Деловая часть авиасалона Ле Бурже, который в нынешнем году проходит в 48 раз и отмечает столетний юбилей, завершилась. Сравнивать его с предыдущей выставкой 2007 года пока рановато - окончательные итоги еще не подведены. Однако уже сейчас стало понятно, что Россия стала одним из главных участников Ле Бурже, несмотря на то, что представила всего один самолет.
Салон в Ле Бурже, считающийся одной из самых престижных авиавыставок в мире, открылся в 2009 году 15 июня и закончит работу 21-го. Первые два дня мероприятия стали откровенно "российскими" - сделки, которые были совершены в рамках салона, проходили с участием компаний из России.
Так, 15 июня венгерская Malev договорилась о покупке 30 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Сумма сделки в каталожных ценах составила около миллиарда долларов, а поставки лайнеров, как ожидается, начнутся в 2011 году.
16 июня компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписала твердый контракт о поставке 24 SSJ-100 на сумму более 715 миллионов долларов с пермским "Авиализингом". Предварительное соглашение стороны заключили в рамках авиасалона в Фарнборо, который прошел в июле 2008 года. Кстати, предварительный договор также предусматривал опцион на покупку еще 16 машин SSJ-100, однако пока об этом ничего сообщалось.
В тот же день, 16 июня, стало известно, что авиакомпания "Атлант-Союз", подконтрольная правительству Москвы, договорилась с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку 30 ближнемагистральных Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Предполагается, что твердый контракт, сумма которого в каталожных ценах оценивается в 1,2 миллиарда долларов, будет согласован до сентября.
Стоит отметить, что в рамках нынешнего Ле Бурже Россия представила только один самолет - SSJ-100, который совершил первый демонстрационный полет на авиасалоне 15 июня. Остальные российские производители выставляли только макеты своей авиатехники, чтобы "не рассеивать внимание публики", а руководители "Аэрофлота", S7, "Трансаэро" и "Ютэйра" вообще отказались приехать на мероприятие. Видимо, благодаря громкой премьере SSJ-100 и отсутствию "отвлекающих факторов" ГСС удалось законтрактовать больше 20 самолетов, как предполагалось ранее.
Помимо "российских" дней и успеха SSJ-100, из достаточно примечательных событий на Ле Бурже можно отметить заключение 16 июня крупнейшей сделки в сегменте авиационных моторов за всю историю существования отрасли. Перевозчик Etihad Airways из Объединенных Арабских Эмиратов купил авиамоторы на общую сумму до 14 миллиардов долларов, разместив заказы сразу в трех компаниях - в GE, Engine Alliance и Rolls Royce.
Остальные сделки в рамках Ле Бурже не были ни крупными, ни громкими. Во второй половине 16 июня стало известно о размещении заказов более чем на 40 самолетов. Испанская Air Nostrum купила десять региональных ATR 72, а филиппинская Cebu Pacfific - пять A320. Бюджетный перевозчик из Азии Air Asia заказал десять Airbus A350, а вьетнамская Vietnam Airlines - 16 Airbus A321. Она же намерена впоследствии приобрести два A350.
17 июня нигерийская компания Afrijet Airlines заказала четыре ATR 72-500 на 80 миллионов долларов в каталожных ценах, а Zest Airways договорилась о приобретении одного Airbus A320. 18 июня венгерский бюджетный авиаперевозчик Wizz Air подписал предварительное соглашение о покупке 50 лайнеров Airbus A320 на 3,8 миллиарда долларов по каталожным ценам. 19 июня индийская Paramount Airways подписала предварительный контракт на 10 Airbus A321. В каталожных ценах контракт оценивается в 900 миллионов долларов.
Несмотря на казалось бы кипучую деятельность Ле Бурже-2009 - бесконечные списки участников на сайте, демонстрация SSJ-100 и военной и раритетной техники, кризис сделал свое "черное дело". Рекорд прошлого салона по сумме контрактов (более чем на 100 миллиардов долларов) побить сейчас вряд ли удастся. Более того, маловероятно, что нынешний Ле Бурже сможет "переплюнуть" прошлогодний британский Фарнборо, на котором было заключено сделок на 70 миллиардов долларов.
Кстати, пока шел Ле Бурже, ближайшие конкуренты Boeing и Airbus вспомнили свое давнее противостояние по поводу якобы незаконного субсидирования, длящееся еще с 2005 года. После того, как Airbus обратилась за государственным кредитом для реализации своего новейшего проекта - лайнера А350, корпорация Boeing обвинила своего конкурента в нарушении правил международной торговли. А еще в 2007 году ЕС обвинил США в том, что выделение средств Boeing существенно ослабило позиции компании Airbus, в результате чего последняя понесла убытки в размере 27 миллиардов долларов.
Впрочем, недовольство Boeing понять легко. Если на Ле Бурже-2007 американская корпорация вместе со своим конкурентом стали лидерами по контрактам, подписав соглашения по поставке 700 самолетов, то в этом году свою первую (и пока единственную) сделку в рамках салона Boeing подписал только 17 июня и только на два (!) лайнера. Сумма контракта по каталожным ценам составила смешные для Boeing 153 миллиона долларов.
Кроме того, 17 июня авиакомпания Emirates, крупнейший авиаперевозчик на Ближнем Востоке, попросила обоих авиагигантов отложить поставки десяти Boeing 777 и Airbus A380, которые должны были начаться в конце 2010 года. Хотя причину переноса Emirates не назвала, скорее всего, и здесь виноват кризис.
Череду авиасалонов текущего года в августе продолжит МАКС в Жуковском. Хотя он заявляется как международный, сделки на нем по большей части заключают российские компании. Сомнений нет, что кризис и здесь подложит авиапроизводителям свинью.