18-19 февраля в Кабардино-Балкарии были совершены сразу три преступления, направленные против туристов. Трое туристов были застрелены боевиками, на канатной дороге на Эльбрусе была взорвана бомба, а возле гостиницы в горнолыжном поселке обнаружили заминированный автомобиль. До сих пор боевики в КБР нападали лишь на силовиков, не трогая отдыхающих. Изменение в планах преступников уже привело к оттоку туристов из республики.
Вечером в пятницу, 18 февраля, компания пятерых жителей Москвы и Подмосковья прибыла в аэропорт Минеральных Вод. 48-летний Валерий Белоконь, его 24-летний сын Денис Белоконь, 26-летний Вячеслав Кара, 40-летний Сергей Ефремов и 37-летняя Ирина Патрушева собирались доехать из Минвод до поселка Терскол туристической зоны Чегет. Компания заранее заказала для поездки микроавтобус "Соболь". Сначала туристы хотели взять с собой еще троих москвичей, с которыми познакомились в самолете. Но из-за слишком большого количества багажа уместить всех в "Соболь" не удалось. Для троих москвичей наняли дополнительную "Газель", которая поехала следом за "Соболем".
Когда "Соболь" подъезжал к селению Заюково, его подрезала черная иномарка. Водитель микроавтобуса вынужден был остановиться. Из иномарки вышли люди с автоматами. Они открыли дверь "Соболя" и потребовали, чтобы туристы предъявили документы. Ирина Патрушева заявила, что автоматчики сами должны показать документы. Тогда преступники начали силой вытаскивать женщину из автомобиля. Остальные туристы вступились за спутницу. В ответ бандиты открыли огонь. Патрушева, Денис Белоконь и Вячеслав Кара были убиты на месте. Валерий Белоконь и Сергей Ефремов получили ранения. Все произошло настолько быстро, что Патрушева перед смертью даже не успела вынуть руки из карманов куртки.
Водитель "Соболя" не пострадал (если не считать легкого сердечного приступа). Услышав стрельбу, он тронулся с места и подъехал к магазину в Заюково. Хозяин магазина Анзор Шукушев вызвал скорую помощь, после чего вместе с продавщицами перевязал раненых и отпоил водителя корвалолом (в магазине был аптечный киоск). Прибывшие медики отвезли Ефремова в больницу в Нальчик, а Белоконя-старшего сначала доставили в Баксанскую районную больницу и лишь наутро перевели в столицу республики.
Некоторые аналитики предположили, что боевики напали на туристов потому, что каким-то образом узнали фамилию Ирины Патрушевой и приняли ее за дочь бывшего главы ФСБ РФ Николая Патрушева. Даже если преступники действительно рассуждали таким образом, то они ошиблись. Во-первых, отчество Ирины - Владимировна. Во-вторых, у Патрушева нет дочерей, а есть два сына. Наконец, попавшие в СМИ детали биографии погибшей женщины указывают на то, что она вряд ли являлась даже невесткой или дальней родственницей высокопоставленного силовика. Ирина в 1990-е годы продавала фотопленку на рынке, а со временем смогла открыть собственное фотоателье. Как уверяют друзья женщины, вся ее семья - 16-летний сын Федор, который после смерти матери стал круглым сиротой (СМИ подчеркивают, что у подростка вообще не осталось родственников).
Второе чрезвычайное происшествие произошло в Кабардино-Балкарии поздно вечером 18 февраля. В Терсколе взорвали канатную дорогу. Бомба мощностью два килограмма в тротиловом эквиваленте сработала около подвижного ролика. В результате в пропасть упали 30 вагончиков. В момент взрыва канатная дорога уже была отключена на ночь, поэтому никто не пострадал. Остается только гадать - может быть, бомба случайно сработала слишком поздно или слишком рано, а может быть, подрывники и не собирались никого убивать. Вполне возможно, что они хотели просто "предупредить" кого-то в относительно мягкой форме.
