Около часа дня 12 августа в кабинет генерального директора киевского международного аэропорта "Борисполь" Бориса Шахсуварова вошли представители Службы безопасности и Генеральной прокуратуры Украины в сопровождении бойцов спецподразделения "Беркут". Силовики начали обыск, во время которого Шахсуваров почувствовал себя плохо и был госпитализирован. Как выяснилось позднее, визит представителей правоохранительных органов был связан с уголовным делом в отношении бывшего министра экономики Богдана Данилишина, работавшего в правительстве Юлии Тимошенко.
Впрочем, в первых сообщениях с места событий имя Данилишина не упоминалось вовсе. Украинская редакция "Комсомольской правды" опубликовала информацию о том, что силовики предъявили санкцию на арест Шахсуварова, после чего ему стало плохо, и вместо СИЗО он отправился в больницу. Вскоре это сообщение было опровергнуто пресс-службой аэропорта.
Пресс-секретарь "Борисполя" Оксана Ожигова рассказала, что оперативники ограничились обыском в кабинете Шахсуварова: ни об аресте, ни о допросе гендиректора речь не шла. Тем не менее, по словам Ожиговой, обыск проводился с грубыми нарушениями, в отсутствие адвокатов и юристов, а также сопровождался оскорблениями и угрозами в адрес сотрудников аэропорта. Столь негативная атмосфера и стала причиной того, что Шахсуваров внезапно почувствовал сильное недомогание.
Ожигова также рассказала, что силовики искали в администрации "Борисполя" документы, касающиеся отношений между аэропортом и компанией "Строительное управление номер 813". Что именно интересовало следователей, поначалу оставалось неясным. Журналисты успели выдвинуть несколько рабочих версий - от мероприятий, связанных с подготовкой к футбольному Евро-2012, до недовольства властей работой администрации аэропорта (совсем недавно с инспекцией в "Борисполь" приезжал вице-премьер Андрей Клюев).
Ситуация прояснилась ближе к вечеру 12 августа, когда Генпрокуратура официально объявила о том, что причиной обыска в аэропорту было уголовное дело в отношении одного из бывших министров правительства Юлии Тимошенко - Бориса Данилишина, возглавлявшего министерство экономики.
Собственно о возбуждении дела в отношении Данилишина широкой общественности стало известно только после обыска в аэропорту. Выяснилось, что бывшего министра обвиняют в злоупотреблении властью, которое привело к растрате государственных денег. Данилишин одобрил сделку по государственным закупкам для аэропорта "Борисполь" в процессе строительства многоуровневого паркинга для терминала D. По версии следствия, тендер был безальтернативным - при наличии единственного подрядчика, который завысил цену в полтора-два раза. В роли подрядчика выступало "Строительное управление номер 813".
Сделка была заключена в начале марта 2010 года. Общая стоимость проекта составила 450 миллионов гривен, из которых около четырех миллионов уже выплачены подрядчику в качестве аванса. Согласно материалам уголовного дела, размер ущерба, который своими действиям Данилишин причинил государству, оценивается в 4,5 миллиона гривен (более полумиллиона долларов).
Многие склонны видеть в преследовании одного из министров Тимошенко политическую подоплеку - ранее расследования начались в отношении бывшего главы Гостаможни Анатолия Макаренко, его подчиненного Тараса Шепитько и бывшего заместителя главы "Нафтогаза" Игоря Диденко. Впрочем, заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин в интервью "ЛIГА.Новости" эту версию категорически отверг. "Пока следствие только началось, я бы воздержался от конкретики, так как здесь не нужны ни излишняя публичность, ни политизация. Да это и не политика вовсе, а обыкновенная уголовщина", - заявил он. По словам Кузьмина, с Данилишиным следователи пока не общались, хотя "вопросы к нему есть". "Речь об аресте пока не идет. Хотя... При наличии установленных законом оснований следователь имеет право задержать его на трое суток", - отметил Кузьмин.
В свою очередь, пострадавшая сторона в лице Бориса Шахсуварова и его окружения не сомневается в том, что дело имеет политическую окраску. "Это однозначно заказ!" - заявил гендиректор "Борисполя" журналисту "Газеты по-киевски", которому удалось дозвониться в больницу. Шахсуваров также сообщил, что во время обыска в его кабинете у него случился гипертонический криз. При этом гендиректор аэропорта категорически отверг версию о собственном допросе: "Нет, не допрашивали и никакого конвоя нет, я не преступник, так что приукрашивать не надо".
Зато в связи с обыском в "Борисполе" стало известно о другом допросе, случившемся примерно неделей ранее. Поздно вечером 6 августа оперативники нагрянули на квартиру заместителя директора департамента Минэкономики Святослава Пересунько, который был привлечен к делу Данилишина в качестве свидетеля. Там они провели обыск, а самого Пересунько допрашивали до четырех часов утра, не позволив даже воспользоваться услугами адвоката.
Отец Святослава Пересунько - бывший депутат Верховной рады Сергей Пересунько - заявил, что дело кажется ему политически мотивированным. "У нас сложилось впечатление, что Данилишина хотят привлечь к уголовной ответственности. Чтобы привлечь, нужны показания, от кого угодно, не имеет значения", - сказал Пересунько-старший. Адвокат Святослава Пересунько Андрей Мурашов заявил, что после ночного допроса его подзащитный перенес микроинсульт и был госпитализирован.
Что касается Бориса Данилишина, основного фигуранта дела, то он 4 августа ушел в отпуск со своего нынешнего места работы - из Совета по изучению производительных сил Национальной академии наук Украины. На следующий день, 5 августа, Данилишин, судя по всему, уехал из страны. Не исключено, что если его обратный путь будет лежать через международный аэропорт "Борисполь", там вновь могут появиться сотрудники силовых ведомств.