Овечкам от волков совсем житья не стало «Лента.ру» о том, как устроено байкерское движение в России

«Ночные волки»

«Ночные волки». Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В Волгограде 23 августа начинается патриотическое байк-шоу «Сталинград» ― слет «Ночных волков» и поддерживающих их байкерских клубов. Среди хедлайнеров — «Любэ», «Ария» и «Кипелов»; организаторы рассчитывают, что шоу посетят сто тысяч зрителей, среди которых будет президент Владимир Путин. «Сталинград» ― главное пропагандистское событие из тех, что «Ночные волки» организуют в течение года. Эта группировка байкеров за последние десять лет превратилась из мотобанды практически в общественную организацию: они выступали в защиту РПЦ, их лидер Хирург получил орден за воспитание молодежи, заявления «волков» полны антиамериканской риторики.

Оппоненты «волков» — местные филиалы штатовских клубов — публичной деятельности не ведут, на выпады в свой адрес не отвечают и с журналистами не общаются. Помимо них в России действуют сотни мотоклубов; есть еще и «свободные байкеры», которые периодически объединяются, чтобы, например, потребовать у полицейских наказать виновных в ДТП. Число байкеров в стране стремительно растет, и действуют эти люди куда более организованно, чем автомобилисты. «Лента.ру» попыталась понять, как устроено российское байкерское движение и по каким правилам живут его участники.

Славянофилы

«Давай на "ты". Сразу предупреждаю». Предупреждает меня Антон из «Ночных волков»: как и все байкеры, он не переносит обращения на «вы». Антон одет в кожаную жилетку с клубными нашивками, которая в байкерском мире считается чем-то вроде паспорта. На каждой такой жилетке всегда указывают название клуба, должность байкера, район, из которого он, и, главное, статус клуба. По байкерской иерархии «Волки» сейчас MC, то есть легальный мотоциклетный клуб (есть еще MG — это Motogang, мотоциклетная банда, не брезгующая криминалом; а также MCC, или MotorCycles Club — эта «лайтовая» категория многими байкерами уже не воспринимается как полноценная часть субкультуры).

Антон ― высокий лысый мужчина с бородой, подстриженной под прямыми углами, ― говорит, что носит жилетку «волков» пять лет, «до этого просто катал». «Увидел как-то “волков”, и все это близко показалось ― патриотизм, православие. Душа потянула», ― объясняет он. Антон числится в солнечногорском отделении «Ночных волков», крупнейшей организации российских мотоциклистов. Она была основана в 1989 году Александром Залдостановым по прозвищу Хирург (в свое время он окончил «третий мед», тогда — Московский медицинский стоматологический институт имени Семашко). До начала двухтысячных клуб называл себя мотобандой (MG). В тот период они считались продолжателями традиций американских клубов, но историй с жестокостью и насилием за ними, в отличие от американских прародителей, не числилось. «Единственное проявление их независимости и бунтарства ― это то, что “волки” без шлема ездят», ― подчеркивает Андрей Родионов, координатор проекта Motocitizen, который помогает мотоциклистам контактировать на дороге.

С Антоном мы встречаемся непосредственно в штабе «Ночных волков» ― байк-центре «Секстон» (Sexton). Он находится в неудобном для пешеходов месте, в московских Нижних Мневниках. Недалеко от входа на дороге лежат венок и запыленные мотоциклетные доспехи со шлемом. У входа стоит памятник огромному чопперу (раза в четыре больше обычного; чоппер — мотоцикл с удлиненной рамой и передней вилкой), рядом насыпной холм, в который воткнут крест. Напротив припаркован грузовик, на бампере выведено «Русские мотоциклисты» («Ночные волки» объясняют этот лозунг так: «Мы специально называем себя русские мотоциклисты, а не байкеры. Мы не по национальности русские, а потому что живем на Руси»). На воротах предупреждение: «Вход в спортивной, камуфляжной, пляжной одежде запрещен». Внутри большой двор с припаркованными мотоциклами, по бокам многоэтажные конструкции из ржавого железа с отдельными комнатками, где можно поесть и выпить. На другом краю площадки монтируется сцена. Уже темнеет, и со сцены в небо и в стороны светят зеленые, красные и белые прожекторы.

За ресторанными комнатами и сценой ― небольшой перелесок. В конце июня в «Секстоне» неизвестный (крупный лысый мужчина лет сорока во всем черном) изнасиловал посетительницу-англичанку. По словам потерпевшей, он затащил ее для этого в укромное место за деревья. Хирург тогда заявил Lifenews, что «никого и никто здесь не насиловал», а вот на их следующем байк-шоу «будет масса неизнасилованных британок», которые, «может, и будут не против, чтобы их изнасиловали, но никто этого делать не будет».

К нам с Антоном подсаживаются двое мужчин из звенигородского отделения «Ночных волков». Каждому официант приносит по литровому стакану черного чая с сахаром на дне. Один из звенигородских возмущается: «Я видел, сейчас сюда заехали два парня на одном мотоцикле. Как два парня могут ездить на одном? У байкеров есть правило: “Села на заднее — дала”. А тут что?» Антон просит подсевших рассказать мне что-нибудь о байкерах. Звенигородские смеются. Один из них говорит: «В России все живут на идее. А надо, конечно, говорить про тех, кто наркотиками торгует. Нужно говорить про американцев-гадин!»

Через несколько минут в «Секстон» приезжает один из руководителей «Ночных волков» Феликс ― бородач с большим крестом. Он долго сомневается, разговаривать ли со мной ― говорит, что видел ролик «Ленты.док», где «Хирурга показали клоуном» (можно рискнуть и предположить, что Феликс имел в виду вот это видео). Но в итоге все-таки соглашается поболтать и сразу замечает, что раньше «Ночные волки» были мотобандой (MG), потом стали МС, но и это обозначение устарело. Теперь «волки» стараются отойти от всего, что олицетворяет классический американский мотоклуб: они устраивают благотворительные детские мероприятия и большие патриотические концерты. «Если в советское время “волки” появились как вызов режиму, то в начале двухтысячных нужно было страну поддерживать, — объясняет он. — Господин Сорос навыпускал таких книжек, что дети думают, что Ленин в Великую Отечественную танковые войска водил. Клуб начал существовать ради патриотических целей».

Как патриоты и борцы за нравственность молодежи «волки» появлялись на пробеге в защиту Русской православной церкви; они следуют в русле госполитики и тогда, когда дело касается вопросов пола. Гомосексуалов в их клубе быть не может, говорит Феликс: «Мы же премся за сильную страну, а гомосексуализм — это вырождение. В 2010 году байк-шоу у нас началось речью Далласа: "Мы бросим все деньги, все силы, чтобы обезличить и уничтожить, воспитать космополитами молодое поколение". И в том числе гомосексуализм хотели привнести. Это отклонение, которое подрывает страну».

«Мы в начале двухтысячных изменили свой путь, хотя сначала и были ориентированы на МС-структуру, — рассказывает Феликс о правилах клуба. — В идеале это закрытое мужское братство, которое исповедует свои правила. Главное правило — это закрытость и круговая порука. Клуб-семья. Каждый, кто состоит, знает: что бы ни произошло в его жизни, как бы он ни поступил, в каком бы свете ни подали происшедшее на суде, в СМИ, полиция, ― клуб будет с ним. Даже если он будет трижды неправ и это будет аморально. Что будет внутри клуба — осудят его, не осудят свои — это будет закрыто».

По словам Феликса, чтобы стать членом клуба, нужно провести в нем не меньше пяти лет. Многие поддерживающие «волков» числятся в небольших дружественных клубах: «М-8» из Мытищ, московском «Златоверсте» (чей символ ― солнце с восемью лучами и знаком, который они называют древнеславянской руной «доброй дороги», по центру), в «Призраках Домодедово» (у которых на логотипе череп, а лозунг ― «Братство. Движение. Свобода»).

Трансформация байкерского сообщества в патриотический клуб не осталась без поощрительного внимания властей. Хирургу посчастливилось задавать вопрос из студии в ходе одной из «прямых линий» с президентом Владимиром Путиным. Ради общения с лидером «волков» под Севастополем в июле 2012 года Путин на четыре часа опоздал на встречу со своим украинским коллегой Виктором Януковичем. А несколько месяцев спустя, в октябре, по данным «Ведомостей», «Ночные волки» получили грант в размере 3,7 миллиона рублей на проведение детских елок. В 2013-м Владимир Путин наградил Хирурга Орденом Почета за «активную работу по патриотическому воспитанию молодежи».

На вопрос о том, как «Ночные волки» начали сотрудничать с Путиным, Феликс отвечает, улыбаясь и явно гордясь знакомством с президентом: «В 2009 году мы готовили байк-шоу в Севастополе, начались проблемы с украинским КГБ. Раздается звонок: приезжайте в московский байк-центр. Хирург приехал в "Секстон". И тут появляется Владимир Владимирович Путин. Не мы к нему пришли. Он приехал. Так появился Владимир Владимирович. Владимир Владимирович подписал маршрут на карте, дал Хирургу флаг Российской Федерации и сказал: “Пусть он тебя хранит в дороге”. Путин нас фактически крышанул».

Активное сотрудничество «волков» с государством больше всего и раздражает участников конкурирующих клубов. В 2003-2005 годах, когда организация Хирурга взяла «государственнический курс», клуб даже потерял значительное количество своих членов. Несколько человек из ушедших тогда возглавили российское отделение «Ангелов ада». Хирург их охарактеризовал как «самых слабых». Феликс отказался назвать их имена.

О чем бы ни начинался разговор с любым байкером из «Ночных волков», через несколько минут он все равно переходит к американским клубам (Hells’ Angels, Bandidos, Outlaws ― прародителям всего байкерского движения) и тому, что «нужно с ними бороться». Об этом же почти в каждом своем интервью говорит Хирург. Бороться он предлагает с помощью пропаганды российской истории и патриотизма ― для этого, например, устраивают ежегодное байк-представление с идеологическим подтекстом (сейчас афишами этого мероприятия обклеена вся Москва; оно проходит 23 августа в Волгограде). В этом году байкеров будет поддерживать пилотажная группа «Русские витязи», известная пролетами над Красной площадью 9 мая, во время парада Победы.

Западники

В России американские байкерские клубы появились в середине нулевых. По мнению «Ночных волков» ― чтобы «распространять наркотики на российской территории», поскольку в США и Европе их существование осложнили спецслужбы.

«Волкам» есть на что сослаться. Начиная с шестидесятых, когда происходили подробно описанные Хантером Томпсоном в «Ангелах ада» события в Калифорнии (череда групповых изнасилований, столкновения простых жителей с байкерами, перестрелки с полицией), правительство начало наказывать байкеров за нарушения по верхней планке — всем давали максимальные сроки. В начале нулевых американские спецслужбы внедрили в Hell’s Angels своего человека. Он провел среди них более двух лет и собрал доказательства, которые подтвердили, что и лидер клуба, и вся его верхушка занимались контрабандой наркотиков и оружия; некоторые оказались замешаны в убийствах. 52 байкера были арестованы, 16 из них получили реальные сроки.

В Германии на протяжении нулевых местные Hell’s Angels и Bandidos воевали между собой за восточную часть Берлина и расположенные там бордели. В массовых перестрелках участвовали до 100 человек. В 2010-м клубы заключили перемирие, тогда же в нескольких регионах Германии запретили деятельность этих клубов. Несколько собеседников «Ленты.ру» из «волков» утверждали, что получить жилетку Hell's Angels или Bandidos можно только за убийство или срок в тюрьме.

В программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1» в марте 2013 года Хирург убеждал студию, что «Ночным волкам» требуется помощь государства в борьбе с наркокартелями, имея в виду американские мотоклубы. «Вообще, я бы хотел инициировать закон, запрещающий проникновение их сюда, ― заявил он тогда. ― Они хотят геноцид устроить».

При этом сведений, что действующие в России отделения американских клубов замешаны в противоправной деятельности, не имеется. Сейчас в стране функционируют чаптеры (то есть отделения) трех главных американских мотоклубов: Hell’s Angels, Bandidos, Outlaws; чаптера последнего участника «Большой четверки», Pagans, в России пока нет. Все эти клубы ― так называемые однопроцентники. Это название появилось в 1947 году — после того как Американская ассоциация мотоциклистов, реагируя на беспорядки во время одного из моторалли, заявила, что 99 процентов мотоциклистов ― законопослушные граждане.

