1 апреля 2010 года суд подмосковного Наро-Фоминска приговорил к различным срокам лишения свободы фигурантов громкого дела о контрабанде мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд". Казалось, что в деле, разбирательство которого тянулось десять лет, поставлена точка. Однако уже 2 апреля прессе стало известно, что говорить о завершении разбирательства еще рано.
Подмосковные мебельные салоны "Три кита" и "Гранд" фигурируют в криминальной хронике с 2000 года - то есть почти все время своего существования. История о продаже контрабандной мебели в этих магазинах настолько длинна и сложна, что во избежание путаницы рассказ стоит начать с самого начала.
В 1995 году владелец первого российского кооператива по производству и продаже мебели, бывший заместитель директора Московского дома мебели Сергей Зуев построил в Подмосковье торговый центр "Гранд". В 1998 году Зуев серьезно расширил бизнес, возведя комплекс "Три кита", который попал в книгу рекордов Гиннеса как самый большой мебельный салон в Европе. Управление бизнесом Зуев осуществлял через фирму "Альянс-95", генеральным директором которой являлся.
Однако в 2000 году Государственный таможенный комитет обвинил поставщиков "Трех китов" (фирмы "Бастион" и "Лига Марс") в контрабанде мебели через Санкт-Петербургскую таможню. Торговый комплекс был на время закрыт, МВД возбудило по факту контрабанды уголовное дело. Впрочем, уже в 2001 году Генеральная прокуратура провела проверку материалов дела и закрыла его за отсутствием состава преступления. Зуев в тот же год стал депутатом Московской областной Думы от города Одинцово.
В отношении инициаторов преследования бизнесмена - следователя МВД Павла Зайцева, а также сотрудников таможенного комитета Александра Волкова и Марата Файзулина, - в декабре 2001 года были возбуждены дела о превышении полномочий. Сначала все они были оправданы судом, но позже Зайцева по кассации прокуратуры все-таки приговорили к двум годам условно. Кстати, свидетель защиты по делу Волкова и Файзулина Сергей Переверзев в 2003 году был застрелен. Убийство так и не раскрыли.
Тем временем в 2002 году дело о контрабанде мебели было возобновлено по депутатскому запросу. По некоторым данным, инициатором запроса был депутат Юрий Щекочихин, который примерно через год погиб при странных обстоятельствах. По официальной версии, причиной его смерти стало редкое заболевание синдром Лайелла. В то же время в прессе появились слухи о том, что Щекочихина отравили. Уголовное дело по факту гибели депутата возбудили лишь в 2008 году. И уже через несколько месяцев оно было закрыто: следователи установили, что смерть Щекочихина не была вызвана искусственным путем.
Сразу после возобновления дела "Трех китов" для руководства расследованием по приказу Владимира Путина, тогда занимавшего пост президента, из Санкт-Петербурга был командирован следователь Владимир Лоскутов. Он возглавлял следственную группу вплоть до передачи дела в суд, а затем был переведен на повышение.
Расследование продвигалось очень медленно. Лишь в 2006 году были арестованы первые обвиняемые: Сергей Зуев, глава фирмы "СЭФ Транс" Андрей Саенко, глава фирмы "Альянс-96" (не путать с "Альянс-95") Андрей Латушкин, а также главный бухгалтер московского представительства латвийской компании "ФМ Группа" Ирина Подсотская и ее муж Павел Подсотский. Впоследствии под арест попали еще четыре фигуранта дела - начальник отдела продаж "Гранда" Екатерина Леладзе, бывший глава "ФМ Группы" Павел Поляков, сотрудник транспортного цеха "Гранда" Валерий Беляков и сотрудник банка "Центр кредит Москва" Анатолий Мельничук. Таким образом, число обвиняемых в конечном счете составило девять человек.
В 2007 году расследование дела было завершено, и в 2008 году началось судебное разбирательство - тоже довольно долгое. Сначала дело направили в Наро-Фоминский суд, по месту нахождения торговых центров. Затем рассмотрение по ходатайству защиты перенесли в Санкт-Петербург - ведь именно через петербургскую таможню, по версии обвинения, перевозили контрабанду. Однако потом прокуратура настояла на том, чтобы дело вернули в Наро-Фоминск.
Кстати, в 2007 году по обвинению в превышении должностных полномочий, получении взяток и незаконном прослушивании телефонных разговоров был задержан глава департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля, генерал Александр Бульбов и несколько его подчиненных. Сам генерал назвал свое преследование местью за участие в расследовании ряда дел, в том числе дела "Трех китов". Имеют ли эти утверждения какие-либо основания, сказать пока трудно: разбирательство еще продолжается.
Наконец 1 апреля 2010 года Наро-Фоминский суд вынес приговор по делу о контрабанде. Зуев получил восемь лет колонии, Саенко - 7,5 лет, Латушкин - семь лет, Леладзе - четыре года. Супруги Подсотские, Поляков, Беляков и Мельничук были приговорены к условным срокам.
Казалось бы, причин для обжалования приговора у фигурантов дела нет. Даже те, кто получил реальные сроки, с учетом длительного пребывания в СИЗО выйдут на свободу уже совсем скоро (Леладзе, по расчетам газеты "Коммерсант", должна быть освобождена через два-три месяца). И даже восемь лет, которые получил Зуев, - это меньше минимального срока, предусмотренного за его деяния Уголовным кодексом. Как стало известно журналистам, суд пошел на поблажку, учтя, что в ходе процесса бизнесмен возместил нанесенный государству ущерб.
Однако 2 апреля стало известно, что почти все фигуранты дела намерены оспорить приговоры. Они считают себя невиновными. Так, Зуев утверждает, что настоящей целью его преследования являлся рейдерский захват "Гранда" и "Трех китов". Причем бизнесмен подчеркивает, что у него якобы была возможность дать взятку ответственным лицам и избежать преследования. Но по каким-то причинам он этой возможностью не воспользовался.
"Коммерсант" выяснил, что правоохранительные органы тоже не устали от десятилетнего разбирательства. Оказывается, следователи не забыли, что в 2008 году были вынуждены направить в суд неоконченное дело (они говорили, что это обусловлено "активным противодействием со стороны заинтересованных лиц"). В результате Зуев и другие подсудимые были обвинены лишь в 50 эпизодах контрабанды (доказать в итоге удалось 39 эпизодов). В будущем же, по сведениям "Коммерсанта", фигурантов дела "Трех китов" могут обвинить еще в 300 эпизодах. В настоящее время расследование этих эпизодов продолжается в рамках отдельного дела.
Интересно, чтобы справиться со второй порцией обвинений, правоохранительным органам понадобится еще десять лет? Или же следует учесть количество эпизодов? Десять лет потребовалось на 50 эпизодов, соответственно, 300 эпизодов можно расследовать 60 лет.
Хотя нет. Даже если преступления обвиняемых квалифицируют как особо тяжкие, срок давности по ним точно истечет максимум в 2015 году. Так что теперь следователям придется поторопиться.
Татьяна Ефременко