Основной прибыльный актив бизнесмена Александра Лебедева оказался парализован - в Национальный резервный банк с беспрецедентной проверкой пришли сотрудники ЦБ и ФСБ. Регулятор утверждает, что проверка является плановой, и не комментирует участие в ней сотрудников спецслужб. Банкир уверен, что ЦБ в первую очередь хочет лишить его средств для финансирования неугодной властям "Новой газеты".
Неделю назад стало известно о масштабной проверке Центробанка и ФСБ в Национальном резервном банке (НРБ) Александра Лебедева. Бизнесмен уверяет, что во всех отделениях финорганизации работают около 130 проверяющих. Банкир посетовал, что из-за действий регулятора работа банка оказалась парализованной, поскольку на одного проверяющего нужно десять сотрудников, а в штате НРБ числятся всего 950 человек.
Плановый рекорд
В 2008 году, когда финорганизация "Российский капитал" оказалась на грани банкротства, банк Лебедева получил от правительства льготный кредит на ее спасение. Впоследствии НРБ погасил госкредит и отдал "Российский капитал" Агентству по страхованию вкладов, которое сейчас занимается санацией банкротных банков. В 2010 году сотрудники ГУВД Москвы провели обыски в НРБ в рамках уголовного дела о хищениях в "Российском капитале" в размере 450 миллионов рублей. Впоследствии Александр Лебедев был допрошен по этому делу как свидетель. Тогда банкир рассказал следствию, что, по его сведениям, средства вывели из банка прежние руководители "Российского капитала". При этом бизнесмен утверждал, что размер хищений был гораздо большим - до пяти миллиардов рублей. Впоследствии Лебедев подал в отношении ФСБ иск о компенсации морального вреда, оценив ущерб от обысков, связанный с оттоком средств клиентов, в 1,5 миллиарда рублей.
По словам Лебедева, проверка в его банке является рекордной по количеству задействованных сотрудников. Вместе с этим зампред ЦБ Алексей Симановский назвал ее плановой. По его словам, сотрудники регулятора занимаются стандартными процедурами: проверяют качество активов, формирование резервов, качество управления рисками, соблюдение "антиотмывочных" законов, а также требований ЦБ, выдвинутых по результатам предыдущих проверок.
В НРБ удивлены как количеством сотрудников ЦБ, так и непосредственно действиями регулятора: всего полгода назад в банке проводили внеплановую проверку, и по ее итогам кредитную организацию признали "идеальной". Лебедев уверен, что с помощью нынешних действий регулятор намерен лишить его средств на выпуск "Новой газеты", известной своими громкими журналистскими расследованиями. В самом издании уточнили, что, по их мнению, цели ЦБ несколько масштабнее: "отлучить" банкира (как и весь российский бизнес) от "обслуживания" общественных движений.
Банкир считает, что если цели ЦБ действительно таковы, то метод для их достижения выбран правильный: большинство его компаний являются убыточными и прибыль приносит только НРБ (10-15 миллионов долларов в год). Проверка продлится месяца три, и за этот период финорганизация выйдет в убыток, поскольку сотрудники заняты "обслуживанием" проверяющих, а не зарабатыванием денег. После этого Банк России сможет предъявить НРБ претензии за несоблюдение нормативов и квартальный убыток.
Зампред ЦБ, комментируя проверки, не стал объяснять участие в них сотрудников ФСБ. "Интерфакс" сообщал со ссылкой на собственные источники, что обыски спецслужб связаны с возбужденными ранее уголовными делам по факту выдачи стабилизационных кредитов.
Ранее, в 2010 году, сотрудники правоохранительных органов интересовались НРБ в рамках дела о хищениях из "Российского капитала", для санации которого во время кризиса банк Лебедева получил льготный заем от государства. Банкир рассказал "Коммерсанту ФМ", что в действиях сотрудников правоохранительных органов при тогдашних и нынешних проверках были определенные различия: "Тогда, во-первых, были маски-шоу все-таки. С оружием, в масках и так далее. Во-вторых, тогда нам все-таки что-то показали, сейчас мы [ничего] не знаем. Нам показали номер некоего дела и сказали, что есть некое судебное решение".
Ответ Лебедева
По словам Александра Лебедева, сотрудники Центробанка интересуются в первую очередь его личными счетами: "Ищут, естественно, финансирование "Новой газеты", напомню, что ее финансирую я со своих собственных счетов, с которых плачу налоги. Спрашивают также, из каких денег я переводил средства в благотворительные фонды, такие как Элтона Джона и Раисы Горбачевой, на мероприятия за границей или на поддержку английских газет. Напомню, что все это я делал специально только с одного счета. И проверять его после событий на Сахарова, сколько денег я перевел и откуда я их взял для "Новой газеты", ну, по меньшей мере, просто глупо и точно не стоит усилий в 130 человек. Ребята, я вам и так все расскажу. Но ни в Брянске, ни в Тюмени, ни в Самаре, ни в Саратове, ни в Тольятти, ни в Ставрополе, ни в Красноярске, ни в других городах, где у нас есть филиалы, я не держу счетов, не отмываю, не прячу выручку за границей и поэтому, пожалуйста, может быть, вы все-таки подумаете и направите своих проверяющих в те банки, где реально за последние годы исчезло больше 50 миллиардов долларов".
Лебедев признался, что ему придется сократить финансирование СМИ, по крайне мере на время, а затем начнется кампания по сбору средств. Возможно, будут проданы некоторые активы, в том числе собственная недвижимость бизнесмена. Как рассказал банкир изданию Ura.ru, "Новую газету" он закрывать точно не будет.
Сами журналисты "Новой", которым принадлежит 51 процент акций издания, решили как минимум месяц работать без зарплаты. Главный редактор газеты Дмитрий Муратов рассказал, что, возможно, пакет акций издания выставят на продажу, чтобы справиться с финансовыми трудностями.
"Затянуть пояса" придется, в том числе, и сотрудникам других компаний Лебедева. Сокращения планируются в британских изданиях - The Independent, i ("упрощенная" версия The Independent) и London Evening Standard. Также банкир намерен снизить расходы НРБ с двух до одного миллиарда рублей. Для этого, по его словам, придется сократить зарплаты, закрыть около 15 из 28 допофисов и уволить около 600 из 950 сотрудников банка.
Лебедев не видит прямой связи между обострением давления на его бизнес (которое продолжается уже десять лет) и грядущими выборами. В целом в его комментариях по поводу ведения бизнеса и политической ситуации в России прослеживается упование на "доброго царя". Лебедев не верит, вернее, не хочет верить в причастность высших должностных лиц страны к последним событиям: возможно, считает он, выслужиться пытается кто-то из "среднего звена".
Такой сценарий вполне реалистичен, если учитывать "на редкость плохие", по его собственному признанию, отношения Лебедева с российским истеблишментом. Банкира называют "странным" за его нежелание отказаться от финансирования независимых СМИ в пользу денег: "Считают меня ненормальным: разве можно променять большие деньги на большие проблемы с властью". Бизнесмен не хочет делать мрачных прогнозов об усилении давления на независимые СМИ и надеется на скорое разрешение ситуации: "Если мы живем в демократической стране, все скоро выяснится. Если нет - значит, нет".