В мае Следственный комитет объявил тендер на создание системы, которая будет искать в СМИ и соцсетях сообщения о преступлениях, а также анализировать реакцию пользователей на них. Госорганы уже давно пытаются присматривать за Сетью, но до сих пор они интересовались только информацией об отношении интернет-сообщества к их собственной деятельности. Теперь СК, похоже, решил задействовать весь потенциал соцсетей.
Тендер, опубликованный 20 мая, описывает два направления работы системы: во-первых, мониторинг СМИ, во-вторых, мониторинг блогосферы и соцсетей. Однако СМИ в документе отводится явно вторая роль: в тексте без какой-либо конкретики говорится, что поиск должен осуществляться по 15 тысячам печатных и 8500 интернет-изданий, а также на теле- и радиоканалах и в информагентствах. Та часть документа, которая касается соцсетей, написана гораздо подробнее.
Для начала СК приводит полный перечень площадок, на которых нужно искать сообщения о готовящихся и совершенных преступлениях. Кроме очевидных «ВКонтакте», Facebook, Twitter, «Одноклассников» и ЖЖ в этот список вошли «Мой мир», фотосервис Instagram, видеохостинги YouTube, Rutube, Smotri.com и даже геосоциальный сервис Foursquare, основное общение в котором сводится к написанию комментариев по поводу посещенных кем-то заведений и чужих «чекинов». Ведомство требует находить в соцсетях первоисточники сообщений и вычленять причины, которые привели к тем или иным событиям. К появлению массовых публикаций на «криминальную» тему.
Кроме того, в документе прописано, что система должна находить некие «информационные волны», но что подразумевается под такими «волнами», в тексте не раскрывается. Неясно и то, интересует ли СК только российский сегмент Сети или, например, только преступления, совершенные в России. Если допустить, что ведомство хочет мониторить весь интернет, то, очевидно, система создаст слишком большой поток информации. Но, с другой стороны, в техзадании говорится, что поиск по базе должен осуществляться с учетом русской, английской и немецкой морфологии.
Кроме поиска информации о правонарушениях, Следственному комитету интересна реакция интернет-общественности на его собственную деятельность, а также резонанс, который вызывают те или иные преступления. Исполнитель должен будет выделить для СК ряд специалистов, которые помогут ведомству в анализе результатов мониторинга и работе с соцсетями. За весь контракт, который будет подписан на вторую половину 2013 года, следователи готовы предложить чуть меньше 1,2 миллиона рублей. Победитель станет известен только в конце июня.
В конце 2012 года СК уже проводил похожий конкурс. Правда, касался он только мониторинга СМИ, а интересовала ведомство в первую очередь критика в отношении госорганов. Вдобавок к этому исполнитель должен был составлять медиарейтинг правоохранительных структур, исследуя, что и как часто пишут о Следственном комитете и других силовых ведомствах. Всего за годовой контракт компания «Интегрум», несколько лет сотрудничающая с СК, получила 720 тысяч рублей.
Примечательно, что в январском контракте «Интегрума» отдельно говорится о необходимости мониторить публикации о преступлениях, совершенных против детей. По-видимому, это требование связано с появлением специального подразделения, контролирующего такие преступления. Но в марте был принят закон, который запрещает СМИ сообщать любую мало-мальски значимую информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий. И если за девять месяцев 2012 года, как утверждали представители СКР, на основании публикаций в прессе было зарегистрировано 314 сообщений о преступлениях, то, видимо, в 2013 году система мониторинга будет помогать наказывать издания, «сболтнувшие» лишнюю информацию о детях, ставших жертвами преступлений (впрочем, поиском таких изданий должен заниматься Роскомнадзор).
Следственный комитет — не единственное ведомство, которое обращает внимание на публикации в СМИ и блогосфере. На портале госзакупок опубликовано немало тендеров от властных органов и государственных предприятий, которым интересна информация на связанные с их непосредственной деятельностью темы. Например, в феврале 2013 года префектура Центрального административного округа Москвы заключила годовой контракт с ООО «С-Медиа» на мониторинг прессы и соцсетей. Префектуру интересуют публикации о мэре Москвы, префекте, его замах и других чиновниках, а также по ряду иных тем, имеющих отношение к ЦАО. Правда, кроме сбора сведений «С-Медиа» еще придется заниматься ведением сайта префектуры, ее представительств в соцсетях, а также осуществлять обратную связь с местными жителями. За все это компания получит чуть более четырех миллионов рублей.
Служба внешней разведки, если верить сообщению «Коммерсанта», пошла еще дальше. В августе 2012 года газета написала о трех закрытых тендерах на общую сумму более 30 миллионов рублей. Они предусматривали исследование «методов негласного управления в интернете» и проведение исследования разработки «средств продвижения специальной информации в социальных сетях». По сути, три эти работы вместе позволили бы разведчикам мониторить соцсети и вбрасывать в них нужную информацию.
По данным «Ъ», две из этих систем должны были быть готовы в 2012 году, а третья — в 2013. Какого-либо официального подтверждения история с засекреченными тендерами СКР не получила. О дальнейшей судьбе этих систем тоже не сообщалось, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что они уже не обкатываются на малозаметных темах. Равно как нельзя утверждать и того, что подобные системы действительно разрабатывались.
Проще всего к мониторингу соцсетей подошли в ракетных войсках стратегического назначения. В январе 2012 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев поручил командирам частей самостоятельно просматривать региональные СМИ и блогосферу. Каракаев объяснял, что такой подход должен помочь выяснить, какие настроения царят в воинских коллективах, и выявить преступления, совершаемые военнослужащими. Об успехах такого подхода ничего неизвестно.
И все-таки нынешний подход Следственного комитета отличается от всего, что было раньше. Теперь соцсети рассматриваются не только как источник потоков критики и место, где водятся экстремисты и другие «враги общества». Теперь это еще и среда, благодаря которой можно оперативно узнать о готовящемся преступлении (и, хотелось бы верить, предотвратить его) . Похоже, власти понемногу начали двигаться от первой стадии (интернет как проблема) ко второй (Сеть как источник новых возможностей). Правда, хотелось бы дождаться от них и третьего, не менее значительного шага — отчетов о том, насколько эффективно сработали системы мониторинга соцсетей.