Вдали от творческих мук Политика, интриги и неудачный монтаж кошмарят российскую телеакадемию

Российская телеакадемия снова доказала свою несостоятельность в качестве профессионального объединения телевизионщиков: уже в который раз церемония вручения "ТЭФИ" превратилась в публичный вынос сора из избы. Главных скандалов в этом году целых два - и оба, на радость публике, с ярко выраженным политическим подтекстом.

О том, что атмосфера в академии, мягко выражаясь, чрезмерно сгустилась, известно было уже давно. Оно и понятно - под одной вывеской академия собрала людей с диаметрально противоположными взглядами как на собственно телевидение, так и на политику, которая на отечественном ТВ всегда играла не последнюю роль. Неудивительно поэтому, что по завершении церемонии обсуждается не тот факт, что, например, "Школа" Валерии Гай Германики проиграла "Глухарю", а исключительно политический ореол самой академии и непорядочность некоторых ее членов. Что ж, попытаемся заглянуть в этот занятный мир телевизионного закулисья, так удачно обнажившийся во время церемонии "ТЭФИ-2010".

Не надо меня награждать!

Начнем, пожалуй, с того скандала, который оказался поменьше (хоть и произошел непосредственно в самом начале церемонии). Итак, в этом году благосклонное жюри решило наградить специальным призом документальный фильм "Подстрочник" о переводчице Лилианне Лунгиной, слегка запамятовав, вероятно, что сам фильм на конкурс не выдвигался. Более того, режиссер картины Олег Дорман был в принципе против подобного выдвижения. Причины этого пояснять он не стал, однако прислал письмо, которое и было зачитано после объявления о награждении "Подстрочника" ("Российская газета" приводит на своем сайте полную версию письма). Этот факт замечателен потому, что письмо содержало вот такие строки:

Мы не хотели получать премию ТЭФИ и не хотели объяснять, почему. Среди членов Академии, ее жюри, учредителей и так далее - люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет.

Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу. У них нет права давать награды "Подстрочнику". Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит.

Тут необходимо пояснить, что фильм представляет собой монолог Лунгиной о себе и истории страны. Записано все это было более 10 лет назад, однако ни один из каналов, куда обращался режиссер, не взял картину (по мнению режиссера, этот факт никак не был связан с тем, что в короткой версии картины "всего" 8 часов). Ситуация изменилась, когда фильм попал в руки Бориса Акунина, который передал его Леониду Парфенову, который, в свою очередь, передал его Олегу Добродееву (главе ВГТРК). Последний поставил фильм ночью по "России", а потом днем - по "Культуре".

Разумеется, президенту академии Михаилу Швыдкому письмо совершенно не понравилось, о чем он не преминул рассказать "Московскому комсомольцу": "Не приняв премию, Дорман повел себя недостойно. Он, значит, весь в белом, а мы в… Да, Солженицын тоже отказался принять награду от Ельцина, но разве можно их сравнивать!"

Скандал, конечно, получился громкий. С одной стороны, симпатии зрителей на стороне творца Дормана, по сути жертвы цензуры - слова, которого российские телевизионщики боятся как огня. С другой стороны (ведь в хорошем скандале всегда виноваты обе стороны), Дорман в этой ситуации выглядит человеком, который уходя громко хлопает дверью.

Примечательно, кстати, что сцена с зачитыванием письма попала в эфир - вероятно, Пятый канал еще не отошел от прошлогоднего скандала с трансляцией. Тогда, напомним, из-за технических накладок в видеоряд не попала речь Владимира Познера о Михаиле Горбачеве. В результате общественность (особенно сам Познер) восприняла это как попытку ввести цензуру, и Пятому пришлось долго извиняться и объяснять заслуженным телевизионщикам, что такое регламент.

В регионы

Второй скандал окончательно оформился уже после показа церемонии в эфире. Как выяснилось, ведущие забыли озвучить имя человека, получившего "Орфея" в категории "За вклад в развитие российского телевидения", причем незадолго до самой церемонии стало известно, что эта престижная награда досталась Манане Асламазян, некогда руководившей "Интерньюс".

Пикантность ситуации заключается в том, что Асламазян уже пытались вручить награду в 2007 году, однако тогда что-то не сложилось. Поговаривали, будто члены академии не решились голосовать за журналистку из-за того, что некоторые госструктуры как раз в тот момент проявляли бурный интерес к "Интерньюс". Чутье академиков, вроде бы, не подвело - "Интерньюс" чудесным образом трансформировалось в фонд "Образованные медиа", а саму Асламазян задержали на границе с недекларированной валютой.

