18 мая состоялось крупнейшее IPO в истории интернета и одно из крупнейших публичных размещений акций в истории мировых торгов на фондовых биржах. Социальная сеть Facebook смогла привлечь от инвесторов более 16 миллиардов долларов, а всю компанию оценили более чем в сто миллиардов. Правда, будущее у акций Facebook далеко не безоблачно.
То, что для владельцев Facebook IPO прошло успешно, стало понятно в ночь с 17 на 18 мая, когда компания сообщила, что будет продавать акции по 38 долларов за штуку. Это означает, что социальная сеть нашла достаточно желающих приобрести ценные бумаги по верхней границе ранее объявленного ценового диапазона, хотя сомнения в этом были.
Дело в том, что на рынке практически все в один голос говорили о переоцененности Facebook. Для сравнения, американский банк Citigroup оценивается рынком в 76 миллиардов долларов, McDonald's - в 91 миллиард долларов, Google - в 201 миллиард долларов.
Кроме того, на настроения инвесторов не могла не повлиять и общеэкономическая ситуация: за последние 12 торговых сессий индекс Dow Jones падал 11 раз. Инвесторы выводят средства практически из всех акций, главным образом из-за возможного развала еврозоны. В случаях, когда по рынку ходят слухи о том, что вот-вот скоро "бабахнет", трейдеры предпочитают держать активы в облигациях или долларах, а не высокорисковых акциях.
Именно поэтому начала торгов по акциям Facebook ждали с особым нетерпением - не окажутся ли ценные бумаги социальной сети в глубоком минусе сразу после открытия бирж?
Ждать пришлось непривычно долго: торги по акциям Facebook по расписанию должны были начаться не в 9:30 по местному времени (17:30 по Москве), когда обычно открывается Nasdaq, а в 11:00. Это, правда, не помешало Марку Цукербергу символически открыть общие торги на бирже - он нажал на магическую кнопку, находясь в своем офисе в Facebook.
В 11:00 сделки по акциям социальной сети так и не начались. Сначала историческое событие было перенесено на пять минут, а затем - и вовсе на полчаса. Nasdaq объяснила это техническими причинами: слишком много желающих было заработать на акциях в первые же секунды торгов.
В итоге торги все-таки открылись - и акции Facebook сразу же выстрелили на 12 процентов и достигли отметки в 43 доллара за штуку. Затем ценные бумаги опустились до 40 долларов. За первые полчаса торгов их кидало от 38 до 41 доллара, но в минус ценные бумаги так и не ушли. Тем не менее, и резкого роста, который показывали иные интернет-компании при первых торгах, также не произошло.
Теперь это IPO - история
Facebook готовился к первичному размещению акций на бирже по крайней мере несколько лет. Можно даже сказать, что социальная сеть специально тянула с IPO, предпочитая получать средства для финансирования проекта на внебиржевом рынке. Так у Facebook появилось несколько новых акционеров, в том числе и Digital Sky Technologies Алишера Усманова и Юрия Мильнера.
Не исключено, что эти самые инвесторы в конечном итоге и настояли на IPO социальной сети. В конце концов, даже самые удачные инвестиции должны когда-то "уйти в кеш", а ведь стоимость Facebook за последние годы увеличилась в несколько раз. Следовательно, акционеры при продаже своих пакетов (от части ценных бумаг сети избавляются в ходе IPO и Digital Sky Technologies, и Goldman Sachs, и другие миноритарии) получили до нескольких сот процентов прибыли со своих инвестиций.
Тем не менее, "бум интернет-IPO" 2011 года прошел без Facebook. На рынке за последнее время успели разместиться и социальная сеть LinkedIn, и сервис скидок Groupon, и поисковик "Яндекс", и медийная Pandora - в общем, инвесторам есть, с чем сравнивать. Практически все эти IPO в первый день приносили инвесторам баснословные прибыли, но потом судьба вложений в интернет складывалась по-разному. Так, "Яндекс" и Groupon в 2012 году торгуются ниже цены размещения, причем за короткие отрезки времени их акции могут то упасть на несколько десятков процентов, то вырасти. В Facebook внимательно изучили приключения других интернет-компаний на рынке и только потом начали действовать.
Весь 2011 год на рынке со ссылкой на анонимные источники появлялась информация о сроках IPO Facebook, его объемах и об оценке стоимости самой компании. Большинство источников сходилось на том, что размещение состоится в 2012 году (обсуждались два варианта - второй квартал или конец года) и что размещение будет близко к рекордному - как по объему предложения, так и по вырученной сумме.
Официальное подтверждение намерений разместиться от Facebook пришло только в феврале 2012 года, когда заявка на IPO была подана в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США. После этого оставались только технические детали: выбор биржи, точного времени размещения и прочих мелочей.
Не мелочью оказалась лишь сумма, которую захотели получить за акции в Facebook. Первоначально социальная сеть установила "вилку" в 28-35 долларов за акцию, что оценивало ее капитализацию в 77-96 миллиардов долларов. Затем, по всей видимости, из-за наплыва желающих, вилка была смещена в район 34-38 долларов. Наконец в ночь с 17 на 18 мая стало известно, что акции будут продаваться по 38 долларов.
Успех
Помимо прочего, успех Facebook означает, что социальная сеть провела третье по величине IPO в истории американского фондового рынка. Рекорд в 2009 году поставила Visa с объемом размещения в 17,86 миллиарда долларов, на втором месте идет итальянская Enel (16,45 миллиарда долларов). Facebook же оставил позади себя и General Motors (15,77 миллиарда), и немецкий холдинг Deutsche Telekom (13 миллиардов).
Успех IPO можно оценить и по-другому. Журнал Forbes отмечал, что за последний год состоялось 12 интернет-IPO, на которых в общей сложности компании привлекли 33 миллиарда долларов. Facebook взял около половины этой суммы в одиночку, показав LinkedIn, Groupon, "Яндексу" и другим, кто действительно может считаться "интернет-гигантом".
И все же, если посмотреть на разные финансовые показатели типа прибыли на акцию или соотнести рекламную выручку Facebook с аналогичным показателем Google, а потом сравнить их стоимость, действительно получится, что социальная сеть должна стоить намного дешевле. Это означает, что успех IPO Facebook - это аванс, уверенность в том, что в интернете в ближайшее время все будет только расти.
IPO Facebook закрыло эпоху размещений акций интернет-компаний, начавшуюся в конце 2010 года. И - одновременно с этим - открыло новую. Потому что в очереди после социальной сети уже есть и другие сайты, которые не прочь получить рыночную оценку.
Прежде всего, это Twitter. Понятно, что после размещения Facebook должно пройти какое-то время: на рынке просто нет столько денег для интернет-компаний, чтобы он смог вложиться еще и в Twitter. Тем не менее, размещение акций Twitter, как думается, не за горами: сервис микроблогов планирует провести IPO где-то в 2013 году. Пока он стоит в десятки раз меньше и Facebook, и Google (около 8-10 миллиардов долларов), но еще несколько лет назад в такие суммы оценивалась и сама социальная сеть Цукерберга. Twitter просто должен показать инвесторам, как он собирается монетизировать трафик, а дальше уж дело за малым.
Ну и, конечно, для продолжения интернет-бума необходимо, чтобы акции Facebook не упали слишком сильно. Хотя бы в ближайшие месяцы.