Год с лишним назад на вечно погруженном в сновидения крейсере "Аврора" состоялась роковая вечеринка журнала "Русский пионер", после которой судьба легендарного корабля вдруг стала сильно беспокоить общественность. На новый виток разбирательство по поводу того, кому же должен принадлежать крейсер, вышло после объявления о лишении его боевой команды. Масла в огонь подлили питерские депутаты, предложившие отдать боевой корабль Нахимовскому училищу.
Последние 60 с лишним лет крейсер "Аврора", громогласно выстреливший в 1917 году, находится на вечной стоянке у причальной стены на Большой Невке и выполняет роль одного из главных символов Санкт-Петербурга. Официально он до сих пор числится в составе ВМФ как корабль-музей, однако это не мешает иметь "Авроре" полноценную команду.
Строго говоря, никакой существенной военной ценности "Аврора" никогда не представляла. Крейсер был заложен в конце 19-го века для поддержки эсминцев и борьбы с торговыми судами, однако уже в то время его возможностей для выполнения этих задач не хватало. "Аврора" принимала участие в русско-японской и Первой мировой войнах, а к Великой Отечественной крейсер уже подошел в статусе учебного судна.
Долгая жизнь "Авроры" объясняется исключительным символическим значением судна. Холостой выстрел "Авроры" утром 7 ноября 1917 года стал, как считается, сигналом к штурму Зимнего дворца. Что произошло потом и чем обернулось, известно всем. Вопрос о роли этого выстрела является спорным - Зимний, наверняка, взяли бы и так, но символом Октябрьской революции "Авроре" это стать не помешало.
В 1948 году отремонтированная после войны "Аврора" (крейсер пострадал от бомбежек) встала на вечную стоянку в качестве корабля-музея. Если быть точным, то до наших дней "Аврора" не дожила - от оригинального корабля после многочисленных ремонтов и реставраций мало что осталось. Например, оригинальный корпус крейсера затоплен в Финском заливе, а современный изготовлен по более совершенным технологиям. Впрочем, "Аврора" от этого "Авророй" быть не перестает.
Казалось, до июня 2009 года памятный крейсер никого, кроме туристов, не волновал. Но вечеринка журнала "Русский пионер" предпринимателя Михаила Прохорова привлекла к судьбе "Авроры" самое пристальное внимание. Вечеринка прошла с размахом - ее посетили многие чиновники и известные люди, в том числе и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Сперва выступили коммунисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые сочли празднование годовщины на борту крейсера, всю свою боевую карьеру служившего под Андреевским флагом, оскорбительным событием. "Пионер" им в достаточно резкой форме и со ссылками на историю ответил, и дело на том закончилось.
Об "Авроре" вспомнили в ноябре того же года. В ряде СМИ появились публикации, будто из-за этой вечеринки командир крейсера получил выговор, главком ВМФ Владимир Высоцкий запретил проводить на крейсере любые не связанные с военной службой мероприятия, а сам корабль вскоре вообще будет выведен из состава флота и передан Военно-историческому музею Санкт-Петербурга. Перспектива не из лучших - содержание крейсера требует и денег, и технической базы, которой у музея просто нет.
По традиции, против вывода "Авроры" из состава ВМФ выступили коммунисты, однако солидарность с ними проявил и Михаил Прохоров. Правда, в другой форме - он не просто высказал недовольство, но и предложил в качестве решения проблемы взять все расходы на содержание крейсера на себя. В частности, в письме Прохорова говорилось, что крейсеру грозит окончательное превращение в развлекательную площадку, если он будет передан музею. Видимо, про банкет собственного журнала на "Авроре" предприниматель уже успел забыть.
ВМФ выступил с опровержением всех слухов. Крейсер оставили в покое, и вечеринок больше на нем не проводили. По крайней мере, о них не сообщалось в СМИ.
В ноябре 2010 года о крейсере и его нецелевом использовании вдруг вспомнили вновь. Произошло это с подачи члена оргкомитета Нахимовского собрания Михаила Богданова, который заявил, что на новогоднюю елку на "Авроре" уже распространяют билеты среди состоятельных граждан.
Про это самое Нахимовское собрание стоит сказать особо. Организация, как говорится на ее сайте, была сформирована летом 2010 года из числа выпускников Нахимовского училища. Единственной внятной инициативой этого собрания является идея передачи "Авроры" как символа флота Нахимовскому училищу для патриотического воспитания молодежи. Выдвинута идея была в октябре, после известия об упразднении экипажа крейсера. Согласно этому распоряжению главкома ВМФ, с 1 декабря на "Авроре" останется исключительно обслуживающий персонал. Нахимовскому собранию такое известие крайне не понравилось.
Буквально через пару дней после того, как Богданов заявил о готовящейся на "Авроре" вечеринке для чиновников (эту информацию, кстати, незамедлительно опровергло Минобороны), депутаты Петербурга вдруг решили поддержать бывших нахимовцев. 10 ноября парламентарии приняли в первом чтении проект обращения к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой о передаче крейсера Нахимовскому училищу.
Нужна ли "Аврора" Нахимовскому училищу? Далеко не факт. Как рассказал "Фонтанке.ру" начальник учебного заведения Николай Андреев, ему трудно представить ситуацию, при которой крейсер вдруг перешел бы под юрисдикцию Нахимовского. "В компетенцию администрации училища абсолютно не входит руководство, содержание, поддержание боевого корабля", - заявил он, подчеркнув, что предпочитает концентрироваться на заботах о воспитании курсантов.
В Минобороны, как и год назад, утверждают, что никто не собирается списывать "Аврору". Она как была филиалом Военно-морского музея, который входит в состав оборонного ведомства, так и остается им. Взамен 38 моряков, которые больше не будут служить на крейсере, будет нанят 31 гражданский для поддержания корабля в приличном состоянии. Но, как и в прошлом году, мнение Минобороны никому не интересно.