В отличие от «Ночных волков», российские чаптеры западных клубов не пользуются вниманием со стороны властей, к ним не обращаются за помощью священники. Они не общаются с журналистами. Ни один из клубов за две недели на просьбы «Ленты.ру» о встрече не ответил. Свое шестилетие в России Hell’s Angels, однако, праздновали масштабно. Для этого был арендован большой концертный зал в Киеве (в Москве им не дают развернуться «Ночные волки») с официантами и танцовщицами. Судя по фотографиям, там присутствовало несколько сотен человек, в том числе гости из западных отделений Hell’s Angels.

Деятельность Hell’s Angels остается непубличной. Даже свой штаб-бар, в отличие от «Секстона» «Ночных волков», они держат в секрете. Один из байкеров, с которым беседовала «Лента.ру», порекомендовал отправиться по конкретному адресу в Москве; на месте выяснилось, что там действительно когда-то работал Custom Bar ― место встречи «Ангелов», но теперь он закрылся. Сейчас в здании — автосервис, там же устанавливают пуленепробиваемые стекла для автомобилей; для убедительности во дворе здания стоит джип с потрескавшимися стеклами ― по нему явно стреляли из автоматического оружия. Охранник, когда я спрашиваю его про Hell’s Angels, напрягается и говорит, что «сейчас здесь точно никого нет». На территорию пускать отказывается.

Отделение Outlaws MC Russia появилось в стране в 2004-м. Однако публичности этот клуб сторонится едва ли не больше своих собратьев ― в интернете можно найти лишь ссылки на несколько вечеринок со стриптизом и мотослет в Козьмодемьянске с выступлениями рок-музыкантов из Поволжья.

Чаптер другого клуба ― Bandidos (головной американский МС-клуб, по данным ФБР, является преступным синдикатом, связанным с наркотрафиком) появился в России позже Hell’s Angels и Outlaws, только в 2012 году. Сайт у них открылся в начале июля 2013-го. Но именно они оказались замешаны в истории, которая обратила внимание людей и прессы на конфликт между «западниками» и «славянофилами».

Под западниками

В 2012 году Bandidos взяли под свое крыло небольшой зеленоградский клуб «Три дороги», который стал их «саппортом»: байкеры из этого отдаленного московского района переоделись в цвета Bandidos, скоро им должны были выдать новые нашивки. Переход «дорог» к «американцам» спровоцировал кровавую стычку с «Ночными волками» ― о войне между двумя группировками байкеров заговорили федеральные СМИ.

Конфликт между «волками» и «дорогами» произошел 20 октября 2012 года. Тогда несколько десятков «ночных волков» во главе с одним из руководителей клуба Валерием Родителевым по прозвищу Белый приехали к зеленоградским гаражам «Трех дорог». Как говорит президент этого зеленоградского клуба Евгений Воробьев, — для того, «чтобы расшить (то есть сорвать байкерские опознавательные знаки — прим. «Ленты.ру») и унизить». По мнению же Феликса из руководства «Ночных волков», ― чтобы «поговорить о том, зачем “Три дороги” вдруг ушли к идеологическому противнику», американскому клубу Bandidos. Разговор не получился, произошла потасовка, «дороги» сначала отбивались газовыми баллончиками, потом член «Трех дорог» Юрий Некрасов собрал ружье, сделал предупредительный выстрел. В этот момент, по словам Воробьева, одни «волки» начали стрелять в ответ, другие пытались поджечь гараж, третьи резали ножами колеса припаркованных мотоциклов. Некрасов выстрелил в Родителева; целился в ноги, но попал в пах. Белый скончался по пути в больницу.

Участники клуба «Три дороги»

Участники клуба «Три дороги»

Фото: официальная страница «ВКонтакте»

Президент зеленоградских «Трех дорог» Воробьев показывает мне клубный штаб, где все и произошло ― это два гаража, заваленные запчастями. Он говорит, что сначала следствие завело дело только по факту убийства Родителева, а на то, что в ходе конфликта было уничтожено имущество «Трех дорог», органы внимания не обратили. Только спустя более полугода, в апреле 2013-го, после неоднократных обращений «Трех дорог» было заведено дело против неустановленного круга лиц по факту грабежа, совершенного по предварительному сговору. За это время следствию так и не удалось установить виновников погрома, и это несмотря на то, что члены «Трех дорог» опознали людей на видеозаписи происшествия. «Или, может, Следственный комитет опасается [устанавливать ответственных], ― добавляет Воробьев. ― Ведь начнут раскручивать их по этим фактам, а откроется, что это настоящая ОПГ и что президент страны дружит с главой ОПГ». В подтверждение своих слов Воробьев говорит, что бывал на праздниках в «Секстоне» и видел там людей и с оружием, и с наркотиками.

Президент «Трех дорог» считает, что обвинение и следователь приняли в конфликте сторону противоборствующего клуба и затягивают дело. Все потому, что «волки» близки властям ― Хирург дружит с президентом Путиным. Так что «волкам», считает Воробьев, «удалось все проплатить».

После этого конфликта клуб Bandidos сделал свое единственное публичное заявление по поводу произошедшего у подопечных ― в репортаже «Москвы 24». «Христиане, святые люди, не приезжают ночью к людям с топорами, ножами, пистолетами», ― заявил тогда президент клуба Bandidos Роман, с виду совсем не похожий на байкера молодой человек. Он также подчеркнул, что его клуб законопослушен: «Нам очень непонятно, почему Александр Хирург говорит, что мы занимаемся криминалом, торговлей оружием, наркотиками. Большинство наших членов каждый день ходят на работы, водят своих детей в детские сады, трудятся каждый божий день».

19 августа 2013 года Юрию Некрасову, который по версии следствия убил «Ночного волка», был продлен арест. Воробьев говорит, что после этого случая он перестал общаться с Bandidos — не хочет больше думать про клубы, нашивки, статусы, а хочет только освободить своего соклубника из-под ареста.

Клубы

Подсчитать количество клубов в России невозможно — чаще всего они никак не регистрируются. Но все клубы в той или иной степени берут за основу правила МС, устоявшиеся за десятки лет. Понять, что они собой представляют, можно, например, по кодексу ярославских «Черных медведей», опубликованному на клубном сайте. В нем есть и совсем радикальное — «статус женщин, а также черных и голубых не обсуждается», и ожидаемое ― «нужно поддерживать своих всегда и при любых обстоятельствах», «нельзя лгать своим», «если на тебе цвета ― помни о взаимной ответственности». Последний пункт гласит: «Ты должен иметь мотоцикл. Иначе какой ты байкер?»

«Клуб ― это объединение друзей, которые живут темой мотоциклов, — объясняет президент «Трех дорог» Воробьев. — Есть устав, по которому все ведут себя соответственно. Он закрыт для посторонних. Он нужен, потому что если собирается какое-то количество людей, нужна система управления. Иначе будет толпа». Он рассказывает, что во всех клубах есть звания: президент, секретарь, казначей, «арм-сержант» (отвечает за безопасность), дорожный капитан (прокладывает маршрут), «хэнгэраунд» (занимается любой черной работой).

Один из таких хэнгэраундов у ярославских «Черных медведей» ― действующий настоятель храма отец Георгий. В клубе его так и зовут — Батюшка. Судя по интервью, которое он дал несколько лет назад местной газете «Наш век», Батюшка появился в байкерской среде как проповедник среди молодежи: «Увидел в городе байкеров, и меня посетила мысль ― сделать крестный ход на мотоциклах. Я предложил Владыке эту идею, Владыка благословил. Потом я познакомился с боссом “Черных медведей”, с вице-президентом. Они спросили благословения, чтобы подарить мне мотоцикл. Теперь я в клубе». Батюшка ― не единственный действующий служитель РПЦ, который состоит в байкерском клубе. В Кирове местный священник создал свой байк-клуб «Орден Преображения».

В среднем российском байк-клубе состоят меньше сотни человек, как правило — около 20-40 постоянных членов, для создания же MC требуется всего шесть человек. Почти в каждом российском городе есть как минимум один байк-клуб, чаще ― несколько. Больше всего их в Москве. Многие из них существуют отдельно от «волков». Это, например, Gold Wings — они образованы поклонниками мотоцикла Honda Gold Wing. В «Стальных ястребах» из Тушино мотоциклы разные, зато состоят там только полицейские и военные — поэтому их, по словам Воробьева из “Трех дорог”, никто не «расшивает».