Несмотря на то, что все обвинения были сняты, а журналистка, заплатив штраф в 1000 рублей и обидевшись на российские власти, покинула страну, руководство телеакадемии решило перестраховаться и на этот раз (что, в конечном счете, вышло им боком). Так, имя Асламазян фигурировало в официальном пресс-релизе, пусть и с такой неожиданной припиской (.doc):

Специальный приз Академии Российского телевидения "За личный вклад в развитие российского телевидения" присужден члену АРТ Манане Асламазян, которая сыграла важнейшую роль в подготовке кадров для регионального телевидения. Именно поэтому этот приз будет ей вручен в рамках Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ-Регион" 2010, финальные мероприятия которого состоятся в начале 2011 года.

Не будь этого в спешке добавленного "именно поэтому", отсутствие имени Асламазян в эфире можно было бы списать на технические накладки (коих на этой церемонии, по традиции, было немало). Но хорошая мысль известно когда приходит, поэтому президенту академии Михаилу Швыдкому пришлось проявить недюжинную изобретательность, чтобы объяснить неприятный со всех сторон казус. В результате, объяснение, озвученное им "Коммерсанту", звучало следующим образом:

"Я не хотел ставить "Пятый" в сложное положение. Им бы все равно пришлось что-то сокращать из церемонии, а для создателей трансляции, когда нет человека на сцене, это всегда некая брошенная в пустоту фраза, и именно этим как раз и могли пожертвовать во время сокращения телевизионной версии. Поэтому было решено, что на самой церемонии мы победителя "За вклад..." объявлять не будем".

Разумеется, попытка свалить все на Пятый канал не прошла и общественность принялась возмущаться решением академии. Так, Марианна Максимовская, которая в этом году получила сразу два "Орфея", назвала решение академии "чудовищной ошибкой", пообещав несомненное снижение престижа награды. А Познер (оставшийся в этом году без награды), в интервью "Эхо Москвы" вообще заявил, что, возможно, покинет академию.

На фоне всеобщей озабоченности престижем академии почти потерялась реакция самой Асламазян, которая заявила, что в Москву на церемонию все равно не успела бы приехать, а факт замалчивания ее награды комментировать не будет.

Вместо заключения

На этом месте можно пока ставить твердую запятую - нет сомнений, что скандалы (особенно последний) побурлят еще некоторое время. Вместе с тем некоторые выводы сделать можно уже сейчас.

Во-первых, учитывая, что масштаб и количество скандалов от раза к разу растут линейно, в следующем году следует ожидать трех крупных скандалов с участием первых лиц государства. Так как от осени 2011 года до президентских выборов рукой подать, выполнить этот "план" академии под силу.

Во-вторых, очевидно, что на Пятом канале, позиционирующем себя в качестве интеллектуального, церемония "ТЭФИ" смотрится слегка неуместно, а стремление некоторых руководителей телеакадемии переложить скандалы на плечи Пятого, надо думать, только усугубляет это ощущение. Ничего удивительного, если подобные мысли уже бродят в головах руководства Пятого. Так что очередной переезд "ТЭФИ" на какой-нибудь другой канал не исключен - благо есть еще неосвоенный дециметровый диапазон, да и проекты относящегося сюда РЕН взяли в этом году пять статуэток.

Ну и, наконец, пара слов для тех, кого интересуют победители "ТЭФИ", а не скандалы вокруг самой церемонии. Лучшей информационной программой стали "Новости 24 с Михаилом Осокиным", лучшим репортером - Леонид Канфер. Томская журналистка Юлия Мучник стала лучшим интервьюером, обойдя на этом поприще самого Познера. Марианна Максимовская получила два "Орфея" - как лучшая ведущая информационно-аналитической программы и как продюсер лучшей информационно-аналитической программы. Лучшим ситкомом признали "Ворониных", а лучшим сериалом, как уже говорилось выше, "Глухарь". Исполнитель главной роли в последнем Максим Аверин стал лучшим телеактером, а лучшей телеактрисой признали Анну Ардову из юмористической передачи "Одна за всех". Наконец, лучшими ведущими развлекательного шоу стала четверка Ургант, Цекало, Мартиросян, Светлаков из "Прожекторпэрисхилтон", а лучшим юмористическим шоу объявлена "Большая разница".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше