Дмитрий Медведев раскритиковал текущее положение дел в российской политике. Он наконец заметил появление "симптомов застоя", а также угрозу превращения "стабильности" политической жизни в "стагнацию". Обратив внимание на очевидные вещи, глава государства не предложил достойных рецептов для оживления политики.
Заявление Дмитрия Медведева прозвучало в его видеоблоге на сайте Кремля. Президент озвучил набор фраз, которые, наверное, каждый второй россиянин произносит у себя на кухне. Мол, в России есть уже "обронзовевшая" партия власти, которую никакая оппозиция победить не может, из-за чего и сама "деградирует и становится маргинальной". Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно, считает Медведев, "поднять уровень политической конкуренции".
Остается только гадать, для чего президент решил произнести вслух то, о чем раньше власти предпочитали помалкивать. Можно рискнуть и выдвинуть три основные версии. Во-первых, возможно, таким образом Медведев обозначил основную тему предстоящего послания Федеральному собранию, которое, как ожидается, будет обнародовано до конца ноября. Во-вторых, не исключено, что российская властная верхушка уже начинает подготовку к выборам 2011 года: в марте следующего года граждане будут выбирать региональные парламенты, а в декабре - Государственную Думу. Наконец, в-третьих, можно предположить, что подобным образом Медведев заявил о своем намерении баллотироваться на второй президентский срок.
Но все эти версии останутся не более чем гадательными - точный ответ людям, не вхожим за кремлевскую стену, никто не даст. Кремль редко в подробностях объясняет глубинный смысл своих действий, предпочитая, что называется, подавать сигналы. Не будем пытаться их расшифровывать, задумаемся лучше о буквальном смысле президентских слов.
Застой в России продолжается не первый год. На протяжении десятилетия россиян постепенно лишали возможности влиять на политические процессы, происходящее в стране. В 2000 году, едва придя к власти, Владимир Путин разделил Россию на федеральные округа, во главе которых поставил своих полпредов. Через них он получил возможность влиять на избранных глав регионов. В 2001 году через Госдуму протащили президентский закон "О политических партиях", согласно которому в партии должно быть не менее 10 тысяч членов. Примерно в это же время Путин затеял реформу Совета Федерации: глав регионов в Верхней палате заменили их представители. В результате получилось, что избранные гражданами губернаторы больше не могли лично отстаивать интересы своих регионов на федеральном уровне.
Но, как выяснилось впоследствии, эти первые реформы были только цветочками. По-настоящему за переделку политической системы Путин взялся после того, как подконтрольная ему "Единая Россия" сумела из собственных депутатов и парламентариев-одномандатников сформировать конституционное большинство в Госдуме четвертого созыва (2003-2007).
Главным шагом на этом пути стала отмена губернаторских выборов. Поводом к нему стал теракт в Беслане, где боевики 1 сентября 2004 года захватили в заложники более тысячи учеников и преподавателей. Путин объявил, что должен лично назначать глав регионов, чтобы повысить управляемость субъектами федерации. Уже к концу того года судьба закона была решена: Думу он прошел совершенно беспрепятственно, поскольку никто не смог противостоять единоросовскому большинству, за Советом Федерации дело тоже не стало.
Дальше - больше. В 2006 году вступила в силу принятая по инициативе Путина новая редакция закона "О политических партиях". Теперь партия, чтобы считаться таковой, должна была насчитывать не 10 тысяч членов, а 50 тысяч. Это предсказуемо привело к резкому уменьшению количества зарегистрированных политических партий. К концу 2007 года в России осталось всего 15 партий. Для сравнения, в 2003 году их насчитывалось почти пятьдесят.
Кроме того, следующие выборы в Госдуму решили проводить только по пропорциональной системе, то есть из списков исчезли депутаты-одномандатники (независимые депутаты). Также парламент четвертого созыва запретил участвовать в выборах объединениям из нескольких партий, изъял из бюллетеней графу "против всех" и повысил проходной барьер с 5 до 7 процентов голосов. В результате в Госдуме, избранной в 2007 году, "Единая Россия" получила конституционное большинство уже без всяких одномандатников. Надо ли говорить, что партия даже отказалась от так называемой первой тройки - в бюллетенях ее единолично заменил лидер партии Владимир Путин, на тот момент президент России.
Такая вот политическая система досталась Дмитрию Медведеву в 2008 году, когда он стал президентом страны. К этому моменту россияне могли выбирать президента, Госдуму, местные парламенты и кое-где мэров - в 2003 году был принят закон, согласно которому местные депутаты могли разделить управление городом между наемным сити-менеджером и главой города, выбираемым из депутатов (при Медведеве практика замены выборных мэров получила еще большее распространение). Кроме того, уже при новом президенте Верховный суд Мордовии отказался отменить результаты выборов в республике, где на одном из участков за "Единую Россию" проголосовали 102 процента избирателей. И именно во время правления Медведева спикер чеченского парламента обещал обеспечить партии власти 120 процентов голосов.
Что же теперь предлагает Дмитрий Медведев, чтобы политическая жизнь стала "более гибкой" и "более динамичной"? В своем видеообращении президент напомнил, что по его инициативе были приняты поправки, благодаря которым партии, набравшие более 5-ти, но менее 7 процентов голосов, смогут получить одно-два места в парламенте. Кроме того, Медведев ставит себе в заслугу легкое ужесточение наказания за подделку открепительных удостоверений. И самое спорное - президент считает, что всерьез позволил россиянам выбирать губернаторов. Имеется в виду, что если раньше глав регионов назначал лично глава государства, то теперь президент делает это по представлению партии, имеющей большинство в соответствующем региональном парламенте. К слову, во всех 83 субъектах РФ это - "Единая Россия", которую по-прежнему возглавляет Владимир Путин.
Едва ли все эти меры всерьез способны оживить политическую систему, сегодня пораженную застоем не меньше, чем был поражен им Советский Союз в 1970-е годы. Косметический ремонт не поможет там, где впору вспоминать другой подзабытый термин из инженерно-строительного лексикона: перестройка.