В преддверии окончания переаттестации милиционеров в полицейских в СМИ просочилась информация о скандале, разразившемся в московской милиции. Оказывается, две недели назад на Звенигородской эстакаде простой сотрудник ГИБДД поссорился с начальником управления собственной безопасности ГУ МВД столицы. Сначала стороны выдвигали прямо противоположные версии событий, а потом ситуацию "замяли". Что произошло на самом деле, непосвященным понять так и не удалось.
Точно известно только одно - 16 июля инспектор ГИБДД Западного административного округа Москвы Алексей Сорокин остановил на Звенигородской эстакаде автомобиль Volkswagen Touareg, принадлежащий главе управления собственной безопасности ГУ МВД по Москве, полковнику Александру Трушкину. Полковник, лично сидевший за рулем, был одет в гражданское и находился не на службе (была суббота). Между сотрудником ГИБДД и Трушкиным произошел конфликт, после которого Сорокин зафиксировал в травмпункте ссадины и травму локтя.
Десять дней эта история распространялась разве что в виде слухов в узких кругах сотрудников милиции. Нетрудно догадаться, что уже тогда версии событий начали серьезно меняться от одного пересказа к другому. А 26 июля слухи дошли до издания Life News, которое не замедлило опубликовать заметку под громким заголовком: "Начальник УСБ полиции Москвы подрался с гаишником".
В заметке были изложены две версии событий. Первая звучала следующим образом. Якобы Сорокин мирно дежурил на эстакаде, когда из тоннеля с превышением скорости выехала иномарка. Инспектор остановил автомобиль, но управлявший машиной Трушкин сразу же протянул ему пятитысячную купюру и собрался ехать дальше. Однако честный Сорокин не принял деньги и начал составлять протокол. Тогда глава УСБ затеял перебранку, которая вскоре переросла в драку. Сотрудник ГИБДД получил в драке несколько ссадин и повредил локоть.
Согласно второй версии, Сорокин самовольно встал на выезде из тоннеля не на своем посту, чтобы "подзаработать". Он остановил ни в чем не повинного Трушкина и начал вымогать у него деньги. Полковник якобы решил провести оперативный эксперимент и предложил инспектору пять тысяч рублей. Этого Сорокину показалось мало, и он сказал, что в случае неуплаты более крупной суммы составит протокол. Тогда Трушкин показал милиционеру свои документы. Тот испугался и попытался убежать, но полковник храбро задержал его (при этом причинив инспектору небольшие травмы).
Life News сообщало, что в отношении Сорокина начали проверку, а он, в свою очередь, подал жалобу на Трушкина в прокуратуру.
Вскоре тему подхватили другие СМИ. В историю добавили подробностей. Например, источники газеты "Коммерсантъ" заявили, что Трушкин, по версии Сорокина, не только превысил скорость, но и был нетрезв. А другие источники той же газеты возразили, что полковник вообще не пьет спиртного. Информацию о том, что Трушкин является трезвенником, подтвердили и источники "Московского комсомольца". Некий бывший коллега полковника заявил, что тот практически всегда поддерживает себя в состоянии бодрости и готовности к работе.
Примерно спустя сутки после появления первой заметки в Life News на сайте ГУ МВД Москвы было опубликовано сообщение от имени инспектора Сорокина. Согласно сообщению, инспектор был глубоко возмущен публикациями в СМИ и выразил желание опровергнуть слухи о своем конфликте с Трушкиным. Он высказал новую версию событий, случившихся 16 июля. Якобы он остановил машину полковника для проверки документов. Взятку ему никто не предлагал, и сам он ее не вымогал. Во время проверки документов мимо проехал какой-то "Мерседес", задевший сотрудника ГИБДД зеркалом. Именно из-за этого он получил ссадины и травму локтя. На всякий случай Сорокин зафиксировал повреждения в травмпункте, но в прокуратуру впоследствии не обращался.
Сообщение на сайте ГУ МВД завершается грозной фразой: "Сотрудник ГИБДД искренне возмущен клеветническими измышлениями в его адрес, размещенными на сайте 'Life News' и ряда других информационных агентств. В настоящее время он рассматривает возможность обращения в суд с иском о защите чести и достоинства". Неизвестно, как восприняли эту угрозу в "ряде других агентств", а Life News к искам точно не привыкать. За время своего существования изданию приходилось судиться со многими героями его публикаций. Поэтому издание не побоялось прокомментировать выступление Сорокина фразой: "Рассказ гаишника, которого за прошедшее с момента публикации время, видимо, научили, что и как говорить, вообще напоминает сказку".
Федерация автовладельцев России, разочарованная столь тихим и быстрым концом скандала, разделила догадку насчет "научили, что и как говорить". ФАР даже предложила Сорокину свою помощь и защиту в случае, если он продолжит отстаивать свои права и согласится пройти проверку на детекторе лжи. Но что-то непохоже, чтобы сотрудник ГИБДД согласился выступить против коллег и руководства плечом к плечу с автомобилистами. По крайней мере, пока он на предложение ФАР не отреагировал.
Таким образом, осталось неизвестным, какая из трех изложенных версий ближе к правде. Столкнулся ли честный сотрудник ГИБДД с нечестным милицейским начальником, или гаишник-вымогатель анекдотически "нарвался" на полковника в штатском, или, в конце концов, во всем и правда виноват некий посторонний "Мерседес" и длинные языки сплетников? Гадать, какая из версий ближе к правде, бесполезно. Хотя бы потому, что версии вполне могут быть смешаны - может быть, имело место и вымогательство, и нарушение, и даже удар о зеркало "Мерседеса".
Однако стоит все же отметить один любопытный момент. Больше года назад, в марте 2010 года, полковник Трушкин дал развернутое интервью газете "Комсомольская правда". В этом интервью он, в частности, возложил часть вины за коррумпированность ГИБДД на взяткодателей. "Вот остановил сотрудник ГИБДД машину, водитель выходит и сразу же: 'виноват, виноват' и быстрее деньги сует. А инспектор еще даже представиться не успел и, может, просто документы собирался проверить. Ему дают деньги, ну не все же у нас герои - ему дают, он и берет", - пояснил полковник.
Тот факт, что порой сотрудники УСБ и сами пытаются дать милиционерам взятки в рамках оперативного эксперимента, Трушкин в интервью признал. Но он заявил, что такая операция проводится лишь после предварительной слежки за милиционером, в отношении которого уже есть какие-то подозрения. А не просто так, чтобы некто ехал в нерабочее время на личной машине и вдруг воспылал служебным рвением.
Так что теперь неясно - то ли полковник за минувшие год и четыре месяца поменял свои взгляды, то ли в его версии конфликта с Сорокиным не все гладко. Кстати, после публикации опровержения на сайте ГУ МВД Трушкин свою версию изменил не очень сильно. Утром 28 июля он рассказал радиостанции "Вести-FM" все ту же историю о вымогательстве взятки и попытке побега инспектора. Полковник добавил лишь, что локоть Сорокин действительно разбил о зеркало проезжавшего мимо автомобиля.
Драматизма всей этой истории придает тот факт, что 1 августа должна завершиться переаттестация милиции в полицию. По замыслу реформаторов, после этого и гаишники-взяточники, и полковники-нарушители, и прочие персонажи "милицейской эпохи" должны уйти в прошлое. И на их месте должны остаться подтянутые полицейские, не знающие слова "взятка". Хотя ГУ МВД Москвы вечером 27 июля "изящно" выкрутилось из ситуации, объявив взяточников и нарушителей выдумкой журналистов, правительственная "Российская газета" в ночь на 28 июля по инерции успела отдать в печать оправдания другого рода.
Со ссылкой на анонимных "аналитиков и психологов МВД" издание объявило, что в преддверии окончания переаттестации милиционеры резко разделились на два лагеря. Те, кто решил стать честными полицейскими, прекратили совершать нарушения. А те неисправимые злодеи, которые понимают, что не смогут отказаться от правонарушений, решили хотя бы "погулять напоследок". Поэтому сейчас, в последние месяцы, недели и дни перед завершением аттестации, они якобы нарушают права граждан, уже ничего не стесняясь. Результат налицо: за первое полугодие 2011 года было зафиксировано на 21 процент больше преступлений, совершенных милиционерами, чем за аналогичный период 2010 года.
Правда, не совсем понятен один момент - вроде бы милиционеров, не достойных звания полицейского, должны были выгонять из рядов МВД в процессе переаттестации, а не после ее завершения? Или процесс "очистки рядов" снова решили продлить, только теперь уже неофициально? Ведь первоначально завершить переаттестацию планировалось к 1 июня 2011 года. Но вскоре МВД РФ сообщило президенту Дмитрию Медведеву, что не укладывается в срок. Министерство попросило продлить переаттестацию до 1 декабря. Однако Медведев согласился оттянуть создание полиции лишь до 1 августа. Так может, ускорение переаттестации не очень хорошо сказалось на ее качестве?