На днях на ГУМ-Катке прошла официальная церемония запуска обратного отсчета 100 дней до начала чемпионата мира по хоккею, который состоится в мае в Москве и Санкт-Петербурге. Старт отсчету дал президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк. После церемонии великий вратарь рассказал «Ленте.ру» о том, трудно ли быть кумиром миллионов, чем занимались советские хоккеисты на заграничных выездах и почему даже ветеранам полезно играть в хоккей.
«Лента.ру»: Вы были кумиром не только сотен мальчишек из хоккейных секций, но и сотен советских женщин. Каково это — ощущать себя настоящим секс-символом?
Третьяк: Ну, не знаю насчет секс-символа. Секс-символ — это слишком; приятно, что тебя вообще узнают. Если тебя узнают на улице, благодарят, значит, ты что-то на земле сделал хорошее. А что касается женщин, то важно, чтобы мужчина следил за собой, сохранял свой статус, поддерживал форму. Если ты известен, то должен помнить, что ты публичная персона, что на тебя смотрят, оценивают. Притворяться звездой или каким-то сверхгалантным не надо, всегда надо оставаться нормальным человеком.
Многие спортсмены советских лет вспоминают, что особенно пристально приходилось следить за собой на соревнованиях за границей, потому что всегда были какие-то надзирающие лица. Так ли это?
Не знаю, этот вопрос меня на соревнованиях не волновал. Я тренировался, играл, нам выпадало очень редко и очень мало свободного времени, тем более личного. Конечно, какие-то культурные мероприятия были, отдых был. Мы ездили, например, смотреть бейсбол, на Ниагарский водопад ездили. А вообще не было времени: игра, переезд, игра, переезд, восстановление, отдых, тренировки, обсуждение игр, пресс-конференции.
В беге, лыжах, автоспорте или бобслее важна каждая секунда. А насколько важна секунда в хоккее?
Да что там о секундах говорить. И полсекунды очень важны. Полсекунды могут решить исход матча и твоей судьбы. Или ты станешь олимпийским чемпионом, чемпионом мира, или останешься просто вторым. Это зачастую вопрос полусекунды. Помните историю в баскетболе, когда сборная Соединенных Штатов играла со сборной Советского Союза в 1972 году на Олимпиаде? Американцы уже радовались, праздновали победу, уже все… И тут за три секунды все перевернулось. А возьмите историю рекордов в легкой атлетике — тысячные секунды все решают, миллиметры на финишной черте. Так что, без сомнения, время для спортсмена — это самое важное.
Какие секунды вашей жизни вам больше всего запомнились?
Конечно, те, в которые ты становишься чемпионом мира. Когда ты ждешь, ждешь эту последнюю секунду и чувствуешь, что, когда она пройдет, ты станешь самым счастливым человеком на свете.
Какие часы вы сами носите?
У меня было и есть немало разных часов. Во времена СССР это были, конечно, советские модели. В 1981 году после победы на Кубке Канады один очень известный ювелирно-часовой дом подарил мне свои золотые часы. А с того момента, когда я получил звание лучшего хоккеиста ХХ века по версии Международной федерации хоккея, я ношу швейцарские часы, созданные специально для меня к этому событию. Для меня это самые дорогие в мире часы, потому что быть лучшим хоккеистом своего века очень приятно, и на часах об этом написано. Вряд ли можно придумать более дорогой подарок для спортсмена.
Фото: Сергей Лидов / РИА Новости
Вы крупный общественный деятель в области спорта. Как вы считаете, вернется ли массовый любительский спорт в нашу жизнь, как это было в годы вашей юности?
Должен вернуться. Конечно, в 90-е годы мы 10 лет, даже больше, не думали ни о спорте, ни о культуре, и это породило проблемы, которые мы до сих пор пожинаем, — начиная с того же демографического кризиса, когда из-за известной ситуации в экономике и прочих сопутствующих явлений очень мало детей рождалось. Но все меняется, за последние годы открыли больше двухсот новых катков, других спортивных сооружений. Посмотрите, какие катки-то крытые стали! Когда мы играли, зрителей было 2-3 тысячи максимум, а теперь по 10 тысяч залы во многих городах — и в Казани, и в Уфе, и в Магнитогорске, много где. К чемпионату мира по хоккею в Москве и Санкт-Петербурге специально построили новый стадион. Соревнований много любительских проводится.
А как вы относитесь к так называемой Ночной хоккейной лиге, в которой любители, богатые и успешные люди, ночами после работы играют в хоккей?
Ну почему только богатые? Всякие играют. Это очень здорово, на самом деле. Люди понимают, что здоровье не купишь, и думают о своем здоровье, следят за физической формой. А хоккей — интересная игра, любители не только тренируются, но и получают удовольствие, общаются в коллективе, у них есть общие интересы. Конечно, спорт травматичный, но ветераны играют тихо, не трогают друг друга.
А вы сами продолжаете играть в хоккей?
Нет, я больше хожу. Перешел на ходьбу.