Расцвет мотокультуры вызывает у «волков» неоднозначную реакцию. «Что угодно и кто угодно уже в России нашивают. Появляются уже новые какие-то. Нашивают МО, “мотообъединение”», ― негодует «ночной волк» Феликс.

Отделения у «Ночных волков» созданы во всех крупных городах, исключения очень редки. «Не лезут только в Ярославль, потому что там очень мощные “Черные медведи”», ― говорит глава «Трех дорог». На сайте «медведей» действительно указано, что «клуб является первым и единственным в Ярославской области и не собирается ни с кем оспаривать свое первенство». Правда, собеседник «Ленты.ру» в «Черных медведях» не подтвердил версию Воробьева о конфликте с «волками». Он рассказал, что «никакого противостояния с "Ночными волками" нет»: «Мы ездим по их дорогам, они ездят по нашим».

Автономные

Тульский мотоклуб Black Legion MC, существующий уже 15 лет, ― одно из многочисленных небольших провинциальных и самостоятельных объединений байкеров. Клуб организует свои штабы (клабхаузы) и выезды. Помимо него в городе с населением в полмиллиона человек есть еще два клуба ― «Самогонщики» и Soldiers of Fortune.

У вокзала в Туле меня встречает Страх с соответствующей нашивкой на жилете. На голове у него мотоциклетные очки, на поясе болтается десятисантиметровый нож в ножнах, на ногах — шорты и конверсы. Он сидит на большом Suzuki LC. Мотоцикл он называет «мотором»; сразу начинает объяснять, насколько тот лучше «Урала», который был у Страха раньше. Вот, ездил в тур по Европе, пять тысяч километров ― «и ни разу даже жопа не почесалась». Я забираюсь на мотоцикл и надеваю шлем.

Участники Black Legion

Участники Black Legion

Фото: официальный сайт

Мы едем со скоростью 140 километров в час, часто на красный свет — и через десять минут подъезжаем к штабу Black Legion на окраине города. Это гараж из больших белых каменных блоков, грубо скрепленных цементом. У входа стоит, скрестив руки, мужчина. На пальцах у него перстни с логотипом клуба, на шее болтается кулон с логотипом, во все плечо татуировка, изображающая зеленую кобру. Это президент клуба Александр, в клубе его называют Бухгалтером. Он сразу предупреждает: «Напишешь что-нибудь не то, голову тебе отверну».

― Тебе сколько лет-то? ― Бухгалтер смотрит на меня и качает головой.
― Двадцать три.
― А ты ведь мелкий ******. Все равно ведь ничего не поймешь. Но ладно. Ну что, *****, мне тебе сказать?

Бухгалтер рассказывает, что благодарен Владимиру Путину, который «взялся» за иностранные некоммерческие организации. По его мнению, НКО «качают бабло», а все американские мотоклубы в России получали от них средства на развитие. Бухгалтер считает, что если американские клубы серьезно развернутся и им не удастся помешать, скоро начнется «передел территории в стране» ― будут перестрелки и жертвы.

Устав клуба жесткий, почти как в армии, говорит Страх. Он гласит, что человек, вступивший в клуб, перестает принадлежать самому себе, становится собственностью клуба. Главный принцип Black Legion: «Живи как в семье. Не ******* у мамки денег, не выставлять сестру на панель, не решать за клуб ― потому что, когда ты говоришь, говоришь не ты, а клуб». В уставе также прописывается, что в клубе «не может быть негров и пидаров».

У Black Legion раньше был виртуальный клуб, потом они сами сделали себе нашивки, начали устраивать выезды и решили построить клаб-хауз. Тогда и назвали сами себя МС (хотя обычно, говорит Страх, статус МС клуб должен обсуждать с другими МС-клубами в регионе; но в Туле на тот момент их просто не было). «Важно, чтобы все строили, все участвовали. В старых клубах, например у “Волков”, многие на мероприятиях даже не общаются. Куча раз, *****, куча два, *****. Сидят отдельно все. Даже не знают друг друга многие. Я считаю, что, сколько народу ни будет ― всегда должно быть общее что-то, общий стол, например. Это из-за того, что много людей слишком в “Ночных волках”. Ну или из-за того, что работа не ведется нормальная в клубе». Еще он замечает, что Black Legion не проводят общественные мероприятия, как «Ночные волки»: «Это все для того, чтобы деньги зарабатывать. А может и для того, чтобы уйти от налогов».

