Прошедшая ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, как водится, оставила двойственное впечатление от отечественного книжного рынка. С одной стороны, Non/fiction продемонстрировала явное воодушевление читателей и книгоиздателей, сменившее некоторую апатию прошлых лет, с другой - выявила печальную специфику отрасли, которую скрыть уже невозможно. Главный плюс этого года в том, что началось движение - независимые издатели и распространители решили образовать альянс, который и презентовали в начале декабря в ЦДХ.
Non/fiction всегда предлагала что-то интересное человеку читающему - и новые книги, и редкие издания, и встречи с писателями, и круглые столы с издателями и авторами. Другое дело, что процент действительно интеллектуальной литературы с годами невольно становился все меньше, количество независимых издательств также сокращалось, не в последнюю очередь из-за высоких цен на аренду, а среди лиц писателей, мелькавших на ярмарке, новых не появлялось. Вот и в этот раз на Non/fiction опять выступали Людмила Улицкая и Дмитрий Быков - хорошо, конечно, но уже несколько надоело.
Non/fiction, в принципе, отличается стабильностью - определенным набором участников (иногда прибавляются новые иностранные стенды), сформировавшейся аудиторией, постоянными читателями, которых издатели встречают на своих стендах из года в год. Атмосфера, в общем, домашняя, что опять же имеет свои плюсы и минусы. У маленьких издателей есть своя целевая аудитория - она знает, что найдет нужную ей литературу на Non/fiction, после же их пути расходятся.
Потрясения на Non/fiction, которые влияют на общее ощущение от ярмарки и, конечно, на представленную литературу, случаются обычно по воле больших и заметных игроков, вроде "Эксмо" и АСТ, выделяющихся не только спецификой изданий, но и размерами стендов, занимающих всю центральную часть ярмарки. Раньше от центра исходила главная "попсовость", но в этом году, что не может не радовать, оба издательства изменили тактику. Так, например, директор книжных магазинов "Фаланстер" Борис Куприянов считает, что они стали адекватнее - эти издательства поняли, что их самый популярный ассортимент на Non/fiction никто не покупает. АСТ, в частности, фокусируется на своей "умной" серии Corpus, в рамках которой выходят очень интересные книги.
Даже то, что крупнейшие российские издательства вынуждены мимикрировать, наглядно демонстрирует сосуществование в России двух книжных рынков - условно "большого" и "малого", которые развиваются особыми путями и в общем пересекаются незначительно. Первый в силу своей "массовости" чувствует себя неплохо, второй, будучи в какой-то степени "элитарным", сталкивается с рядом очень специальных трудностей. Наверное, малым издательствам больше всего повезло, как это ни странно, именно во время кризиса, который они, по собственному признанию, либо не почувствовали, либо ощутили значительно позже. В отсутствие невероятно высокой докризисной прибыли, им просто нечего было терять. Но после кризиса волна до "малого" рынка все же докатилась, осложнив их и без того непростое положение.
На Non/fiction "Лента.ру" пообщалась с тремя "маленькими" издателями из разных городов России - Александром Колесовым ("Рубеж", Владивосток), Сергеем Смоляковым ("Гиперион", Санкт-Петербург), Сергеем Митуричем ("Три квадрата", Москва) - и расспросила их о жизни независимых книгоиздателей и самой Non/fiction. В итоге выяснилось, что, несмотря на различную географию, проблемы у всех общие, однако участники этого рынка настроены более чем оптимистично.
Самые серьезные трудности, мешающие прибыльной работе малых издательств, кроются в отсутствии налаженных путей распространения книг, а также в недостаточном количестве точек продаж. И если в Москве магазинов интеллектуальной книги все-таки много, а в Петербурге, по словам Смолякова, они начали активно появляться в этом году, то, например, на Дальнем Востоке книжных магазинов в принципе мало.
