5 марта суд поместил под арест Марию Алехину и Надежду Толоконникову, которых считают активистками феминистской панк-группы Pussy Riot и участницами "панк-молебна" в Храме Христа Спасителя. Девушки, которым грозит лишение свободы за хулиганство, отрицают свою причастность к этой акции. Они объявили голодовку в знак протеста.
Панк-группа Pussy Riot была создана осенью 2011 года. Назвать это сообщество полноценной музыкальной группой нельзя - даже люди, одобряющие деятельность коллектива, отмечают крайне низкий художественный уровень творчества девушек. Pussy Riot сделали основную ставку на статус "нелегальной группы" - все их выступления были, если можно так выразиться, "несанкционированными". Девушки неожиданно начинали играть на неподключенных электрогитарах и петь в метро, на крышах троллейбусов и в иных подобных местах. Славу им принес "концерт" на Лобном месте, устроенный 20 января 2012 года.
Участницы Pussy Riot действуют анонимно. Они используют клички вместо имен, а на акциях и даже во время интервью натягивают на лица разноцветные шерстяные маски. Впрочем, девушки утверждают, что маски надевают не из-за страха быть разоблаченными, а в знак протеста против "спекуляции женскими образами".
Pussy Riot можно было бы сравнить с арт-группой "Война", и, судя по публикациям в СМИ, члены коллективов действительно поддерживают связь. Однако сами девушки в интервью отзывались о "Войне" со сдержанным скепсисом. Так, знаменитую акцию с нарисованным половым членом девушки охарактеризовали как сексистскую.
Вообще феминизм Pussy Riot таков, что можно подумать, будто их идеологию разработали воинствующие противники феминизма, стремящиеся напугать общественность "сумасшедшими женщинами". В своем блоге девушки утверждают: "России не хватает политического и сексуального раскрепощения, дерзости, феминистского хлыста и женщины-президента". Также они обещают научить "правильно угнетать мужчин" и говорят, что являются завсегдатаями гей-парадов. Конечно, все это может являться иронией - игрой на "стандартном образе феминистки". Однако без вреда для репутации так иронизировать можно только в двух случаях - либо "среди своих", либо когда коллектив одновременно выдает массу серьезной информации. Тогда становится очевидно, что столь гиперболизированный шаблонный образ - именно шутка, а не реальная позиция. Но в ситуации с Pussy Riot нет ни того, ни другого - серьезными делами они не занимаются, а их активность выходит далеко за пределы соответствующей субкультуры.
По мнению феминистки Нади Плунгян, творчество Pussy Riot "дискредитирует и искажает саму суть феминизма".
Девушки придерживаются социал-демократических взглядов, используя в качестве образца для подражания скандинавские страны. В сочетании с феминизмом это навевает воспоминания о книге и фильме "Девушка с татуировкой дракона" - где, по замечанию одного из критиков, "плохие персонажи отличаются от хороших лишь тем, что ненавидят женщин и насилуют все, что движется, вплоть до собственных детей". Один из основных мотивов идеологии Pussy Riot - ненависть к Владимиру Путину, также выдержанная исключительно в стиле "Путин - сексист".
Pussy Riot изначально были уверены, что их деятельность не повлечет за собой никаких серьезных последствий. "Это ненамного страшнее, чем выйти в форум, где тоже могут по башке стукнуть в дискурсивном смысле: сказать, что ты дурак, глупый, необразованный. А здесь тебя всего лишь повинтят, ничего страшного. Три часа, пять часов - книжку с собой взять, еды, а в некоторых отделениях полиции есть кофе в автоматах", - рассуждали они в интервью. Участницы группы заключали: "Нет никаких предпосылок, что мы станем 'мученицами'. Мы не собираемся ими становиться!"
Однако девушки не учли, что даже в тех же скандинавских странах "всеобщее социалистическое равенство" обрело достаточно специфический смысл. Будучи "настоящим" преступником, там можно отлично устроиться в прекрасной тюрьме, больше похожей на санаторий. Самый известный пример - судьба создателя группы Burzum Варга Викернеса, который, отбывая срок за убийство и поджоги церквей, издавал книги и музыку.
Одним словом, Pussy Riot реализовывали идеалы мифической "скандинавской свободы" на реальной российской почве. "Первый звоночек" прозвучал после январского выступления на Лобном месте - девушек оштрафовали на 500 рублей. Этот штраф скорее раззадорил их, но не напугал.
21 февраля участницы панк-группы провели свою самую знаменитую акцию - они устроили в храме Христа Спасителя "панк-молебен", в ходе которого пели: "Богородица, Путина прогони" и "Богородица, стань феминисткой". Подлинность видеозаписи "молебна" вызывает вопросы - в частности, некоторые блогеры утверждают, что в кадре просматриваются интерьеры не только храма Христа Спасителя, но и Богоявленского кафедрального собора (кстати, позднее адвокат одной из предполагаемых участниц акции также заявила, что "это художественное произведение, которое могло быть отснято в разных местах"). Но, так или иначе, что-то в храме произошло. И в общественном сознании это отразилось именно так - "феминистки устроили антипутинскую акцию в ХХС".
Православные общественные деятели отреагировали на ситуацию по-разному. Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношению церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что статью Административного кодекса 5.26 (Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики) необходимо перенести в Уголовный кодекс. А вот дьякон Андрей Кураев счел, что "скоморошеское" выступление вполне вписывается в дух Масленицы.
Правоохранительные органы сочли более справедливой позицию Чаплина - 26 февраля было возбуждено дело по второй части статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Это весьма серьезная статья, предусматривающая до семи лет лишения свободы. Для сравнения, убийство без отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы сроком от шести до пятнадцати лет.
