Из записей телефонных переговоров Бориса Немцова, опубликованных вечером 19 декабря интернет-изданием Life News, публика узнала две вещи: что Немцов много и однообразно ругается матом и что он неоднозначно относится к молодым оппозиционным лидерам Алексею Навальному и Евгении Чириковой. Считать ли это таким уж убойным компроматом - вопрос вкуса.
Часть записей, "утекших" в Life News, сделаны накануне митинга "За честные выборы" 10 декабря. Это был нервный день для Бориса Немцова, члена политсовета движения "Солидарность". Поздним вечером 8 декабря он и другой оппозиционный политик Владимир Рыжков договорились с московскими властями о переносе акции с площади Революции на Болотную площадь и увеличении численности ее участников с 300 до 30000. Как следует из разговоров Немцова с соратниками (в диапазоне от журналиста Валерия Панюшкина до отбывающего 15 суток в специзоляторе Ильи Яшина), мера это была вынужденная: о готовности прийти на митинг заявили десятки тысяч людей, которые попросту не поместились бы на площади Революции; среди них было много тех, кто никогда раньше не участвовал в уличных протестах (в терминологии Немцова - "хомячки, которые омоновца живого никогда не видели"); все ожидали, что полиция станет всех жестко разгонять, и никто не хотел "подставлять людей под дубинки"; перенос же митинга был согласован под гарантии властей, что разгонять никого не будут и что все пройдет мирно и чинно. Тем не менее, некоторые оппозиционеры (прежде всего - Евгения Чирикова и Эдуард Лимонов) обвинили Немцова в предательстве: он, дескать, вступил в сговор с властями, чтобы создать путаницу, чтобы ожидаемые десятки тысяч человек не собрались в одном месте и чтобы волна протеста сгладилась, так толком и не поднявшись.
Опубликованные "Лайфом" разговоры Немцова, собственно, в основном и крутятся вокруг того, что политик оправдывает свои действия и обзывает своих обвинителей то провокаторами, а то и попросту суками. Особенно достается Евгении Чириковой, которая, справедливости ради, больше всех костерила тогда Немцова.
Сам Немцов на следующее утро после публикации прослушек написал пост в своем блоге на сайте “Эха Москвы”, в котором заявил, что часть записей подлинная, а часть - фальшивка, и извинился перед соратниками за то, что обидел их. Политик уверен, что появление записей его телефонных разговоров еще больше стимулирует людей выйти на митинг 24 числа: "Не исключаю, что может прийти не 100 тысяч, а 200. Это не пример давления на Немцова, это пример давления на граждан. Тот факт, что на каждого может быть оказано криминальное давление, никому не нравится. На сей раз Путин и Сурков прокололись - они совершили крупную ошибку. Они действуют нагло и беспардонно и думают, что таким образом можно кого-то запугать", - заявил Немцов "Ленте.Ру".
Евгения Чирикова, комментируя произошедшее "Ленте.ру", ни словом не попрекнула Немцова. "Партия жуликов и воров пытается отвлечь нас от борьбы с партией жуликов и воров, - сказала она. - Наша задача сейчас – объединяться, чтобы жулики нас не догнали; для жуликов выгоднее всего, когда мы разделяемся. От появления этого слива мы будем только лучше работать и сплотимся. На мнение тех, кто собирается прийти на митинг 24-го числа, эта история не повлияет – у нас очень интеллектуальная публика, и она в состоянии разобраться, кто есть кто. У нас самый культурный протест на планете – посмотрите, вон в Европе протестующие машины жгут".
Вторая половина "слитых" записей сделана уже после митинга 10 декабря и связана с работой оргкомитета по подготовке митинга 24-го. Особых откровений в них нет - ну не считать же таковыми сальные шуточки Немцова и журналиста Сергея Пархоменко по поводу рвущейся в оргкомитет скандальной журналистки Божены Рынски (ну подумаешь, в конце-то концов, хорохорятся мужики...). Да и слово "хомячки", которым Немцов припечатывает людей, впервые вышедших протестовать, тоже по нынешним временам не такое уж и обидное - кумир "новых несогласных" Алексей Навальный на митинге на Чистых прудах 5 декабря сам с готовностью признал себя "хомячком". Там есть еще разговор Немцова с правозащитником Львом Пономаревым, в котором последний заявляет, что Чирикова "мочит" Немцова по указке Навального. Но кому, положа руку на сердце, интересны эти их внутренние дрязги? Это, в каком-то смысле, даже выгодно характеризует и Немцова, и Чирикову: они, выходит, хоть и терпеть друг друга не могут, но сумели оставить разборки до другого раза, чтобы не растрясти стихийно возникшее вокруг них массовое протестное движение.