«У нас сейчас нет ни с кем войны, но состояние пограничное. В любой момент может начаться нехорошее что-нибудь. Поэтому надо за метлой следить, ― Страх улыбается. ― С любым клубом может начаться. Дружим, дружим, а потом из-за какой-нибудь бытовухи. Кто-то чью-то бабу зацепил — за нее вписывается один. За одного вписывается клуб. За того вписывается его клуб. Все. Война».

На вопрос, как можно не пускать чужой клуб на свою территорию, Бухгалтер повышает голос: «*****, как можно не пускать? Как обычно. Стрелки, *****, разборки, *****. А как ты еще можешь не пустить? В милицию, *****, пойдешь пожалуешься?» Президент клуба отмечает, что история с «Тремя дорогами» как раз пример того, как два клуба пытаются существовать на одной территории.

Мы заходим внутрь штаба. В одном углу ― барная стойка, в другом ― сцена с шестом: «Девки танцуют здесь». Внутри темно, даже когда включается свет. Почти все помещение заставлено мотоциклами самых разных моделей. В дальнем углу лежат части «русского мотоцикла», который Бухгалтер и Страх здесь собирают. «У нас, *****, идея вообще, *****, мотоцикл свой сделать. Независимый, *****. Прототип у нас есть уже, *****, с жигулевским двигателем», ― говорит Бухгалтер.

Свободные

Не состоящие в клубах мотоциклисты называют себя свободными. У них нет штабов, они не конфликтуют из-за жилеток, нашивок и цветов. Но часть из них объединяет волонтерский проект Motocitizen. Именно он в начале июля 2013 года собрал у здания 7-ого спецбатальона ДПС Москвы и ОВД «Печатники» несколько сотен байкеров. В тот день, 2 июля, несколько уроженцев Дагестана на «Жигулях» сначала спровоцировали на Третьем транспортном кольце аварию с девушкой на «Фольксвагене», потом начали выбивать из нее деньги на ремонт машины. Проезжавшего мимо байкера, вступившегося за жертву дорожной разводки, они избили.



Байкеры возле ОВД собирались с помощью рассылки Motocitizen. Этот сервис, организованный Андреем Родионовым, появился в 2011 году — после случая на Воробьевых горах, когда водитель за рулем Porsсhe Panamera сбил мотоциклиста и попытался уйти от ответственности. К созданию проекта, по словам его координатора Родионова, также подтолкнуло одно ДТП на Бережковской набережной — там уже два года дежурит с плакатом отец погибшего мотоциклиста, пытающийся найти свидетелей.

Со временем в Motocitizen появилась своя система информирования. На оперативный телефон поступает информация об аварии или конфликтной ситуации, и дальше начинается рассылка по зарегистрированным через сайт абонентам. Сейчас к рассылке подключены больше восьми тысяч человек. Но рассылка идет выборочно, чтобы, как говорит Родионов, «на место ДТП не приезжало по 200 человек». Сообщения выглядят так: «ДТП. Ленинградское шоссе. Поворот на Новоподрезково. Под мостом. Контроль над ситуацией». Или: «ДТП. Мото — авто. 500 метров после выезда из “Шереметьево-2” в сторону Ленинградского шоссе». В случае необходимости указывается контакт очевидца или участников ДТП. «Любое мелкое ДТП — это как минимум падение, — объясняет Родионов. — А еще скорость, асфальт, какие-нибудь бордюры, другие автомобили... Дай бог, если без травм. Мотоциклист некоторое время после падения неадекватен, как правило. И не может, например, корректно общаться с сотрудниками ДПС».

