Филателисты, не разбредаемся! Почему советская власть держала коллекционеров марок в ежовых рукавицах

Фото: Н. Рахманов / РИА Новости

Историки в основном характеризуют советскую систему как тоталитарную. Власть старалась контролировать самые, казалось бы, незначительные стороны личной жизни граждан, и один из примеров тому — филателия. С 1921 по 1939 год хобби по коллекционированию почтовых марок в СССР полностью изменилось. В статье, опубликованной в журнале Comparative Studies in Society and History, историк Джонатан Грант рассказывает, как это происходило.

Новая концепция

Власть начала социальную реконструкцию филателии с публичной дискуссии в журнале «Советский филателист» и впоследствии «Советском коллекционере». На страницах этих изданий чиновники и энтузиасты спорили об общественном значении коллекционирования марок. Государство требовало от филателистов отвергнуть старую буржуазную концепцию этого хобби.

В Европе и США коллекционирование марок было частью капиталистической культуры, поскольку сами марки являлись товаром с рыночной стоимостью, что позволяло коллекционерам чувствовать себя частью свободного рынка, метафорой которого служила филателия. Там были торговцы, инвесторы и спекулянты.

За несколько лет советская власть установила почти полный контроль над филателистами, создав сразу несколько институциональных структур. Сначала были четко определены границы: согласно статье 136 Уголовного кодекса РСФСР 1921 года обмен марками с заграничными энтузиастами монополизировался государством, и за нарушение полагалось тюремное заключение сроком до шести месяцев. Для контроля была основана Организация уполномоченного по филателии и бонам (ОУФБ). Другой орган — Российское бюро филателии (РБФ) — решал общие вопросы, связанные с коллекционированием марок. Оба ведомства работали в связке.

ОУФБ возглавил Федор Чучин, известный революционер. Именно он в 1921 году предложил ввести монополию государства на международный обмен марками, чтобы прибыль от этого направить на помощь голодающим детям. Он также был главным редактором «Советского филателиста».

В 1924 году ОУФБ создала еще одну организацию, международную, — Филателистический интернационал, для классовой борьбы филателистов-рабочих с буржуа-торгашами.

Агитпроп

С 1929 года советская власть расширяла продажи марок за рубеж. Это имело как экономическое, так и идеологическое значение. Марки демонстрировали за рубежом выдающиеся достижения СССР. С другой стороны, государство получало за них валюту, которой всегда не хватало.

Филателистов, занимавшихся международным обменом, государство облагало налогом. Это было необычно для советской власти и показывало, с каким недоверием она относилась к таким людям. Филателистов воспринимали как торгашей, нэпманов, чья деятельность разрешена, но не приветствуется. Даже среди членов РБФ была распространена коммерция, с которой организация должна была бороться.

Разные номера «Советского филателиста» и «Советского коллекционера»

Разные номера «Советского филателиста» и «Советского коллекционера»

Изображение: Public domain / WIkipedia

«Увы, среди филателистов есть еще спекулянты, изготовители фальшивок, нечестные менялы и прочие личности, которые рассматривают филателию как источник личной наживы. Однако это не умаляет культурную важность филателии как таковой», — писал в 1930 году редактор журнала «Советский коллекционер» в своей колонке. Оговорка о культурной значимости филателии показательна — коллекционеры чувствовали, что стоят на зыбкой почве, и при любом удобном случае старались напомнить государству о своей лояльности и общественной полезности.

С точки зрения власти филателия была сродни обмену валют, запрещенному в стране. В годы Гражданской войны марки в некоторых районах действительно выполняли роль денежных знаков. Впрочем, государство волновала не только финансовая сторона вопроса. С идеологической точки зрения деятельность, формирующая спрос на некий дефицитный продукт, от продажи которого спекулянт получал прибыль, шла вразрез с целями Страны Советов.

Рабочий, солдат и крестьянин

Тем не менее власть активно использовала филателию для продвижения своих идеалов. Советские марки могут рассматриваться как визуальные прокламации ценностей, которые режим поддерживал и пытался распространять среди населения. Соответственно, по ним можно определить, на какие группы государство делило общество. В первые годы советской власти на марках изображали рабочего, солдата и крестьянина, символизировавших промышленность, оборону и сельское хозяйство. Впоследствии социальный набор расширился.

Рабочий, солдат и крестьянин на марках 1922-1923 годов были представлены в виде классических бюстов — обычно в таком стиле изображались монархи и главы государств. Это неслучайно. Марки олицетворяли власть рабочих и крестьян.

