Полвека с гастарбайтерами Германия и Турция поссорились из-за мигрантов

В Берлине на 2 ноября назначены торжественные мероприятия в честь 50-летней годовщины соглашения о трудовых мигрантах между ФРГ и Турцией, которое было подписано 30 октября 1961 года. За полвека миграции турецкие гастарбайтеры превратились в самую многочисленную национальную диаспору в Германии. При этом многие из них так и не смогли интегрироваться в немецкое общество, нередко отказываются признавать юридические законы ФРГ и не пытаются выучить немецкий язык. Политики и пресса в Германии попытались в преддверии праздника обойти острые углы, но празднование юбилея подпортили критические заявления премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

1 ноября главу турецкого правительства принимал президент ФРГ Кристиан Вульф, а 2 ноября Эрдоган встретился с федеральным канцлером Ангелой Меркель. Меркель заранее начала рассыпаться в комплиментах, заявив, что турецкие мигранты давно стали частью немецкого общества. Уполномоченная правительства Германии по вопросам интеграции Мария Бемер (Maria Boehmer) сказала, что "гастарбайтеры принесли благо стране". Министр иностранных дел ФРГ Гвидо Вестервелле написал статью для турецкой газеты Hurriyet, поддержав заявление Меркель о том, что миллионы людей турецкого происхождения уже стали неотъемлемой частью Германии.

Непосредственно в годовщину подписания соглашения, 30 октября, на центральный вокзал Мюнхена прибыл специальный поезд из Стамбула, который должен был напомнить о первых трудовых мигрантах, приехавших в Германию из Турции 50 лет назад. Его пассажирами стали около 40 представителей первого поколения гастарбайтеров, приехавших в ФРГ сразу после заключения соглашения, а также турецкие политики и деятели искусства.

Поезд Стамбул-Мюнхен. Кадр телеканала TRT

Поезд Стамбул-Мюнхен. Кадр телеканала TRT

Lenta.ru

Но как ни пыталась немецкая сторона создать идиллическую картину, разногласия с турецкой стороной появились с самого начала, когда праздник только готовился. Во-первых, немцы планировали использовать в оформлении мероприятия широкоформатное фото 1964 года, на котором изображены турецкие гастарбайтеры вместе с тогдашним министром труда и будущим премьер-министром Турции Бюлентом Эджевитом (Bulent Ecevit), который был соперником Тайипа Эрдогана на выборах 2002 года. Эрдоган выступил категорически против тиражирования этого фото. Во-вторых, Анкара требовала, чтобы на публичную дискуссию на праздник в Берлине не пускали немецкую писательницу Хатидже Акюн (Hatice Akyuen), которая в Турции считается критиком ислама. На этот шаг немецкий МИД не пошел.

Приехавший в ФРГ к празднику Эрдоган возникшие трения не только не сгладил, но напротив, начал визит с критики в адрес интеграционной политики ФРГ. Он дал интервью газете Bild, в котором заявил, что "турецкий народ все еще питает к немецкому народу положительные чувства, поэтому Германия должна бы проявлять по отношению к Турции больше солидарности".

По его словам, многие из бывших турецких гастарбайтеров превратились в работодателей и инвестируют в немецкую экономику. По его данным, в Германии 72 тысячи турецких работодателей, благодаря которым страна получила 350 тысяч рабочих мест. При этом всего в ФРГ проживает около трех миллионов турок, для интеграции которых, как утверждает Эрдоган, делается слишком мало.

Проблему ассимиляции иностранных мигрантов он увязал со вступлением Турции в ЕС. "Германия должна активнее помогать Турции вступить в ЕС, так как это значительно поможет процессам интеграции. Мы, турки, прекрасно относимся к Германии и именно поэтому мы чувствуем себя незаслуженно лишенными поддержки", - заявил Эрдоган. Он также намекнул, что было бы неплохо, если бы Германия позволяла турецким мигрантам иметь двойное гражданство.

Лингвистические тонкости

На вопрос, всегда ли хорошо бывают подготовлены турецкие мигранты для интеграции в экономику и культуру ФРГ, Эрдоган отвечать не стал, переключившись вместо этого на недостатки интеграционной политики немцев. В качестве примера он привел трогательную историю турецкого юноши из Германии, который влюбился в девушку из Турции и захотел на ней жениться. Однако, когда юноша привез невесту в ФРГ, им отказали в регистрации брака, так как местные власти потребовали, чтобы девушка сперва выучила немецкий язык. "Кто ставит важнейшим условием знание немецкого языка, нарушает права человека", - объявил Эрдоган.

Эрдоган также утверждает, что первым языком, которому учатся дети приезжих турков, должен быть родной язык их родителей. "Не зная турецкого, они не смогут потом выучить немецкий. Это лингвистика", - сказал премьер-министр Турции в интервью Bild.