Так, например, одну из главных задач Колесов видит в проведении различного рода книжных "сейшнов" в регионах, где у читателей просто нет возможности познакомиться с книжными новинками, представленными на Non/fiction. Сергей Митурич отмечает, что централизованно книги нельзя отправить дальше Нижнего Новгорода и Петербурга; исключением является только Красноярская книжная ярмарка, где, как подчеркивают все трое, замечательная организация и логистика. Главная же заслуга ярмарки заключается в том, что фонд Прохорова, ее учредитель, выдает гранты библиотекам на покупку книг.
Этот год для малых издательств в целом оказался непростым, потому что процентов на 10-30 снизилась покупательская способность, продажи упали, сократилась прибыль, у кого-то уменьшилось количество выпущенных наименований. Тем не менее, активная Non/fiction, в целом удачные переговоры на ярмарке и уже имеющиеся планы на будущий год позволяют рассчитывать на более радужное будущее.
Издатели сходятся во мнении, что интерес к литературе non-fiction никуда не делся и даже растет - стабильные продажи на самой Non/fiction, по их словам, это подтверждают. Просто получается, что в обычной жизни книга не может найти своего читателя, а читатель - нужную книгу. Именно поэтому одной из самой главных задач участники рынка считают создание единой книжной базы, фиксирующей информацию о всех новинках. Отсутствие глобальной информации о книгах в стране такого масштаба является, возможно, действительно самой насущной проблемой.
Альянс
Все перечисленные "особенности" ниши производства и распространения умной и серьезной литературы, безусловно, появились и стали очевидны не сегодня. Они формировались давно, но только в этом году у небольших гуманитарных издательств получилось запустить реальный проект для их решения.
2 декабря на Non/fiction был представлен "Альянс независимых книгоиздателей и распространителей", создание которого инициировали Борис Куприянов, Ирина Прохорова (НЛО), Александр Иванов (Ad Marginem), издательство "Текст" и другие не менее заметные участники "малого" рынка. Презентация Альянса оказалась одним из центральных событий ярмарки, по крайней мере, самым обсуждаемым - это точно.
В интервью "Ленте.ру" Борис Куприянов рассказал о дружбе и взаимной поддержке малых издательств, благодаря которой формирование такого Альянса в принципе стало возможным, а также о желании "наладить другую книжную карту страны", которая выглядела бы как своего рода параллельная реальность по сравнению с уже "налаженным" книжным рынком больших издательств. Директор "Фаланстера" объяснил, что необходимость создания Альянса, чья задача, в частности, - собрать и распространить информацию о книгах, стала очевидна осенью. Тогда одновременно проходили две книжные ярмарки - московская международная на ВВЦ и небольшая в Политехе; на последней издательства, представленные на обеих площадках, продали значительно больше книг.
Таким образом стало ясно, что у малых издательств просто нет своего места и возможности нормально торговать. Альянс, куда участники будут вступать на паритетной основе, собирается проводить ярмарки в разных городах России, заниматься продвижением книжной продукции малых издательств, открыть сайт, обучить продавцов мониторить новинки и многое другое. Сейчас в Альянс входят около 40 участников, в дальнейшем их наверняка станет больше. У некоммерческой организации появится свой председатель, рабочая группа, правление - главное, как подчеркивает Куприянов, объединять Альянс будут не членские взносы, а общая работа. "Мы не собираемся заниматься пилением бюджета. Самое глупое, что можно сделать - это те небольшие деньги, которые нам, может быть, выделят, просто взять и разделить по-братски между членами Альянса, это бессмысленно", - сказал Куприянов.
Пока все же трудно до конца понять механизм работы этого объединения, которое находится в поисках партнеров, однако Куприянов обещал, что уже в январе Альянс определится с планами и программой. К следующей Non/fiction можно будет подводить первые итоги работы группы предприимчивых издателей.
Несмотря на порой кажущийся угасающим интерес к non-fiction, эта ярмарка доказала обратное - ее посетило более 30 тысяч человек. Положительно можно оценить и все возрастающее количество детских издательств, выпускающих красивые и умные книги для маленькой аудитории, которые способны привить любовь к чтению. Спустя десять-пятнадцать лет эти дети, возможно, сформирует новый пласт читателей и любителей книг независимых издательств, вступивших в Альянс. Резонанс же, который вызвала новость о его создании, показал, что нужен он уже сейчас.