2 июля на космодроме Байконур произошла авария: ракета-носитель «Протон-М» с тремя навигационными спутниками отклонилась от курса, загорелась и упала на первой же минуте полета. Помимо потери спутников происшествие обернулось тем, что в окружающую среду попали токсичное топливо и окислитель. Причины аварии пока неизвестны.
Неудачный старт
21 мая 2013 года на космодром был доставлен первый спутник «Глонасс-М» с порядковым номером 748. Далее начались испытания, а 28 июня на Байконуре приступили к работам на пусковой площадке по графику первого стартового дня. Пуск был запланирован на 2 июля, и с этого момента началась активная подготовка. «Протон-М» был приведен в вертикальное положение с уже закрепленным на нем контейнером со спутниками.
Подготовка к запуску заняла несколько дней только на стартовой площадке. Еще больше месяца ушло на проверку всей привезенной техники и ее сборку в монтажно-испытательном корпусе. Теоретически все грубые ошибки к этому моменту должны были быть выявлены.
2 июля 2013 года в 06:38:22 по московскому времени на площадке 81 Байконура была подана команда на старт. Событие транслировалось в прямом эфире; через пять секунд «Протон-М» исчез из поля зрения камеры, а кадр накрыло дымом. Спустя еще две секунды стало видно, что ракета отклоняется в сторону и начинает вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке.
Примерно на десятой секунде появились выбивающиеся из хвостовой части ракеты коричневые клубы, которые потом исчезли. Ракета отклонилась в другую сторону, и с этого момента наклон с каждой секундой стал увеличиваться: на видео видно, что «Протон-М» завалился на бок. На 20-й секунде он уже летел в горизонтальном положении, а затем начал падать. За ракетой по-прежнему тянулся огненный полупрозрачный след, характерный для работающих на паре «гептил-амил» двигателей.
На 25-й секунде отвалилась, выпустив облако черного дыма, головная часть — на видеозаписи телеканала «Вести» были хорошо видны кувыркающиеся обломки. Секунду спустя вращающаяся и летящая вертикально вниз ракета вспыхнула, факел охватил ее, начиная с первой ступени. Спустя еще секунду ракета пылала целиком, а примерно на 30-й секунде полета горящий «Протон-М» столкнулся с землей. Произошел взрыв, в небо поднялся огненный шар, который затем превратился в грибовидное облако.
Странный темный дым, заметный на видео, может быть вовсе не свидетельством каких-то разрушений внутри ракеты, а всего лишь стравливанием излишков окислителя. Так, на записи пуска со спутником «Интелсат-22» виден такой же дым, хотя тот запуск прошел в полном соответствии с регламентом.
Видеозапись, переданная в прямой трансляции, противоречит или по меньшей мере плохо согласуется с официальными сообщениями о том, что двигатели аварийно отключились на 17 секунде полета. В кадрах, показанных телеканалом «Вести», видно, что как минимум часть двигателей работала вплоть до момента распространения пламени на всю ракету целиком, а это произошло в последние секунды перед падением.
В баках ракеты к моменту взрыва могло быть несколько сотен тонн токсичных веществ: часть сгорела, часть оказалась рассеяна в атмосфере. Грибовидное облако с места взрыва начало медленно дрейфовать в сторону и приобрело рыжевато-коричневый цвет.
Версии и реакция
Сообщения о возможных версиях аварии стали поступать почти сразу же. РИА Новости одним из первых сообщило, со ссылкой на анонимный источник, о том, что аварию мог спровоцировать взрыв разгонного блока ДМ-3. Эта версия изначально не выдерживала никакой критики (ДМ-3 находится в верхней части ракеты и до выведения в космос никак не вмешивается в ее работу), и ее вскоре официально опровергли.
Несколько позже собеседник агентства «Интерфакс-Казахстан» заявил о том, что ракета была неуправляемой с первой секунды полета. По его словам, «двигатели включились на форсаж и выполняли увод от стартового комплекса».
Примерно в половине девятого утра Роскосмос официально заявил о создании аварийной комиссии. Сообщалось, что расследование причин аварии возглавит заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин. Подготовка к запуску следующего «Протона-М» была прервана до завершения работы комиссии. Информация о том, что комиссия приступила к работе на месте аварии, поступила позже, около полудня. Тогда же власти Казахстана официально заявили, что жертв и разрушений на месте падения ракеты нет.
К этому же моменту была опубликована информация о том, что двигатели аварийно отключились на 17 секунде полета, и это сообщение, ранее появившееся в информагентствах, перепечатал официальный сайт НПО Хруничева. Позже ее официально подтвердил и Роскосмос, не добавив при этом никаких дополнительных деталей.
Неофициальный источник «Интерфакса» заявляет о возможном отказе рулевого двигателя как причине аварии. Однако первая ступень «Протона-М» не имеет рулевых двигателей как таковых: управление при помощи рулевых двигателей реализовано на третьей ступени, которая на момент аварии играла роль груза.
Впрочем, это не помешало министру по ЧС Казахстана Владимиру Божко сообщить о версии на заседании правительства в Астане. Там же глава Казкосмоса Талгат Мусабаев выступил со следующим заявлением: «На борту находилось до взрыва, я сейчас посчитал, приблизительно 600 тонн гептила, амила и керосина», — керосин при этом, впрочем, присутствовал только в баках разгонного блока ДМ-03.
В 09:07 на профильном форуме «Новостей космонавтики» появился снимок, который, по утверждению автора, выполнен с экрана телевизора в Байконуре. Жителей в этом сообщении призывали оставаться дома.
В интервью РИА Новости руководитель лаборатории экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева сказала о том, что большая часть гептила должна была сгореть при взрыве; другой эксперт, глава центра имени Хруничева Александр Селиверстов, добавил, что из-за дождя область поражения существенно снизится.
Около 10 часов в Сети появились первые снимки и видеозаписи с Байконура (и окрестностей: на ролике «Облако гептила накрывает Байконур» опознали станцию Тюра-там), на которых просматривается желто-коричневое облако на горизонте. По свидетельствам очевидцев, в самом городе жителям рекомендуют оставаться дома, однако масштабного химического заражения удалось все же избежать.
В 10:41 стало известно о том, что предварительная информация об аварии доложена президенту Владимиру Путину, однако и в этот раз никаких деталей общественности не предоставили. Очевидно лишь то, что впервые с 1982 года что-то вышло из строя в первой ступени ракеты «Протон-М»: такую аварию можно считать исключением из наметившегося в последние годы правила.
Хронология прошлых неудач
5 декабря 2010 года. Ракета «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» стартовала с космодрома Байконур. Первые три ступени отработали свою программу в штатном режиме, после чего от третьей ступени отделился разгонный блок ДМ-03 с тремя спутниками. В разгонном блоке, как потом выяснит специально созданная комиссия, оказалась лишняя тонна топлива. В результате маневр, призванный поднять «Глонассы» к рабочей орбите, завершился переходом на незамкнутую орбиту. Через несколько часов после старта аппараты вместе с разгонным блоком вошли в плотные слои атмосферы над Тихим океаном, и их обломки, вероятно, лежат сейчас где-то на дне моря в полутора тысячах километров от Гавайских островов.
27 декабря 2010 года. С космодрома Байконур стартовал очередной «Протон-М». К этому моменту уже было ясно, что сама ракета к гибели спутников отношения не имеет и если что-то и нуждается в доработке, так это разгонные блоки. Запуск «Глонасс-К» после аварии 5 декабря перенесли, но, как гласило официальное сообщение, причиной тому стало тоже вовсе не недоверие к ракетной технике. Позже запуск еще раз перенесут, но в феврале 2011 года аппарат наконец-то окажется на орбите.
30 апреля 2011 года. В отставку отправлен глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Слухи о его отстранении от должности ходили с момента потери спутников ГЛОНАСС, а последней каплей, вероятно, стал выход на нерасчетную орбиту военного аппарата «Гео-ИК2» в феврале 2011-го.
17 августа 2011 года. От стартовавшего с Байконура «Протона-М» отделился разгонный блок со спутником связи «Экспресс-АМ4». Два раза его двигатели включались в штатном режиме, но третье включение так и не произошло. В результате спутник был потерян. Причиной аварии позже назвали ошибку в циклограмме (программе полета) разгонного блока «Бриз-М».
18 августа 2011 года. Из-за сбоя в работе третьей ступени на Алтае вскоре после запуска упал грузовой корабль «Прогресс». К ракете «Протон-М» он не имеет никакого отношения, однако две аварии подряд спровоцировали обсуждение кризисной ситуации в космической отрасли. Глава Роскосмоса, впрочем, наличие кризиса тогда отрицал: в октябре Генпрокуратура обнародовала свое официальное заключение, в котором речь шла о небрежности работников отрасли.
9 ноября 2011 года. Вскоре после заявлений нового руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина о повышении контроля был запущен «Фобос-грунт», первая с 1996 года автоматическая межпланетная станция. Вскоре после запуска она перестала отвечать на сигналы с Земли и вместо полета к Красной планете осталась на низкой орбите.
23 декабря 2011 года. Запущенный с Плесецка спутник двойного назначения «Меридиан-5» так и не вышел на орбиту. Сбой в работе третьей ступени ракеты «Союз-2-1б» привел к тому, что аппарат развалился в плотных слоях атмосферы. Отдельные обломки попали в крышу жилого дома на улице Космонавтики в селе Вагайцево Новосибирской области.
Подчеркнем, что все аварии в черный год российской космонавтики с самой ракетой «Протон-М» связаны не были: спутники и грузовой корабль губили либо разгонные блоки, либо другие ракеты. А потеря «Меридиана-5» показала, что запускать «Глонассы» при помощи другой ракеты с другого космодрома может быть ничуть не менее рискованным занятием.