Но немцы настаивают, что хорошее знание языка принимающей страны необходимо для полноценной интеграции. Министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих в ответ на заявления Эрдогана подчеркнул, что именно из-за языкового барьера дети мигрантов нередко бросают школу и потом не могут получить хорошую работу.

Кроме того, Фридрих ответил Эрдогану и по поводу двойного гражданства, подчеркнув, что оно в данном случае ничего не изменит, а может только навредить интеграции. Впрочем, каким именно образом, министр не объяснил. "Тот, кто хочет остаться в Германии, должен оформить запрос на гражданство ФРГ. Получив его, он перестанет быть турком", - отметил Фридрих. Он добавил, что, по его мнению, всякий человек должен принять для себя четкое решение, гражданином какой страны он хочет быть.

Слова Эрдогана вызвали также негативную реакцию в бундестаге. Фракция "Зеленых" заявила, что турецкий премьер провоцирует конфликт ради каких-то собственных внутриполитических целей. Как заявил эксперт "Зеленых" по интеграции Мемет Килич (Memet Kilic) в интервью Neue Osnabruecker Zeitung, Эрдоган сознательно оперирует стереотипами, сложившимися у него на родине в отношении немцев.

Возмутило партию и то, что премьер заподозрил немецкие организации, работающие в Турции, в связях с запрещенной Рабочей партией Курдистана. По мнению Килича, Эрдоган должен публично извиниться за свои слова во время визита в Германию. Если он не сделает этого самостоятельно, то его должна поставить на место Меркель.

Остались навсегда

Нынешний скандал, спровоцированный турецким премьером, продемонстрировал, что проблемы, связанные с интеграцией мигрантов в немецкое общество, остаются нерешенными. В 1964 году, когда подписывалось соглашение, о таких последствиях никто не задумывался, так как немцы смотрели на турков исключительно как на временных рабочих. Срок их пребывания в Германии был ограничен двумя годами, а привозить с собой семьи им было запрещено.

Однако уже через несколько лет стало ясно, что постоянно обучать новые кадры для немецких компаний слишком затратно, и мигрантам разрешили оставаться на более долгий срок. С 1974 года туркам позволили привозить с собой жен и детей. На данный момент в Германии проживает от двух с половиной до трех миллионов граждан с турецкими корнями. При этом только 700 тысяч из них имеют паспорт ФРГ.

Согласно данным Федерального статистического агентства, в 2010 году из Германии уехало больше турок, чем въехало в страну. Турки составили только три процента от всех иммигрантов. Первую строчку теперь занимают поляки. В последние годы отмечается новая тенденция: выросшие в ФРГ дети турецких иммигрантов получают немецкое образование и возвращаются в Турцию, так как не могут найти себе работу в Германии. Они жалуются, что их продолжают воспринимают как неквалифицированную рабочую силу, несмотря на университетские дипломы. В Турции, которая переживает сейчас экономический подъем, выходцы из ФРГ рассчитывают на более высокие зарплаты и успешную карьеру.

Ни в Германии, ни в Турции нет двойного гражданства, так что детям мигрантов, проживающим в ФРГ, в 23 года приходится определяться, гражданами какой страны они хотят быть. Если они делают выбор в пользу родины своих отцов, но остаются жить в Германии, им приходится постоянно продлевать временный вид на жительство. Но, тем не менее, с 1970-х годов турки остаются самой многочисленной национальной диаспорой Германии.

Немецкие политики пытаются придумать, как заставить мигрантов интегрироваться в немецкое общество, но пока многие из приезжих вращаются исключительно в кругу своих соотечественников, практически проживая в своеобразном параллельном мире. Глава министерства внутренних дел Германии Фридрих признал, что к такому результату привели ошибки немецких властей, которые позволили туркам селиться компактно. В итоге многие мигранты даже не пытаются выучить немецкий язык, а в случае конфликтов с соотечественниками апеллируют к законам шариата.

Наиболее радикальная реакция на это выражена в вызвавшей множество дискуссий книге Тило Саррацина "Германия - самоликвидация", в которой критикуется миграционная политика ФРГ. После этого премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер заявил, что "мультикультурализм мертв", и потребовал ограничить иммиграцию в ФРГ выходцев из Турции и стран Ближнего Востока. Затем и Меркель признала, что попытки построить мультикультурное общество в Германии провалились.

Споры о том, приносят ли мигранты реальную пользу стране, продолжаются до сих пор. Последним ответом на точку зрения Саррацина стала книга мэра Берлина Клауса Воверайта (Klaus Wowereit) в защиту мигрантов. Впрочем, нынешний визит Эрдогана, хоть и приуроченный к юбилейному событию, но все равно сопровождавшийся скандалами, показал, что и турецкая сторона накопила к немецким властям не меньше претензий.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше