В России не любят власть и ее представителей. Однако, как показали последние инциденты, представители крупного бизнеса вызывают антипатию не в меньшей степени, если не в большей. Причем, именно у представителей среднего класса, для которых они должны быть если не ролевой моделью, то, по крайней мере, неким ориентиром в карьере и жизни.
Подобный кажущийся парадокс лишний раз доказывает, насколько крепко укоренилась в жителях постсоветского пространства классовая ненависть за годы правления большевиков и их последователей. За примерами далеко ходить не надо. Они рядом, на расстоянии нескольких дней.
СЛУЧАЙ РАЗ
На Ленинском проспекте столицы 25 февраля в утренний час-пик произошло крупное ДТП. Его участниками стали с одной стороны Mercedes S500 представительского класса, в котором везли вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, а с другой - малолитражный Citroen C3
с двумя сотрудницами Научного центра акушерства.
36-летняя Ольга Александрина находилась за рулем и погибла на месте аварии. Ее родственница 72-летняя Вера Сидельникова (выяснилось, что она заслуженный врач и вообще человек, известный в профессиональных кругах) получила тяжелые травмы и скончалась в больнице. 61-летний Барков и его 51-летний водитель получили незначительные ушибы: их спасли сработавшие подушки безопасности.
По официальной, но предварительной версии ГИБДД, "Мерседес" Баркова двигался в сторону центра, а "Ситроен" с врачами ехал в сторону области и выскочил на встречную полосу, что привело к лобовому столкновению. Уголовное дело по факту гибели двух человек в ДТП до сих пор не возбуждено, так как продолжается доследственная проверка и решается, какие экспертизы следует назначать.
Авария на одной из главных московских трасс стала благодатной почвой для развернувшегося в интернете обсуждения (хотя, обсуждение, пожалуй, слишком мягкое слово для происходящего). Предметом дискуссии стал образ жизни и стиль вождения власть и деньги имущих.
Повод для сомнений в официальной версии появился уже в первые часы. Даже на сайте государственного телеканала "Вести" появились противоречивые сообщения. В выпуске теленовостей говорилось о выехавшем на встречку "Ситроене", а чуть позже цитировалась корреспондент радиостанции "Вести ФМ", побывавшая на месте происшествия и расспросившая очевидцев: они утверждали, что именно "Мерседес" пытался обойти пробку по встречной. К тому же выяснилось, что водитель "лукойловской" машины сразу после аварии стал спешно снимать номера, что также усугубило подозрения в том, что дело нечисто.
Общественность, явно не доверяя ГИБДД, потребовала тщательного расследования. Любопытно, что на камеры слежения ДТП почему-то не попало, хотя камер на Ленинке полно, тем более в районе развязки на площади Гагарина, где и произошла авария. А вот многочисленные фото и видеозаписи с места аварии дают возможность интернетчикам выстраивать свои версии происшествия.
Показательно, что большинство считает виновным даже не водителя "Мерседеса", а самого вице-президента "Лукойла". Пользователь ЖЖ avz, который часто ездит в районе аварии и проезжал мимо вскоре после упомянутого ДТП, выстраивает следующую примечательную логическую цепочку в пользу невиновности водителя малолитражки: в момент ДТП полоса "Ситроена" была пустая, а на полосе "Мерседеса" движение было плотное; качество дороги хорошее, плюс свободная спецполоса, которую часто используют ВИПы с мигалками и без; "Невероятно удобно обвинить во всем труп. А через полчаса на месте ДТП стояли машины пожарных и куча дпс-ников. Сроду такого не видел"!
На нет объективность очевидца сводит следующий пассаж: "Мне все-таки кажется, что в таких ситуациях люди типа Баркова должны выступать чтоле по телевизору". Забавно, что из текста поста следует, что его автор тоже ездит с персональным водителем, что свидетельствует о его принадлежности, по крайней мере, к верхней страте среднего класса, то есть он является не совсем рядовым гражданином.
Но это еще вполне аккуратный и цензурный образец настроений, царящих в интернете. На форумах и в блогах встречается немало более радикальных мнений - от "мне жаль, что г-н барков остался жив" до "срочно жабить фуфловое лукойловское лого" и "Бойкот заправкам 'Лукойл'".
Масла в огонь подлила и официальная реакция компании, в пресс-службе которой заявили, что "Лукойл" не обязан выплачивать компенсации пострадавшим в аварии с участием ее вице-президента, который к тому же не являлся ее виновником, и что этот вопрос остается на усмотрение самого господина Баркова как частного лица.
Общий вывод, также показательный для откликов в ЖЖ, делает пользователь zarembovskaya: "В России бессмысленно искать правду, когда дело касается 'высоких' структур и чиновников. Бессмысленно обсуждать, кто ехал по встречке - всю информацию обработали 'должным образом' в течение первых 5 минут".