По мнению некоторых аналитиков, подрыв дороги вообще имеет под собой не политическую, а коммерческую подоплеку. Возможно, произошедшее связано с переделом сфер влияния в туристическом бизнесе - взрыв могли инициировать владельцы второй, конкурирующей канатной дороги. Некоторые источники утверждают даже, что подобные взрывы уже происходили, просто раньше СМИ о них не сообщали. А теперь, на фоне расстрела туристов, подрыв дороги сразу привлек всеобщее внимание.
Гораздо сложнее вписать в версию о коммерческом конфликте следующее происшествие, случившееся все в том же Терсколе вечером в субботу, 19 февраля. Возле гостиницы "Новый поворот" был обнаружен серебристый автомобиль "Жигули" десятой модели без номеров. При проверке в автомобиле были найдены три взрывных устройства общей мощностью 70 килограммов в тротиловом эквиваленте. Бомбы удалось обезвредить. Очевидно, что если бы они взорвались - без жертв не обошлось бы. Вскоре следователи установили личность владельца "десятки". Им оказался боевик Руслан Уянаев, уничтоженный осенью 2010 года во время спецоперации на шахте неподалеку от города Тырныауз. Операция проводилась в рамках расследования диверсии на Баксанской ГЭС. Кстати, издание Life News пишет, что, по версии следствия, застрелить Патрушеву, Белоконя и Кару также могли люди, причастные к диверсии на ГЭС.
Естественно, убийство туристов, взрыв канатной дороги и обнаружение заминированного автомобиля привели к усилению антитеррористического режима в Кабардино-Балкарии. Однако пока из-за повышения бдительности силовиков погиб только один человек, и это не боевик. Вечером 19 февраля наряд ГИБДД, дежуривший на проспекте Ленина в Нальчике, по какой-то причине запросил подкрепление. На проспект были направлены участковые инспекторы, одетые в штатское (по сведениям СМИ, в республике руководство часто рекомендует милиционерам не надевать форму, чтобы не провоцировать нападения). Участковые подъехали к посту ГИБДД, вышли из автомобиля и направились к коллегам. Увидев людей в штатском с автоматами, сотрудники ГИБДД открыли огонь. В результате один из участковых был убит. В связи с инцидентом возбуждено дело о причинении смерти по неосторожности.
Аналитики придерживаются различных мнений о причинах, из-за которых на минувших выходных новости из Кабардино-Балкарии напоминали фронтовые сводки. Одни источники сообщают, что осенью на дороге, ведущей на Эльбрус, сократили количество контрольно-пропускных постов, после чего ситуация в республике начала накаляться. В то же время другие источники, напротив, передают, что в последнее время кабардино-балкарские силовики серьезно активизировали антитеррористическую деятельность, что вызвало недовольство боевиков. Некоторые СМИ указывают на то, что недавно глава республиканских боевиков Аскер Джаппуев прямо объявил о приведении своих отрядов в полную боевую готовность. Пока неясно, связано ли это заявление с выступлением лидера "Имарата Кавказ" Доку Умарова, который в начале февраля пообещал устроить в России "год крови и слез".
Газета "Комсомольская правда" вообще написала, что события минувших выходных являются ответом боевиков на появление в Кабардино-Балкарии антиваххабитской группировки "Черные ястребы". Якобы в эту группировку вошли члены семей погибших силовиков, объединенные идеей кровной мести бандитам.
Очевидно пока только одно - за последние годы это фактически первый случай, когда жертвами боевиков в Кабардино-Балкарии становятся туристы. До сих пор в этой республике (как и в других регионах Северного Кавказа) мишенями террористов становились в основном сотрудники силовых структур. Иногда от рук исламистов гибли также охотники и егери. Но на них нападали из-за камуфляжной одежды и оружия, делавших их похожими на силовиков. Туристов же, по некоторым данным, боевикам отпугивать невыгодно. СМИ стало известно, что боевики занимаются не только борьбой за торжество радикального ислама, но и банальным рэкетом. Фактически каждый магазин и каждая гостиница платят им "дань". Неясно, почему этот источник дохода вдруг потерял для исламистов привлекательность. Возможно, они получили некий идеологический посыл, заставивший забыть о меркантильных интересах. А может быть, боевики нашли какой-то новый источник дохода.
По мнению некоторых аналитиков, события в Кабардино-Балкарии могут быть связаны с зимней Олимпиадой 2014 года в Сочи. Возможно, таким образом бандподполье хочет заранее запугать любителей зимнего спорта и создать напряженную обстановку на Олимпиаде.
Большинство экспертов сходятся на том, что акция устрашения удалась. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина 19 февраля заявила, что спрос на поездки в Кабардино-Балкарию упал еще осенью 2010 года, когда выходец из этой республики застрелил в Москве болельщика "Спартака" Егора Свиридова. А после убийства Белоконя, Кары и Патрушевой отказ от поездок на Эльбрус обрел массовый характер. Люди начали сдавать уже купленные путевки. В туристической фирме "Анкор" газете "Коммерсантъ" сказали, что будут решать вопрос о приостановке отправки туристов на Эльбрус. Корреспондент радиостанции "Вести-FM", находившийся в Терсколе, на выходных передал, что видит много покидающих поселок автомобилей с лыжами на багажниках.
21 февраля идею ограничения притока туристов в Кабардино-Балкарию поддержал полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. На встрече с представителями Эльбрусского района республики полпред заявил: "Сейчас нужно временно прекратить прием туристов, прибывающих на курорт". По мнению Хлопонина, ограничение должно действовать, пока в регионе проводится контртеррористическая операция.
Хотя есть и иное мнение. "Комсомольская правда" 20 февраля написала, что многие туристы не испугались боевиков. Корреспондент газеты, побывавший в зоне Чегет, отметил, что возле канатной дороги "кипит жизнь". 73-летний турист из Москвы по имени Юрий Владимирович (его фамилия не называется) сказал корреспонденту, что ездит на Эльбрус с 1980-х годов и не намерен изменять этой привычке. Когда корреспондент спросил, не испугало ли туриста известие о заминированной машине возле гостиницы, тот заявил: "Думаю, что это ерунда, ничего там не было". А группа туристов из Рязани сообщила журналисту, что в Кабардино-Балкарии им "не страшнее, чем в Москве".
Эту идею горячо поддержал глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Прошлой зимой он объявил, что намерен построить горнолыжный курорт в Чечне. Корреспондент "Комсомольской правды" в ходе беседы об этой инициативе пообещал подарить Кадырову лыжи. В разгар событий в Кабардино-Балкарии, 19 февраля, редакция вспомнила об этом обещании и передала подарок главе Чечни. Естественно, основной темой разговора в процессе передачи лыж стало убийство туристов. Кадыров традиционно отметил, что "террорист - это не человек и даже не зверь", а затем заявил: "Мы будем надеяться, что это первый и последний случай, такого у нас не было и не будет". Кадыров подчеркнул, что проектирование горнолыжного курорта в 60-70 километрах от Грозного идет полным ходом.
В последние годы идея развития курортного потенциала Кавказа широко обсуждается во властных кругах. Весной 2010 года было объявлено о планах
постройки пяти горнолыжных курортов общей стоимостью 450 миллиардов рублей. Комплексы разместятся в Дагестане, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Адыгее и Кабардино-Балкарии. Осенью 2010 года строительство стартовало. В январе 2011 года было озвучено предложение максимально облегчить новым курортам налоговое бремя.
При этом газета "Московский комсомолец" отмечает, что на Западе данную инициативу восприняли скептически. Иностранные инвесторы не спешат вкладываться в проект. А французская пресса ехидно предположила, что, по плану российских властей, террористы "найдут себе работу в новых отелях, а их жены наденут фартуки горничных". В то же время российские чиновники нередко говорят о "переквалификации" исламистов совершенно серьезно. Они считают, что отсутствие нормальных рабочих мест - это действительно главная причина ухода жителей Северного Кавказа "в леса". Сторонники развития туризма на Кавказе вспоминают советские времена, когда местные курорты являлись совершенно безопасными. По мнению оптимистов, сегодняшняя власть вполне может добиться такого же успеха в урегулировании ситуации на Кавказе.