1 марта в Москве убили вдову одного из влиятельных членов "ореховской" банды Ирину Зироян. Считалось, что "ореховские" ликвидированы - "первый звонок" для банды прозвенел в 1998 году, когда против нее возбудили дело, а последний - в сентябре 2011 года, когда лидер группировки получил пожизненный срок. Однако оказалось, что не все так просто - банды, может быть, и нет, но стрельба продолжается.
"Ореховская" группировка была основана в начале 1980-х годов жителем Орехово-Борисово по кличке Ионица. Однако завоевать огромный авторитет и прославиться группировке было суждено при другом лидере - Сергее Тимофееве по кличке Сильвестр. Он очень рано перехватил управление бандой. Некоторые источники утверждают, что Сильвестр (тогда известный как Сережа Новгородский) потихоньку споил Ионицу и его приближенных, а сам в то время принципиально воздерживался от алкоголя.
Многие источники сообщают, что Сильвестр очень не любил кавказцев и мечтал объединить все славянские группировки. Однако его планы были нарушены двухлетней отсидкой в СИЗО. Выйдя на свободу в 1991 или 1992 году, он обнаружил, что немалая часть "ореховских" объединилась с "солнцевской" бандой, которая, в свою очередь, пошла на сотрудничество с рядом чеченских группировок. После этого Сильвестр, хотя и провел еще несколько "стрелок" с чеченцами, начал постепенно забывать о криминально-националистической романтике. Он стал все активнее заниматься легальным бизнесом.
По неподтвержденным данным, вскоре лидер "ореховских" реализовал ряд совместных проектов с криминальным авторитетом из Грузии Отари Квантришвили. Кроме того, именно при Сильвестре в "ореховской" банде появилось "армянское крыло", возглавляемое Геворгом Зирояном по кличке Гера Обезьяна. Может быть, Сильвестр был избирателен и не ставил Грузию и Армению в один ряд с Кавказом. Или, может, он окончательно забыл о "юношеских идеалах". А может, лидер банды, потерявший влияние за время отсидки, просто был вынужден подчиниться чьему-то давлению.
В 1994 году машина Сильвестра была взорвана, лидер банды погиб. Главенствующее положение в группировке занял Сергей Буторин по кличке Ося, а его ближайшим подельником стал Дмитрий Белкин по кличке Белок. Новые лидеры ввели в банде жесткую дисциплину. Бывший прапорщик советской армии Буторин приговаривал членов группировки к "смертной казни" за склонность к наркомании и алкоголизму, за намерение выйти из банды и просто за критику лидеров. Бизнесмены, у которых обновленные "ореховские" требовали "дань", имели право только на один ответный шаг - быструю выплату денег. За отказ или попытку поторговаться их сразу убивали. Но и членов конкурирующих банд, которые смели обижать находившихся "под ореховскими" бизнесменов, тоже ожидала немедленная расправа.
Зироян "не сдружился" с новыми лидерами. Армянская группировка вскоре отделилась от "ореховских" и в дальнейшем действовала самостоятельно.
Почти десять лет Гера Обезьяна вполне успешно бандитствовал, вымогая деньги у бизнесменов, базирующихся в районе Варшавского шоссе. По данным СМИ, он накопил недурной капитал - в частности, получил солидную долю в активах Москворецкого рынка (ООО "ГГС"), а также стал контролировать активы фирм "Товарищество торг. Варшавский", "Эссо" и других. "Штаб" группировки Зирояна, как утверждают источники, располагался в доме 86 по Варшавскому шоссе.
А в 2003 году Зироян был застрелен. По некоторым данным, убийство стало следствием конфликта с представителем "мытищинской" группировки по кличке Ладо. Официально преступление так и не было раскрыто. Все активы убитого унаследовала его вдова Ирина, которой на тот момент было около сорока лет. Общую стоимость наследства эксперты оценивают в несколько миллионов долларов.
От "ореховской" группировки к тому времени практически ничего не осталось. В 1996 году Сергей Буторин инсценировал свою смерть, устроил себе пышные похороны, после чего управлял бандой "с того света". В 1998 году против "ореховских" было возбуждено дело об организации преступного сообщества - первый в новейшей российской истории случай использования соответствующей статьи УК. Преступники оперативно ликвидировали следователя, посмевшего покуситься на группировку, однако это не помогло. Дело продолжили расследовать, и вскоре были разом арестованы 23 члена банды. Буторину и Белкину пришлось бежать за границу (Ося вскоре получил срок в Испании, а Белок оставался на свободе вплоть до весны 2011 года).
Правоохранительные органы праздновали окончание "лихих девяностых", победу над организованной преступностью в целом и "ореховскими" в частности. А Ирина Зироян тем временем легализовывала наследство мужа. Дело продвигалось трудно - вдове предъявляли претензии многочисленные члены банды, считавшие, что имеют на наследство как минимум не меньше прав, чем она. Однако Зироян в соответствии с веяниями времени решила в большой степени декриминализировать свой бизнес, поэтому большинству бывших "подданных" просто не нашлось дела в новой "империи".
Вдова получала угрозу за угрозой, а в марте 2005 года в один из ее магазинов "Двери и окна" приехали люди с автоматами. Хозяйка как раз была в магазине, однако успела спрятаться в подсобке. Нападавших встретил сын Ирины от первого брака Исмаил Векилов, работавший у матери телохранителем. Застрелив Векилова, преступники стали разыскивать хозяйку. Один из них громко кричал: "Где Ирина?". Вдова узнала его голос - нападавшим оказался бывший подчиненный ее мужа, Ваган Оганесян по кличке Цо. Когда-то Гера Обезьяна выплачивал ему по 40 тысяч рублей ежемесячно, а вдова "лишила его зарплаты". Не найдя Зироян, преступники скрылись. Цо впоследствии задержали, в феврале 2011 года он был приговорен к 18 годам колонии.
В сентябре того же года приговорили к пожизненному заключению лидера "ореховских" Сергея Буторина, который отбыл срок в Испании и был экстрадирован на родину. Можно было сказать, что история банды завершена. Москва вздохнула спокойно.
1 марта 2012 года 52-летняя Зироян, выигравшая ряд арбитражных процессов и превратившаяся просто в "успешную бизнес-леди", обедала в том самом доме 86 на Варшавском шоссе, где когда-то располагалась "база" группировки ее мужа. Сейчас помещения в здании, унаследованном вдовой, арендуют салон красоты I-Fashion, ресторан "Тануки" и пивной бар "Ерш". Женщину сопровождал телохранитель Валерий Филатов. По свидетельству очевидцев, в какой-то момент возле здания появились двое мужчин в черных пуховиках и джинсах. Они заглянули в "Тануки" и "Ерш", как бы кого-то разыскивая, а затем вернулись на улицу.
Когда Зироян и Филатов вышли из здания и направились к своему Mercedes-Benz GL 350, один из мужчин открыл по ним огонь из пистолета ТТ. Вдова погибла на месте, телохранитель получил тяжелые ранения и впоследствии умер в больнице. После нападения один киллер нырнул во дворы, а второй - побежал по Варшавскому шоссе в сторону области. Задержать их по горячим следам не удалось.
Кто станет наследником Зироян, пока неясно. Неизвестно, были ли у женщины дети кроме Исмаила Векилова. Еще с меньшей уверенностью можно судить о том, как наследники обойдутся с капиталами - упорно продолжат легализацию либо возродят преступную группировку. По всей видимости, заказчики убийства надеются на второе.