СЛУЧАЙ ДВА
2 декабря 2009 года в Иркутске Toyota Corolla на большой скорости выехала на тротуар и сбила двух сестер - Юлию и Елену Пятковых. 34-летняя Елена умерла в больнице, а Юлия осталась инвалидом. После аварии женщина-водитель вышла из машины, осмотрела повреждения и стала звонить по телефону. ДТП попало в объектив камеры наблюдения, запись с которых была тут же растиражирована в интернете.
Отклики вполне обычные: "блондинка за рулем", "водить надо уметь" и тому подобное. Но в конце февраля общественности стало известно, что за рулем была Анна Шавенкова, которая работает юрконсультантом фракции "Единой России" в областном парламенте и является младшей дочерью председателя регионального избиркома. Пошли слухи, что она может избежать уголовной ответственности, и проходит по уголовному делу о ДТП как свидетель. Об этом первым рассказал местному изданию правозащитник Виктор Григоров, представляющий интересы пострадавших.
Весть о таком повороте дела тут же разлетелась по блогам. Этому способствовало и то, что, по данным авторов статьи, Шавенкову не стали проверять на алкогольное опьянение, а пострадавших проверили.
Интонация блогеров сразу сменилась: дыма без огня не бывает, писать надо в блог к Медведеву (Дмитрию Анатольевичу, президенту РФ - примечание редакции), мол, помогает в серьезных случаях. Ну и наконец: "Всерьез надеюсь, что посадят. Простых смертных сажали и за сильно меньшее".
Областное ГУВД оперативно отреагировало на публикации, заявив, что никакой речи о том, что Шавенкова будет проходить по делу как свидетель, не идет. Хотя обвинение ей еще и не предъявлено, так как не все экспертизы завершены и не все свидетели опрошены.
А ведь дочь влиятельной мамы не вылетала на встречку, не обгоняла никого по тротуару. При непредвзятом рассмотрении всех обстоятельств ее главная вина пока что состоит в том, что она относится к местной элите. Между тем, по первоначальным данным, машину Шавенковой занесло на скользких трамвайных рельсах, так что к ответственности вполне могут быть привлечены коммунальщики, а она сама тогда окажется даже не свидетелем, а потерпевшей. Тем не менее, многие ЖЖ-пользователи удивляются тем блогерам, которые заступаются за Шавенкову и призывают не судить ее до суда: аргумент противников объективности стар как мир - на месте сбитых сестер могли оказаться близкие заступнику люди.
СЛУЧАЙ ТРИ
Если в первых двух случаях пафос призыва засудить ВИПов понятен: они могут использовать свое влияние, чтобы уйти от ответственности, то еще один пример показывает уже несколько иную природу активности блогеров, а именно натуральную классовую ненависть.
19 февраля в преддверии долгих четырехдневных выходных на охоту в Пермском крае собрались топы «Газпрома». Так уж получилось, что замгендиректора "Газпром-Надыма" Константин Павлов нарушил технику безопасности и ушел со своего номера - места, где он должен был находиться во время загона кабана. А глава "газпромовских" профсоюзов Владимир Бабкин в момент выстрела подвернул ногу и попал с 250 метров в топ-менеджера. Павлова доставили в больницу, но ранение оказалось тяжелым - пуля калибра 7,62 миллиметра попала в нижнюю часть живота, и спасти пострадавшего не удалось.
Начальник местной милиции рассказал, что были выявлены небольшие нарушения: в ходе охоты был убит лось, на которого охотиться в это время запрещено, а подозреваемый в непреднамеренном убийстве стрелял из чужого карабина, что, впрочем сути дела не меняет.
Хотя несчастный случай и произошел на "газпромовском" междусобойчике, ЖЖ-сообщество восприняло его необычайно близко к сердцу. Масса комментариев выходит уже за рамки приличия: от "пускай друг друга по-отстреливают", до "побольше таких ошибок" и "почаще бы таких охот". Блогеры припомнили и "наш дом - газпром" и повышение цен на газ, и приближенность монополиста к руководству страны, и то, что вся страна осваивала месторождения. Хотя казалось бы при чем здесь это. А вот при том.
МУКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Достойно и понятно желание помочь заставить тех, кто сильнее, соблюдать законы и не дать им уйти от ответственности. Но в рассмотренных примерах массовое стремление к соблюдению справедливости отчетливо носит односторонний характер. Виновным должен стать тот, кто выделяется из толпы, пусть в данных случаях богатством или общественным положением. Впрочем, неуклюжие попытки властей даже не замять, а не афишировать скандальные инциденты, вызывают прямо противоположную реакцию.
Стремление российской власти (во всех ее проявлениях) к скрытности и жажда обывателей к обличению тех, кто, по их мнению, мешает им жить, дают гремучий эффект взаимного недоверия и подозрительности. Вопрос ведь не в том, что некто выехал на встречку, а в том, что это был некто богатый и влиятельный. И что с того, что в ДТП ежегодно гибнет по 30 тысяч россиян, да и на охоте, судя по всему не одна сотня.
А в Америке, кстати, доносят на всех, от реднека на стареньком "форде" 1965 года выпуска до кинозвезды на "ламборгини". Так что наши обличительные посты никакая не гражданская позиция, а такая же сублимация, как и вот эта.