В клубе «Юность» Московского городского Дворца пионеров и школьников (сейчас Московский городской дворец детского и юношеского творчества)

В клубе «Юность» Московского городского Дворца пионеров и школьников (сейчас Московский городской дворец детского и юношеского творчества)

Фото: Игорь Виноградов / РИА Новости

Интересно, что эти три группы не выглядели равноправными партнерами. Художник Иван Шадр, автор бюстов, сначала изобразил рабочего, а потом солдата. Две этих марки были напечатаны в декабре 1922 года. Третья, с крестьянином, вышла только в мае 1923 года. К тому же в этой серии рабочий и солдат фигурировали на четырех разных марках каждый, а крестьянин — только на одной. Это соответствовало ленинской концепции советского государства именно как диктатуры пролетариата на основе вооруженных сил.

В 1929 году в СССР выпустили новое издание марок — с учетом политики индустриализации и коллективизации. Крестьянина заменил колхозник как равноправный партнер рабочего. На некоторых марках появились женщины: работница и колхозница. Тогда Сталин говорил о том, что колхозы уравняют мужчину и женщину, и эта серия марок иллюстрировала его тезис.

С годами сюжеты менялись. В 1939-м рабочего показывали как литейщика или шахтера, а в поздний сталинский период, после 1948-го, к ним добавили ученого. Колхозника изображали как комбайнера.

Наш рулевой

Остается еще одна важная социальная группа — представители партии ВКП(б) и, позднее, КПСС. На марках изображались партийные функционеры, как живущие, так и покойные, и прежде всего Ленин. Вообще, на марки с вождем мирового пролетариата приходилось примерно 11 процентов всех выпущенных после 1923 года, начиная с траурной серии, изданной в 1924-м, сразу после смерти вождя. Помимо обычных портретов, Ленин изображался ребенком и юношей, как создатель коммунистической партии и советского государства и в образе духа-покровителя той или иной общественно-полезной деятельности.

Члены партии, попадавшие на марки при жизни, обычно были связаны с официальной политикой государства. Например, в честь 60-летия Калинина была выпущена серия, в которой он представал рабочим в литейном цехе, крестьянином с серпом и оратором на трибуне. То есть «всесоюзный староста» олицетворял собой рабочего, крестьянина и партию.

Кроме того, было множество марок с советскими лозунгами: «Больше металла, больше машин!», «Повысим сбор урожая на 35 процентов» и так далее.

Цели и средства

Еще один идеологический фактор, повлиявший на концептуализацию филателии, — желание режима установить контроль над всеми общественными организациями. Для этого власть создавала одно единственное подконтрольное ей объединение и зачищала поле вокруг него.

Глава ОУФБ Чучин всегда ставил интересы партии и советских административных структур выше интересов филателистов. Например, в начале 1923 года он отмечал, что филателия и государство «неразделимы». Чучин руководствовался в своей работе понятием общественной пользы — если филателия не несла социально-полезной функции, то в ней не было смысла.

После завершения кампании по борьбе с голодом Чучин задал своей организации новую цель — помощь беспризорным детям. Впрочем, не стоит думать, что им двигал чистый альтруизм, — если бы он не нашел новую задачу, ОУФБ бы просто расформировали.

Рядовым членам государственных филателистических организаций постоянно угрожало обвинение в спекуляции, и они старательно искали свое место в социалистическом обществе. Филателия, утверждали они, — вовсе не буржуазное хобби, но революционное, поддерживавшееся Марксом и Энгельсом. И приводили выдержки из писем Энгельса дочери Маркса, которой он помогал собирать марки.

Почтовая марка СССР, посвященная И. Д. Шадру, 1962 год

Почтовая марка СССР, посвященная И. Д. Шадру, 1962 год

Изображение: Почта СССР, художник В. В. Завьялов - Electronic catalog "Stamps of the Soviet Land" / Электронный каталог „Марки страны Советов” / Wikipedia

Легальные филателисты обсуждали роль их увлечения в построении социалистического общества. Для дополнительной легитимации они привлекали в свои организации рабочих, много спорили о роли филателии в культурной революции. Все это можно считать псевдопролетаризмом, поскольку то, что делали филателисты, было направлено прежде всего на защиту их хобби.

Они читали лекции на заводах и всячески пропагандировали свое увлечение, но без особого успеха — рабочие не спешили пополнять их ряды. Тогда на первый план вышла другая стратегия — пропаганда социализма за рубежом, издание и рассылка тематических буклетов на разных языках. Внутренней аудитории филателисты объясняли, что их увлечение полезно для образования, поскольку по маркам можно изучать историю.

* * *

Пример с филателией помогает понять, насколько советская власть была одержима тотальным контролем над обществом. Коллекционеры марок не представляли никакой угрозы для государства, и тем не менее режим очень быстро подмял под себя и это невинное хобби. Интересно, что соответствующие решения принимались не на высшем уровне, а партийными функционерами среднего звена.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше