Со свойственной немцам педантичностью инвестор Франц Зедельмайер с середины 1990-х годов судится с Россией за то, что власти Санкт-Петербурга отобрали у него особняк на Каменном острове. В сентябре 2009 года Зедельмайер наконец-то достиг успеха, который, впрочем, тут же сменился разочарованием: немец сначала добился назначения в Русский дом в Берлине судебного управляющего, но потом выяснилось, что продать культурный центр все же не удастся.
Российский бизнес в начале 1990-х годов был для иностранцев явлением сколь непонятным, столь и манящим. Кто-то из инвесторов, как показала практика, на российском рынке сумел задержаться, и благодаря этому стал лидером. Например, очень вовремя пришел в Россию McDonald's – в ресторанах быстрого питания до сих пор аншлаг, а окупаемость инвестиций бьет все мыслимые рекорды: по договору от 1990-х годов McDonald's арендует у Москвы два помещения по одному рублю за квадратный метр в год. Причем договоры заключены на 49 лет!
Другим компаниям повезло меньше. Примером из учебников, вероятно, станет (если еще не стало) дело Noga – швейцарской компании, которая согласилась поставлять в Россию продовольствие в обмен на нефть. Поставки действительно начались, однако получить что-нибудь взамен Noga не смогла и в течение всех 1990-х и 2000-х годов терроризировала российских чиновников, добиваясь кратковременного ареста того или иного имущества России за рубежом.
Чуть менее громким скандалом обернулись инвестиции немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера. Неутомимый инвестор также пытается взыскать с России долги. Правда, в отличие от ситуации с Noga, Зедельмайеру навстречу не идут даже в мелочах. Но он не отчаивается.
Нехорошо получилось
Зедельмайер решил "делать бизнес" в Советском Союзе не с кем-нибудь, а с Ленинградским ГУВД. Казалось бы, при таком раскладе сохранность инвестиций была гарантирована, однако выяснилось, что есть в России силы и "покруче", чем милиционеры.
Коротко говоря, история развивалась таким образом: в 1990 году Зедельмайер согласился создать совместное предприятие с Ленинградским ГУВД. Немецкий инвестор внес в капитал СП офисную технику и обязательства по ремонту особняка на Каменном острове. В свою очередь, ГУВД отдал в СП право аренды этого самого особняка на 25 лет.
Все у Зедельмайера шло хорошо лишь до 1992 года. После этого особняк на Каменном острове перешел от Ленинградского ГУВД Фонду федерального имущества, потом – Комитету по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга, а затем – и Управлению делами президента России. После этого чиновники потребовали от Зедельмайера вернуть здание.
Немец не понял, почему он должен отказываться от своих инвестиций, и решил отстаивать права на здание. Долго, правда, Зедельмайер не продержался: инвестор был вынужден уехать на похороны бабушки в Германию, а обратно в Россию его уже не пустили. Так во всяком случае рассказывал сам немец.
После такого гостеприимства Зедельмайер стал бомбардировать Россию исками. Международный арбитраж в Стокгольме признал его правоту и потребовал от России выплатить 2,35 миллиона долларов. Однако на российских чиновников это решение никак не повлияло: они просто игнорировали Зедельмайера.
Немец не растерялся и после этой неудачи. В 2001 году он предпринял попытку арестовать средства Lufthansa, которые выплачиваются России за пролет над ее территорией, а в 2006 году – самолет Ту-204-300, прилетевший на авиасалон ILA. В обоих случаях Зедельмайер потерпел поражение: у Lufthansa забирать деньги не захотел суд, а на ILA в спешном порядке перенесли показательные полеты Ту-204-300.
Самый крупный скандал с участием Зедельмайера начался в 2006 году, когда он сумел доказать в суде необходимость ареста здания, где раньше располагалось советское торговое представительство в Кельне. Судебные разбирательства по этому иску продолжались вплоть до весны 2008 года: сначала суд встал на сторону Зедельмайера, потом – на сторону России, и, наконец, Высший суд земли Северный Рейн-Вестфалия решил, что немецкий инвестор прав.
17 декабря 2008 года по части объектов бывшего торгпредства прошли торги: за 2,98 миллиона евро недвижимость выкупила отечественная "Госзагрансобственность". Деньги должны быть переданы Зедельмайеру, но тот их пока не получил. По его собственным словам, на сентябрь 2009 года Россия должна ему 4,5 миллиона евро.
Новый объект
Не получив денег в 2008 году, Зедельмайер вновь принялся искать объекты России, на которые может быть наложен арест. В 2009 году ему приглянулось здание Российского центра науки и культуры (Русского дома) в Берлине. Это здание, во-первых, является самым большим культурным центром России за рубежом. Во-вторых, оно находится в центре Берлина на одной из самых дорогих улиц. И, в-третьих, - часть помещений центра сдается, и, следовательно, не используется по назначению.
Участковый суд района Митте принял сторону Зедельмайера в начале сентября 2009 года и постановил отдать Русский дом судебному управляющему, который и должен был определить судьбу здания. Это решение тут же вызвало скандал в России.
Русский дом в Берлине находится на Фридрихштрассе. Его площадь составляет 29 тысяч квадратных метров, в нем, в частности, располагается российская библиотека и курсы по изучению русского языка. Стоимость здания местные эксперты оценивают в 116 миллионов евро.
Так, сразу же после публикации в газете "Коммерсант" статьи, посвященной этому делу, директор "Русского дома" Михаил Владимир заявил "Интерфаксу", что считает решение суда "абсолютно безосновательным".
В МИДе также не скупились на хлесткие формулировки: в министерстве сочли решение суда "нарушением норм международного права и его фундаментального принципа иммунитета иностранного государства".
Чуть позднее отреагировали и в Управлении делами президента. По словам пресс-секретаря этой организации Виктора Хрекова, Зедельмайер действительно еще не получил средств от России. И, по словам Хрекова, никогда не получит, так как в декабре 2008 год иск выиграл не Зедельмайер, а именно Управление делами президента. Немецкий инвестор же, по свидетельству российских чиновников, вообще потерял возможность обращать взыскания на здание бывшего торгпредства в Кельне.
Как бы то ни было, но 24 сентября участковый суд Митте отменил свое решение о передаче Русского дома внешнему управляющему. Судья счел, что здание используется в "суверенных целях", и, следовательно, защищено государственным иммунитетом. Таким образом, мнение Зедельмайера, который указывал, что часть помещений сдается в аренду, в расчет принято не было.
Судя по опыту прошлых лет, Зедельмайер на очередном поражении не успокоится и найдет очередной объект, который захочет обратить к взысканию. Когда и чем закончится эта эпопея, не сможет сказать никто: российские власти проявляют не меньше упорства, чем Зедельмайер, и деньги отдавать не захотят хотя бы из принципа.