3 марта в рамках этого дела были задержаны подозреваемые - Мария Алехина и Надежда Толоконникова (по некоторым данным, состоящая также в московской фракции арт-группы "Война"). Также в отделение доставили еще одну девушку, имя которой не называется, и бывшего активиста "Войны" Петра Верзилова, которого некоторые СМИ называют мужем Толоконниковой. Верзилов некогда был изгнан из основной "Войны", после чего вместе с Толоконниковой продолжил действовать от имени группы, что и привело к созданию "московской фракции".
Верзилова и безымянную девушку допросили в качестве свидетелей и отпустили. Толоконникову и Алехину суд 5 марта поместил под арест.
Арестованные отрицают свою причастность к "панк-молебну", а как минимум Толоконникова (может быть, и Алехина тоже) вообще утверждает, что не состоит в Pussy Riot. В знак протеста против ареста девушки объявили голодовку. Сторонники Толоконниковой и Алехиной подчеркивают, что дома у обеих остались маленькие дети.
По мнению источников в правоохранительных органах, реальное заключение девушкам вряд ли грозит - скорее всего, им дадут условные сроки или приговорят к аресту на тот же срок, что они уже отбыли в СИЗО. Но в СИЗО посидеть им точно придется, причем не в скандинавском.
Все это вполне в традициях российского правосудия, которое очень гибко реагирует на тонкости текущей ситуации и общественного настроения. Ни для кого не секрет, что в зависимости от этих тонкостей наказание за одну и ту же провинность может различаться в разы. Даже чисто в уголовной практике человек может до суда находиться под подпиской о невыезде, а потом получить условный срок - либо долгое время провести в СИЗО, а затем быть осужденным по более строгой статье, нежели заслуживал. Разница будет обусловлена тем, например, попало ли описание преступления на первые полосы СМИ или не попало. Это не всегда обусловлено политикой, часто все складывается случайно (например, многие аналитики полагают, что массовое убийство в станице Кущевская стало поводом для масштабной антикриминальной кампании лишь потому, что в момент преступления в станице находились журналисты известной передачи "Жди меня").
Многие православные, увидев, как серьезно обернулось дело с Pussy Riot, пошли на попятный, вспомнив о "второй щеке" и "прощении врагов". Даже протоиерей Чаплин заявил: "Можно на первый раз проявить милосердие. Не думаю, что достигнет воспитательной цели тюремное заключение, а вот общественно-полезные работы - вполне, да и условное наказание и серьезный штраф тоже".
Впрочем, нехристианам тон "мирных" высказываний православных деятелей, собранных на тематическом сайте, может показаться ничуть не менее оскорбительным, чем прежние призывы "всех расстрелять". Многие представители РПЦ, кажется, сами того не замечая, выражают уверенность в том, что Pussy Riot обязаны иметь непосредственное отношение к христианству. Они говорят о девушках не как о незнакомых личностях, которые могут придерживаться любой из существующих религий или идеологий, а исключительно как о "заблудших дочерях церкви".
"Думаю, что участницам группы было бы неплохо совершить какие-то добрые дела для храмов, для ближних, для общества в целом", - рассуждает Чаплин. "Признаюсь, лично я уверен, что рано или поздно они поймут все правильно и станут нашими сестрами. (...) Иисус Христос любит их и умер за них", - вторит ему протоиерей Игорь Гагарин. "С христианской точки зрения данные девушки глубоко религиозно невежественны", - заключает главный редактор портала RELIGARE Александр Щипков. Между тем, именно здесь кроется квинтэссенция всего того, что не нравится Pussy Riot и их единомышленникам. Кем бы ты ни был, что бы ни делал - ты все равно воспринимаешься как "собственность" религии "с особым статусом".
Корреспондент отдела культуры газеты "Московский комсомолец" с пафосным надрывом и цитатами из классики описывает, насколько "панк-молебен" оскорбил чувства таких людей, которые в кои-то веки добрались до "главного храма страны" и вдруг застали там вопящих девушек. По мнению корреспондента (с которым могут поспорить атеисты), только в церкви россияне - "люди, а не граждане, не народ, не электорат, не лохи, не бараны".
"Панк-молебен" прошел на фоне "болотных протестов" (девушки говорят, что и сами были на этих митингах, но без своих узнаваемых масок). И как раз 5 марта, в день ареста Толоконниковой и Алехиной, в блоге одного из участников протестов появилась примечательная запись. Автор рассуждает: "Протест Болотной был направлен не против политического режима, а против самой страны под названием Россия, как она существует традиционно, веками. На Болотную люди вышли сказать, что они устали жить в повестях Гоголя и в рассказах Щедрина, среди тьмы, грязи, насилия, дураков и начальников. Это было реальным свидетельством (парадоксального) успеха модернизации: появился политический класс, способный сформулировать спрос на цивилизацию, в том числе на цивилизованные правила ведения политики. На Болотной рождалась новая страна. Но 4 марта Россия победила этого болезненного младенца. Путин поднял древнюю Россию, портки, лапти, бить жен, закусывать водку снегом. Они пришли и разбили наши айфоны".
Впрочем, автор несколько ошибается. В "древней России" тоже всегда было достаточно "недобитых язычников", "раскольников", "ополяченных", "противников петровских реформ", "нигилистов", "разинцев", "троцкистов" и "декабристов". И все они хотели построить "новую Россию" - зачастую как раз "западную и цивилизованную". Выступление Pussy Riot в храме - отнюдь не "прорыв западной мысли" (на Скандинавию это похоже лишь карикатурно), а все тот же русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Бунт, за которым по законам жанра обязательно следуют кандалы.