"Аэрофлот", которому грозит через пару лет превратиться в авиакомпанию-гигант, поссорился со своим домашним аэропортом "Шереметьево". Из-за конфликта двух госкомпаний новогодние праздники для многих пассажиров, застрявших в "Шереметьево" в начале 2010 года, обернулись многочасовым простаиванием в очередях. Причина трений двух хозяйствующих субъектов, между тем, известна. Это новый терминал "Шереметьево - 3". Или, для краткости, терминал D.
Ссора "Аэрофлота" и "Шереметьево" стала публичной в начале 2010 года, когда в новом терминале "Шереметьево", а затем и в терминале "Шереметьево - 2", вдруг скопились гигантские очереди. Пассажиры, воспользовавшиеся услугами "Аэрофлота", часами ждали трапов, багажа и регистрации на рейсы. Авиакомпании якобы даже пришлось отправить офисных служащих на разгрузку багажа.
Зимние пробки в "Шереметьево", причиной возникновения которых сначала вообще назвали снегопады, так возмутили людей, что гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко встретился с известными российскими блогерами Алексеем Навальным и Норвежским Лесным (Николай Данилов), пояснив им, что сбой в работе аэропорта в новогодние каникулы произошел по вине авиакомпании. Он утверждал, что "Шереметьево" не рассчитан на существующий ныне поток пассажиров, но с вводом в строй новых терминалов все должно наладиться. Последнее, впрочем, сомнительно.
Журнал "Русский Newsweek", сославшись на свои источники, утверждал, что "Аэрофлот" конфликтует с "Шереметьево" как раз из-за ввода в строй терминала D. Руководство аэропорта считает, что авиакомпания создала конкурирующий терминал, который отобрал у "Шереметьево" часть бизнеса.
"Аэрофлот" сейчас является базовым перевозчиком для аэропорта, обслуживая до 70 процентов всего пассажиропотока "Шереметьево". Несмотря на это, аэропорт якобы дискриминирует авиакомпанию, обслуживая ее рейсы в новом терминале в последнюю очередь. Все из-за того, что конфликт из-за нового терминала, тлевший не один год, так и не удалось потушить.
Терминал раздора
Строительство будущего терминала D планировали начать еще в феврале 2001 года, ровно 9 лет назад. При этом сам проект нового терминала был разработан еще раньше - в 1990-х. На самом деле "Аэрофлот" взялся за строительство собственного терминала в 2005 году, закончив его лишь в конце 2009 года. Да и то, как выяснилось, не до конца.
Возводил терминал "Аэрофлот" на деньги госбанков и теперь управляет им самостоятельно. Специально под проект "Аэрофлотом" было создано ОАО "Терминал", доли в котором получили банки ВТБ и ВЭБ, предоставившие на строительство кредиты. Весь "Шереметьево - 3" обошелся перевозчику в 923 миллиона долларов, хотя изначально предполагалось, что "Аэрофлот" сможет уложиться и в 500 миллионов долларов.
"Аэрофлот" планировал перевести в "Шереметьево-3" все рейсы еще прошлым летом, но сейчас в новом терминале обслуживаются только внутренние рейсы перевозчика. В новом терминале не готовы VIP-зоны и бизнес-терминалы. Компании не хватает персонала, а также техники для наземного обслуживания.
Из-за того, что терминал D превратился в долгострой, компания не получает ожидаемого дохода, хотя платить зарплату персоналу и, что самое важное, обслуживать уже накопившиеся кредиты ей приходится в прежнем объеме. "Терминал" уже получил краткосрочный кредит на 34 миллиона долларов в ВЭБе, а теперь гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев просит чиновников о новом кредите - на 100 миллионов долларов. Эта сумма понадобилась компании, как утверждала газета "Ведомости", чтобы довести "Шереметьево-3" "до ума".
Собственных средств у "Аэрофлота" нет: в ближайшее время он сам займет сотни миллионов долларов на выкуп 25,8 процента своих акций у Александра Лебедева. В письме Савельева ситуация якобы названа "критической".
С учетом неполученного кредита общая смета расходов на терминал D превысит миллиард долларов, но функции своей он так и не выполнит. Дело в том, что раздувающийся на глазах "Аэрофлот" банально не поместится в здании нового терминала. Терминал D, открывшийся в конце 2009 года, рассчитан на обслуживание 9 миллионов человек в год. "Аэрофлот", однако, уже в 2010 году обслужит до 12 миллионов пассажиров. В будущем ситуация, скорее всего, лишь ухудшится.
В начале февраля, напомним, стало известно, что с "Аэрофлотом" будут объединены авиационные активы госкорпорации "Ростехнологии". Со временем к "Аэрофлоту" перейдет, к примеру, петербургская авиакомпания ГТК "Россия". Помимо новых долгов "Аэрофлот" получит треть российского рынка внутренних перевозок и, потенциально, 17 миллионов клиентов ежегодно. Понятное дело, что такому монстру понадобится много места, и желательно, за умеренную цену.
"Аэрофлот" из-за роста пассажиропотока уже попросил аэропорт "Шереметьево" отдать в управление авиакомпании терминал "Шереметьево-2" ("Шереметьево F"). При этом руководство "Аэрофлота" заявило, что если оно не получит "Шереметьево-2", то перевозчик может переехать в "Домодедово", когда там будет достроен новый терминал. Руководство "Шереметьево", напротив, уверено, что "Аэрофлот" должен передать терминал D в управление структурам аэропорта, а на угрозы о переезде не реагирует. Сейчас оба варианта обсуждаются в Минтрансе.
Чиновники, похоже, пока не знают, как им разрешить конфликт, но, как выяснилось, он может разрешиться сам собой. "Аэрофлот", который не может найти денег на завершение строительства, оказался готов передать терминал D в собственность "Шереметьево". В случае, если это действительно произойдет, то попытка авиакомпании стать независимой провалится окончательно. Не произойдет – стороны продолжат бороться за остальные терминалы.
Нелепость сложившейся ситуации очевидна. Мало того, что ссорятся две крупнейшие в своих отраслях российские госкомпании, так еще и советы директоров их возглавляет один и тот же чиновник - министр транспорта Игорь Левитин. Газета "Коммерсант", кстати, указывала, что Левитин, как и прочие российские граждане, оказался в новогодние праздники в "Шереметьево", и, будучи неприятно поражен увиденным, устроил разбор полетов прямо в аэропорту. Помогло ли это лично министру - неизвестно, но конфликт авиакомпании и аэропорта пока и не думает гаснуть.