6 августа 2012 года. Первая авария за год: от ракеты «Протон-М» отделился разгонный блок «Бриз-М» со спутниками «Экспресс-МД2» и «Телком-3», у него включились двигатели в полном соответствии с планом полета, но через семь секунд произошла авария. Спутники были утеряны, расследование выявило брак при производстве разгонного блока. Владимир Поповкин заявил о засорении магистрали наддува дополнительных топливных баков.
8 декабря 2012 года. При помощи «Протона-М» и разгонного блока «Бриз-М» запущен спутник связи. Ракета снова отработала программу полета в штатном режиме, а разгонный блок снова выключил двигатели раньше положенного срока. Спутник все же удалось вывести на геостационарную орбиту ценой некоторого уменьшения срока его активной работы (пришлось сжечь часть резервов топлива), а причиной сбоя назвали поломку подшипника в турбонасосном агрегате.
26 апреля 2013 года. С Плесецка благополучно запущен «Глонасс-К». Сами спутники вплоть до своей орбиты играют роль груза, поэтому связывать аварии именно с программой ГЛОНАСС неправомерно — спутники связи и марсианские аппараты тоже терялись и падали.
К моменту аварии 2 июля на счету «Протонов-М» в модификации 8К82КМ было 73 запуска (без учета запуска 2 июля), из которых только один завершился аварией из-за самой ракеты. Предыдущая модификация (8К82К) использовалась для 310 запусков, из которых немногим более 20 закончились авариями из-за первых трех ступеней (первая ступень подвела в шести случаях). Причем большая часть аварий произошла в самом начале эксплуатации, в 1960-х годах.
Более надежный носитель для выведения спутников на орбиту в той же ценовой категории (около 100 миллионов долларов за запуск) найти сегодня нельзя: «Зенит-SL» имеет такую же надежность в 91 процент, но сейчас запуски этой ракеты не производятся из-за аварии, случившейся 31 января 2012 года. Европейские «Ариан-5» или американские «Атлас-5» надежнее, но при этом почти вдвое дороже.
Последствия
Запуск спутников ГЛОНАСС был застрахован на 6 миллиардов рублей, причем страхование обеспечили несколько разных компаний: поначалу это привело к неразберихе в сообщениях о том, на какую сумму были застрахованы космические аппараты. Материальный ущерб оценивается в 4,4 миллиарда рублей: эта оценка, приведенная «Интерфаксом», включает как стоимость самих спутников, так и стоимость ракеты вместе с ценой работ по подготовке запуска.
На работоспособности системы ГЛОНАСС потеря трех аппаратов не скажется, так как пока в космосе находится достаточно спутников для передачи навигационного сигнала в любую точку планеты. 1 июля один из аппаратов перестал передавать сигнал, и его пока что не удалось вернуть в строй — но даже с учетом этого события говорить о серьезной угрозе для работы российской глобальной навигации явно преждевременно.
Центр Хруничева уже объявил о переносе следующих запусков ракет «Протон-М» до расследования причин нынешней аварии. Причем, по пока что не подтвержденным данным, в очередной раз может быть перенесен срок запуска МЛМ — многофункционального лабораторного модуля для МКС. Этот модуль начали строить еще в 1995 году как научный блок для космической станции, но по разным причинам его достройка и запуск многократно откладывались. А кроме «Протонов-М» других подходящих ракет у России для его доставки на орбиту просто нет.
Видеозапись с места аварии транслировалась в прямом эфире, поэтому с самого начала судьба спутников сомнений не вызывала: огненный шар, превратившийся в черное грибовидное облако, исключил версию о том, что ценный груз все-таки уцелел. Пилотируемые «Союзы» в такой ситуации отделяются и уходят в сторону за счет специальных ракетных двигателей аварийного спасения, однако спутники такой системой не страхуют: слишком сложно и дорого, за спасение приходится платить снижением грузоподъемности на десять процентов.
Расшифровка и анализ телеметрии с разбившейся ракеты займут несколько дней, однако ряд неофициальных источников довольно однозначно указывает на сбой в системе управления. В пользу этой версии говорит закручивание ракеты одновременно с креном, а также то, что направление крена перед падением несколько раз поменялось: участники обсуждения на «Новостях космонавтики» добавляют, что схожее поведение ракеты могло быть вызвано перепутанными каналами управления по крену и вращению.
Не замедлила себя ждать и реакция первых лиц государства: премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал найти ответственных за аварию. Следственный комитет объявил о начале собственного расследования, но рассчитывать на быстрое выяснение причин потери ракеты пока не стоит. Опыт прошлых аварий (начиная с первых пусков 1960-х и кончая авариями 2012 года) говорит о том, что процесс поиска может занять как минимум несколько суток.