В 1991 году "Манчестер Юнайтед" стал первым английским клубом, решившимся разместить свои акции на бирже. Уйти с LSE "Манчестеру" пришлось в 2006 году, когда его купило американское семейство Глейзеров. И вот теперь, в 2011 году, клуб возвращается на биржу. Только торговаться его акции будут в Сингапуре, а не в Лондоне: в Азии "Манчестер Юнайтед" сможет собрать больше денег.
IPO с долгой историей
20 лет назад самый передовой в финансовом отношении клуб Великобритании был оценен в 47 миллионов фунтов. Потребовалось несколько лет, чтобы владельцы других футбольных команд Великобритании поняли, что IPO может принести им немалые деньги. Бум футбольных IPO в королевстве пришелся на середину 90-х, когда на биржу вышли сразу и "Тоттенхэм", и "Астон Вилла", и "Челси", и "Арсенал", и "Сандерленд", и еще несколько десятков клубов, в том числе и из низших британских лиг.
Нельзя сказать, что IPO футбольных клубов - мода исключительно британская. В те же 1990-е - начале 2000-х на биржу с разным успехом вышли голландский "Аякс", итальянские "Рома", "Ювентус", "Лацио", французский "Лион" и другие европейские футбольные команды.
Поначалу инвесторы, среди которых было немалое число фанатов, принялись скупать акции. Болельщики с помощью небольших инвестиций (одна акция "Ромы", например, стоит меньше евро) испытывали чувство причастности к команде, а финансисты, в свою очередь, пытались на этом сыграть и скупали ценные бумаги "пока горячо".
Впрочем, сразу вслед за бумом IPO пришло и разочарование в этом виде привлечения. Дело в том, что акции футбольных клубов оказались подвержены значительным колебаниям, связанным не только с (не)разумной финансовой политикой команд, но и с выступлениями футболистов. В итоге с точки зрения вложения денег получился инструмент, похожий на тотализатор: команда выигрывает - акции растут, проигрывает - падают.
Уже с 2001 года футбольные клубы Великобритании стали проводить делистинги с биржи. Часто это объяснялось тем, что команды покупались зарубежными инвесторами. Так, в 2003 году с биржи ушел "Челси", а в 2006 году пришел черед и "Манчестер Юнайтед". Если лондонская команда нашла себе инвестора в России, то ее главный соперник последних лет - в США: "Манчестер Юнайтед" был выкуплен с рынка семьей Глейзеров за рекордные по тем временам 790 миллионов фунтов (более 1,3 миллиарда долларов).
Тогда же - в 2006 году - произошло событие, которое ясно показало сущность футбольных IPO. По условиям сделки, Глейзеры должны были получить 100 процентов акций "Манчестера". Из-за этого они выкупали у миноритарных инвесторов ценные бумаги по фиксированной, заранее определенной стоимости и к определенной дате, после которой они теряли свою стоимость. Так вот многие владельцы акций, как писал портал Slon, просто отказались продавать акции, предпочтя сохранить их в качестве сувениров.
Новая экономика, новая география
Приход Глейзеров был воспринят фанатами "Манчестера" в штыки, и неслучайно. Если для болельщиков в клубе заключался едва ли не смысл жизни, для Глейзеров это была лишь очередная инвестиция - они начали вкладываться в "Манчестер" в 2003 году, а в 2006-м - довели свою долю до 100 процентов. Глейзеры просто делали бизнес на футболе, как и на других видах спорта, в которые они вкладывались. При этом у британцев, естественно, складывалось ощущение, что в футболе американцы понимали не слишком много. Зато прекрасно понимают в бизнесе: Глейзеры купили "Манчестер Юнайтед" в долг, а сам долг был практически записан на счет клуба. Именно этот долг сейчас является главным недостатком "МЮ", и именно для его погашения и задумана история с новым IPO.
