Кто за главного? Путин оставил Федерации еще одного президента

Рустам Минниханов (слева) и Владимир Путин

Рустам Минниханов (слева) и Владимир Путин. Фото: Алексей Никольский / РИА Новости / AFP

В России должен остаться только один президент. С этим утверждением давно согласны главы всех субъектов Федерации, кроме одного — Татарстана. В Казани есть свой кремль и есть свой президент. Как минимум, еще на год. В день, когда украинская Рада лишила Виктора Януковича звания президента, российский лидер Владимир Путин решил, что не все регионы обязаны исключить это слово из названия должности своего руководителя — некоторым глава государства дал отсрочку на год.

Путин подписал закон, разрешающий сохранить должности президентов для глав ряда регионов до 1 января 2016 года. Документ был принят Госдумой 23 января и одобрен Советом Федерации 28 января. Все это не стало бы новостью, если бы не одно обстоятельство. Отказаться от слова «президент» руководители субъектов должны были еще до 1 января нынешнего года. Соответствующий закон был принят в 2010 году. На момент его принятия президентские посты существовали в Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Вопрос, связанный с наименованием должности глав регионов, возник в 2001 году, когда началась реформа по приведению местных основных законов в соответствие с Конституцией РФ. Однако фундаментально за проблему взялись только в 2010 году. Тогда Рамзан Кадыров, занимавший пост президента Чечни, предложил региональному парламенту изменить название его должности. По его словам, в стране следовало прекратить «парад региональных президентов». Поднялась невиданная волна добровольных отказов от высокого статуса.

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров напомнил, что он выступал с подобной инициативой еще за пять лет до предложения Кадырова. «Пусть все будет понятно и одинаково, чего тут упражняться-то, — поддержал идею президент Удмуртской Республики Александр Волков. — В области будет губернатор, в республике — глава, а президент один — президент России». «Глава республики, на мой взгляд, звучит хорошо, но название второстепенно, и дело не столько в названии, а в необходимых возможностях и полномочиях», — высказывался президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Кадырова поддержали и другие коллеги: в Кабардино-Балкарии — Арсен Каноков, в Ингушетии — Юнус-Бек Евкуров, в Карачаево-Черкесии — Борис Эбзеев.

Рустэм Хамитов

Рустэм Хамитов

Фото: Андрей Старостин / РИА Новости

Одним из последних от гордого звания президента отказался глава Башкортостана Рустэм Хамитов. В Башкирии теперь будет «башлыгы», что в переводе означает «глава». «Что касается перевода на башкирский язык, то было несколько вариантов: спорили специалисты, люди, владеющие этим предметом, и пришли в итоге к мнению, что башкирское слово "башлыгы" — это будет то, что нужно, это правильный перевод», — рассказывал Хамитов.

Башкортостан — предпоследний субъект федерации, лишившийся своего президента. Очередь за Татарстаном. Но Казань не торопится. В Татарстане инициатива сразу не нашла поддержки. Категорически против переименования выступил первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев. Его можно понять: Шаймиев пробыл в должности президента 6862 дня — рекорд среди глав субъектов России. Но и его преемник Рустам Минниханов не в восторге от идеи.

На Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014» вопрос о наименовании должности руководителя субъекта поднял один из студентов. «Сам я из смешанной русско-татарской семьи, — объяснял молодой человек. — В связи с этим вопрос, так сказать, о наболевшем. Республика Татарстан — это последняя национальная республика России, в которой сохраняется институт президентства». На тревогу юноши Путин ответил, что именование высшего должностного лица — это дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан. Следом Всемирный конгресс татар подал заявление в защиту института президентства в Татарстане. А Минниханов сообщил журналистам республики о подготовленном законопроекте, позволяющем продлить президентский статус высшего должностного лица республики еще на год. И оказался совершенно прав.

«Этим еще раз подчеркнули, что у Татарстана особое положение, — считает политолог, директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Когда Ельцин призывал взять столько суверенитета, сколько сможете, Татарстан взял больше всех». Политолог напоминает, что в сентябре 2015 года в Татарстане состоятся выборы президента. И пока — именно президента. Минниханов сохранит этот статус перед избирателями.

Фото: Андрей Старостин / РИА Новости

«Порыв в запрещении президентских должностей угас, — считает политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Особой необходимости в этом нет. Это не дает ничего, кроме неочевидного эмоционального удовольствия. А поскольку тема надуманная, решили лишний раз не раздражать местные элиты».

Уместно вспомнить, что в царской России функции глав территорий исполняли наместники и губернаторы, в советское время — первые секретари партийных комитетов. В пояснительной записке к законопроекту даются варианты возможных наименований должности. Вместо «президента» рекомендованы «глава», «руководитель» и «председатель правительства». Если наименования кажутся слишком простыми, не запрещено воспользоваться другими синонимами.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше