киргизии неожиданно решили провести в июле 2009 года, должны были пройти без сюрпризов. Учитывая, что оппозиция так и не смогла создать серьезной угрозы для действующей власти, победа Бакиева не вызывала сомнений. Но теперь "революционному президенту" придется отвечать на вызов, который ему фактически бросили соседи, затеявшие кампанию по защите от неопознанных экстремистов. Бакиеву придется доказать, что он способен защитить интересы своих сограждан (в селе Чек и других приграничных селах).
И лучше бы это сделать побыстрее. Потому что конфликтные ситуации на границе происходят все чаще. В начале июня узбекскими пограничниками был застрелен гражданин Киргизии, переходивший границу в неустановленном месте. По неофициальной информации, они ранили его, а затем догнали уже на киргизской территории и забрали с собой. Впоследствии он скончался в узбекской больнице, его тело было передано родственникам 11 июня. Родственники погибшего сочли действия узбекских пограничников неправомерными: они заявили о намерении обратиться к руководству Киргизии, чтобы в отношении виновных были приняты меры.