Главный редактор Life News Ашот Габрелянов в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" отказался сообщить, откуда издание получило эти записи. Защита источника - святое дело. Среди интернет-общественности популярна версия, что записи переговоров Немцова "Лайфу" "слили" спецслужбы, но документальных подтверждений этой версии, по понятным причинам, нет. Есть еще версия, что "Лайф" сам организовал прослушку телефона Немцова, и это напоминает скандал с прослушкой телефонов знаменитостей, который разгорелся недавно в Великобритании и привел к закрытию таблоида News of the World - одного из старейших британских изданий и важного актива медиаимперии Руперта Мердока (кстати, кумира Арама Габрелянова - основателя LifeNews и отца главреда "Лайфа").
Как бы там ни было, Ашот Габрелянов заверил корреспондента "Ленты.ру", что публикация эта - чистый бизнес. "У меня одна цель - выполнение планов по рекламе, рост аудитории, - сказал Габрелянов. - Я ставлю только то, о чем люди говорят". По словам главного редактора Life News, сейчас самые читаемые новости его издания - те, которые связаны с протестными митингами. "Стас Михайлов сейчас никому не интересен", - открыл он страшную тайну и добавил, что никакой предвзятости по отношению к Борису Немцову или Алексею Навальному у его издания нет. Компромат на них, по словам Габрелянова, публикуют только потому, что новости про этих персон пользуются сейчас читательским спросом.
Любопытная сложилась ситуация. Становление этого самого нового гражданского протестного движения происходит буквально в прямом эфире: заседания оргкомитета транслируют в интернет, и их смотрят тысячи человек; лозунги и списки ораторов на митингах выставляют на голосование в Facebook; для финансирования митинга используется метод crowd-funding (массовый сбор пожертвований через интернет), обкатанный Навальным в рамках проекта "РосПил". Последнее, кстати, приобретает особое значение после публикации Life News, ведь там Немцов не один раз подчеркивает, что, мол, он достал деньги на митинг 10 декабря, а его теперь гнобят.
Так вот, "слив" Life News всего лишь доводит до логического конца (или, если угодно, до логического абсурда) эту тотальную публичность, благодаря которой все эти десятки тысяч "хомячков" вдруг обнаружили, что уличные протесты - это непростое административно-хозяйственное мероприятие. "Новые несогласные" и безо всякого "Лайфа" не особо доверяли политикам и шли на митинги "Солидарности" не потому, что там Немцов, или Рыжков, или Яшин, или кто-то еще, а потому, что идти больше некуда. Если и права правозащитница Ольга Романова (хранительница общественного фонда, созданного для финансирования митинга 24 декабря), что публикация Life News это конец Немцова как политика, - ну что ж, вряд ли многие будут по этому поводу горевать. Похоже, что права также и Евгения Чирикова: эта история едва ли повлияет на решение людей выходить на митинг 24 декабря на проспект Сахарова.
Впрочем, кое-какие любопытные подробности в этой публикации все-таки всплыли. Прежде всего - новость, что Владимиру Рыжкову "дали бабла" и он хочет выдвигаться в президенты. Корреспондент "Ленты.ру" связался с Рыжковым, чтобы получить разъяснения по этому поводу, но тот отказался от каких-либо комментариев, поскольку "принципиально" не стал слушать "слитые" записи. Кстати, сам Немцов на подобный вопрос нашего корреспондента ответил, что "такой темы не существует".
Борис Немцов уже пообещал подать на Life News в суд. Ашот Габрелянов на это заметил, что "Лайфу" судиться не впервой и иска Немцова он не боится.