В случае с июльским избиением байкера на ТТК рассылка была на все группы. Как только произошла рассылка, на форуме автоматически создалась тема для обсуждения ― и уже там мотоциклисты начали делиться информацией с места. «Ситуация была бредовая, ― говорит Родионов. — Полицейские не нашли состава преступления в действиях молодчиков. И единственная проблема, которую они видели — это четыре сотни байкеров перед их воротами». Пострадавшую девушку, по словам Родионова, оставили во дворе спецбатальона вместе с ее обидчиками. Они в течение нескольких часов ей рассказывали, что «вырежут ее семью», говорили, чтобы «спустя час, как ее отпустят, духу ее в Москве не было». Через некоторое время вышел полицейский и сказал, что их отпускает: «Ничего не произошло. Произошло ДТП, ДТП мы оформили, а больше ничего нет. Байкер, которого избили, уехал». «Он уехал, и я понимаю почему. Никто не хочет судьбу Буданова повторить», — говорит Родионов.

Он объясняет, что система взаимной поддержки мотоциклистов стала эффективной за счет того, что байкеры мобильнее автомобилистов; чаще всего они успевают добраться до места происшествия быстрее «скорой помощи» и полиции и самостоятельно оказывают первую помощь. Курсы первой помощи Motocitizen проводит несколько раз в год, как и юридические курсы по оформлению ДТП. Родионов уверен, что его программа предназначена начинающим байкерам, тем, кто отъездил два-три сезона. Те же, кто «катаются» 10-20 лет, уже, скорее всего, состоят в одном из клубов и за поддержкой обращаются к своим товарищам.

Родионов утверждает, что Motocitizen принципиально не принадлежит ни к каким клубам, не придерживается никакой единой политики. «Даже если есть у членов программы позиция по “Ночным волкам” достаточно жесткая, то эта позиция личная», ― говорит координатор проекта.

Авария — похоже, единственное, что может примирить враждующих байкеров. «Все мы любим воздух и свободу», ― рассуждает Феликс из «Ночных волков». И замечает, что ему все равно, кто на дороге попал в ДТП — смотреть на жилет он не будет, поможет даже «ангелу ада».

P.S. После публикации материала в редакцию «Ленты.ру» обратился президент клуба «Златоверст MCC» Иван (Вепрь) Калита с уточнением.

Мы действительно недавно очень плотно работали вместе с представителями «Ночных волков», и Феликсом в частности, над вопросом спасения жизни нашего капитана Дорог Германа Никитина, возглавившего этим летом мотопробег от Калининграда до Владивостока «Волна Памяти 2013» и попавшего в тяжелейшую аварию между Тюменью и Омском. Парни из местных отделений НВ тогда оказались первыми на месте аварии, и очень здорово помогли нам, равно как нам помогли и «Падонки MFC», и «Сибирские ястребы» и просто байкеры-одиночки.

Вместе с тем, клуб «Златоверст МСС» имеет контакты и связи с различными мотоклубами, в том числе и из клубов «большой четверки». Однако совместное времяпрепровождение с одним или другим мотоклубом никак не может являться «поддержкой всей политики другого, “большего Клуба”». МСС клубы не претендуют на территории, не ввязываются в «МС войны».

Если сосчитать общее количество членов клубов МС и МСС формации, неизвестно, кого окажется больше. Есть огромные клубы, такие как «Rolling Anarchy MCC», имеющие в своих рядах представителей из 15 стран. Есть много небольших МСС мотоклубов, насчитывающих в своих рядах по 5-6 человек. Какие-то клубы принимают и поддерживают политику МС клубов, какие-то живут собственной жизнью.

Именно поэтому фраза о «поддерживающих “волков”» членах дружественного мотоклуба «Златоверст МСС» нам крайне непонятна. Члены нашего клуба не ездят отдыхать на мероприятия «Ночных волков», равно как и «волки» не балуют нас своими визитами. Мы общаемся и дружим с представителями различных мотоклубов, но это личная дружба, и никак не проявление «поддержки» чьей-либо политики. На нашем сайте четко опубликована наша позиция о том, что «Златоверст МСС» ― клуб независимый и аполитичный. Мы не связаны ни с одним МС клубом, ни с какими-либо другими движениями, партиями, сектами, и кем-либо еще. Это ― важная часть Устава нашего клуба, и она соблюдается всеми членами клуба неукоснительно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше