Российское правительство, в 2011 году ужесточившее контроль за выпуском и оборотом спиртосодержащей продукции в стране, теперь разрабатывает поправки в законодательство, чтобы не допустить абсурда вроде приравнивания к алкоголю сырокопченой колбасы. В начале февраля СМИ сообщили, что власти решили вывести из-под действия закона ряд продуктов, в том числе колбасу, кефир и квас.
Начало борьбы
В августе 2009 года президент России Дмитрий Медведев провел специальное совещание в Сочи, на котором назвал пьянство национальным бедствием страны и признал, что до сих пор меры, призванные этот порок искоренить, ни к чему не привели. Спустя месяц Медведев выдал правительству пространный список поручений по борьбе с "алкоголизацией" населения, призвав, в том числе, ужесточить законодательство, регулирующее соответствующую область рынка.
Уже в начале 2010 года правительство представило концепцию борьбы с алкоголизмом в России, рассчитанную на ближайшие десять лет. В рамках первого этапа (до 2012 года) предполагалось ужесточить требования к выпуску и розничной продаже алкогольной продукции, в рамках второго (2013-2020 годы) - развивать спорт, физкультуру и реализовать различные программы "по формированию традиции здорового образа жизни".
К середине 2011 года чиновникам удалось достичь определенного прогресса в разработке разного рода запретительных мер на рынке спиртного. В частности, с начала 2010-го в России была введена минимальная цена на водку - для борьбы с контрафактом, потом последовали гонения на пивную тару, потом - продажи и рекламу пива.
В июле прошлого года Медведев подписал поправки в закон "О госрегулировании алкогольного рынка" (171-ФЗ), в соответствии с которыми пиво было окончательно приравнено к алкоголю. В соответствии с тем же законом к алкоголю приравниваются все напитки с содержанием спирта выше 0,5 процента от объема готовой продукции, а местным властям предоставляется право вводить полный запрет на продажу алкоголя.
Незадолго до подписания указанных поправок президентом в СМИ возникла шумиха. Газета "Ведомости" написала, что содержание этилового спирта в квасе составляет 1,2 процента, а, значит, по новому закону он может считаться алкогольным напитком. Почти сразу же россиян успокоил помощник президента Аркадий Дворкович, который назвал подобные сообщения дезинформацией и пояснил, что правительство утвердит список напитков, содержащих больше 0,5 процентов этилового спирта, но считающихся неалкогольными. Когда именно такой список будет сформирован, Дворкович не уточнил.
Колбаса и духи
До февраля 2012 года о пресловутом списке никто не вспоминал. У производителей спиртного и без того хватало поводов для беспокойства. В частности, своим будущим в условиях действия нового закона (а с 1 июля 2012 года он полностью вступит в силу) озаботились компании, выпускающие дешевые полусладкие вина. В ноябре 2011 года газета "РБК daily" написала, что такая продукция может просто исчезнуть с российского рынка: в соответствии с поправками в 171-ФЗ такие вина будут признаны "винными напитками", и акцизы на них увеличатся в пять раз. Также малые производители вина выступили за освобождение от необходимости клеить акцизные марки на свои бутылки и фиксировать продукцию в ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе учета алкоголя).
Жалобы на акцизы в начале 2012 года возникли и у производителей слабоалкогольных напитков. Так, компания "Очаково" (производит одни из самых популярных слабоалкогольных коктейлей в России, в частности, "Стрит", Gin & Tonic, "Сидор") пожаловалась, что выдача акцизных марок производителям происходит слишком медленно, и самих марок что-то не хватает. Между тем с 1 января акцизные марки в соответствии с законодательными поправками стали обязательными для продажи слабоалкогольных напитков (кроме пива). В свою очередь, в Росалкогольрегулирования, занимающееся выдачей лицензий, ответили, что делает все, чтобы производители получили акцизы как можно быстрее.
9 февраля из статьи "РБК daily" стало ясно, что вступления в силу новых поправок очень опасаются также и российские производители колбасы и кондитерских изделий. Так, в ряд сортов сырокопченой колбасы традиционно добавляется коньяк и мадера, так же, как и в некоторые виды пирожных и тортов.
В Мясном союзе оценили ежегодный выпуск колбас с применением коньяка в 70 тысяч тонн (из общего объема производства сырокопченых колбас в 250 тысяч тонн). Как уточнили в союзе, для выпуска одной тонны колбасы требуется два литра коньяка. Таким образом, совокупные закупки крепкого алкоголя колбасным заводом могут достигать 140 тысяч литров (то есть среднемесячного объема производства на достаточно крупном вино-водочном предприятии). Производители сервелатов сообщили изданию, что если их продукцию признают алкогольной, они откажутся от использования коньяка.
Однако опасения производителей, скорее всего, будут рассеяны. В распоряжении "РБК daily" оказался проект правительственного постановления, которым предполагается утвердить тот самый список продуктов, где имеется некоторое количество спирта, но которые будут выведены из-под действия 171-ФЗ. В числе таких продуктов, помимо сырокопченой колбасы, также оказались сахаристые и мучные кондитерские изделия, безалкогольные напитки брожения и квасы, кисломолочные продукты, плодовые и ягодные пюре, фруктовые соки. В проекте постановления отмечается, что алкогольной продукцией не признаются продукты, в которых спирт образуется в результате брожения, но его содержание не должно превышать 1,5 процента.
Со своей стороны, в Росалкогольрегулирования также успокоили производителей колбас и пирожных. В ведомстве указали, что производители кондитерских изделий и сервелатов закупают алкоголь для собственного использования, а не для перепродажи, поэтому в сферу ответственности Росалкоголя не попадают.
Осталось дождаться официальной публикации "правительственного списка", чтобы узнать, пошли ли власти навстречу отечественным парфюмерам. 8 февраля стало известно, что некоммерческое партнерство содействия развитию парфюмерной отрасли "Парфюмерный клуб" (ПК), объединяющее 17 предприятий, обратилось к властям с просьбой не считать их продукцию алкоголем.
Вот только если колбасой, кефиром и тортами "напиться" вряд ли возможно, то анекдот про "два тройных одеколона и один цветочный - с нами дама" помнят все.