Тем не менее, даже самые преданные болельщики "МЮ" должны были признать: Глейзеры способствовали (или, по крайней мере, не мешали) всемирной славе клуба. Фанаты у "Манчестера" в 2000-х годах появились далеко за пределами Европы: выставочные матчи команды в Азии и США каждый год проходят с аншлагами, а общее количество американцев и азиатов, болеющих за клуб из Манчестера, исчисляется десятками миллионов человек.
Для многих иностранцев, не очень хорошо знакомых с футболом, "Манчестер" стал таким же символом игры, как "Лос Анджелес Лейкерс" или "Чикаго Буллз" в баскетболе, как "Нью-Йорк Рейнджерс" и "Питтсбург Пингвинз" в хоккее. Во многом, конечно, этому способствовали выступления клуба, но и маркетинговая политика дала свои плоды: Криштиану Роналду, например, стал звездой в мире большого шоу-бизнеса, именно выступая за "Манчестер". А вот звездой в футбольном мире он стал бы и в любом другом клубе.
Спустя пять лет после приобретения "Манчестера" Глейзеры решили получить от инвестиций хотя бы минимальную отдачу. Примечательно, что им, судя по данным британской прессы, в последние годы регулярно приходили предложения о продаже бизнеса - в частности, со стороны арабских шейхов, которые, как и российские бизнесмены, сильно заинтересовались английским футболом. Тем не менее, Глейзеры продавать актив не захотели, а вместо него и пошли на IPO, новое размещение акций на бирже.
Американские бизнесмены планируют расстаться приблизительно с четвертью-третью ценных бумаг клуба и выручить за это около миллиарда долларов. Скептики обычно в ответ на это приводят данные из Forbes: журнал в 2011 году оценил весь "Манчестер Юнайтед" менее чем в два миллиарда долларов.
Амбициозные планы Глейзеров и предопределили выбор площадки для IPO. В Европе и США сейчас конъюнктура такова, что в рисковые активы (а акции любого футбольного клуба к ним относятся) вкладываться никто не готов. Кроме того, в ЕС и в США хорошо себе представляют, что такое инвестиции в спорт через биржу. В Азии же такого рода IPO будет новинкой, и именно на этом и хотят сыграть Глейзеры. Другой расчет американских бизнесменов заключается в том, что люди, которым для просмотра игры "МЮ" в живую надо пролететь полмира, будут покупать акции, просто желая хоть как-то "прикоснуться" к легенде.
Поначалу деловые СМИ писали, что акции будут выпускаться либо в Гонконге, либо в Сингапуре. В итоге Сингапур победил: по данным источников The Financial Times, в Гонконге не разрешили "Манчестеру" делить акции на обычные и привилегированные (то есть те, которые влияют на управление командой, и те, по которым начисляется больший объем дивидендов).
В середине сентября стало известно, что формальное разрешение на IPO в Сингапуре британский клуб получит в самое ближайшее время. После этого Глейзеры совместно с инвестбанками должны будут начать поиск инвесторов. В конце концов, для них важно прежде всего найти покупателей на акции, которые выставляются на IPO, а как ценные бумаги будут вести себя после выхода на биржу - уже не так важно. Ведь отказывая арабским шейхам и разделяя акции на обыкновенные и привилегированные, американцы показали, что в "Манчестере" они надолго. А за несколько лет даже сильно упавшая в цене акция может подняться обратно просто на фоне восстановления мировой экономики.
Сыграет ли ставка Глейзеров на силу бренда клуба и интерес азиатских инвесторов к футболу, неизвестно. Ситуация на рынках сейчас складывается таким образом, что многие компании откладывают выход на IPO в последний момент - при неблагоприятной конъюнктуре переплачивать не готовы даже азиатские инвесторы. Если книга заявок на акции МЮ окажется недоподписанной, Глейзеры столкнутся с проблемой. Им нужно определиться, продавать ли ценные бумаги подешевле или отказаться от IPO до лучших времен. Первый вариант больно ударит по самолюбию семьи, второй - по состоянию "Манчестера", которому придется искать новые источники рефинансирования долга.