Т-50 (ПАК ФА)

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый компанией "Сухой". Впервые поднялся в воздух в январе 2010 года. Принятие на вооружение Поступление на вооружение ВВС России ожидается в 2016 году, а начало серийного производства экспортной версии истребителя - в 2020 году.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), известный также под индексами Т-50, И-21 [41] и И-90 [35], впервые поднялся в воздух 21 января 2010 года. Разработка нового самолета началась в 2002 году, однако программы по созданию многоцелевого истребителя стартовали в СССР и США еще в 1980-х годах. Общая концепция "пятого поколения" предусматривала ряд требований к новым самолетам, среди которых были: малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне (наличие технологии "стелс"), способность взлета и посадки на укороченных взлетно-посадочных полосах, возможность использования широкого спектра вооружений, в том числе высокоточного оружия, противодействие вражеской технике, использующей стелс-технологии, способность сверхзвукового полета без форсажа и сверхманевренность (американская концепция это требование не выдвигала и использовала вместо него требование к общей динамичности боевой системы "летчик - самолет" [31]) [35], [34], [41], [17], [25]. В США уже в 1990 году совершили свой первый полет прототипы истребителей пятого поколения, и в 2005 году был принят на вооружение первый серийный многоцелевой истребитель пятого поколения: Lockheed Martin F-22 [38], [7], [35].

В Военно-воздушных силах СССР, а впоследствии ВВС РФ истребитель пятого поколения должен был прийти на смену Су-27 и МиГ-29, разработанным в 70-х годах. Распад СССР задержал новые разработки более чем на 10 лет. Тем не менее, конструкторские бюро "Сухого" и МиГа продолжали заниматься изысканиями в области технологий истребителей пятого поколения. Проект многофункционального фронтового истребителя ОКБ имени Микояна "1.44"/"1.42" (опытно-экспериментальный экземпляр первый полет совершил в 2000 году [40]) в начале 2000-х годов был закрыт вследствие недостатка финансирования. "ОКБ Сухого" изготовил один летный экземпляр истребителя с необычной обратной стреловидностью крыла Су-47 "Беркут", на котором испытывал ряд предложенных конструкторами перспективных технологий и решений [36], [38], [37], [35], [25].

Весной 2002 году дальнейшую разработку истребителя пятого поколения было поручено осуществлять "ОКБ Сухого" под руководством Михаила Погосяна. Новая программа получила название "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА) [41], [23], [37], [38], [21], [36], [32]. Генеральным конструктором проекта стал Александр Давыденко [14], [41]. Программа предполагала, что новый самолет будет принят на вооружение в 2009 году, а всего государство выдаст на его создание 1,5 миллиарда долларов. Однако и срок, и бюджет проекта эксперты называли нереалистичными [37], [39], [38], [24].

Осенью 2004 года была завершена разработка эскизного проекта нового истребителя, в конце того же года он был одобрен комиссией заказчика, подтвердившей, что новый самолет отвечает заявленным требованиям [41]. В том же году с макетом самолета впервые ознакомился президент России Владимир Путин. В 2005 году впервые была обнародована концепция самолета и его названия - И-21 и Т-50 (заводской индекс). В том же году начался первый этап финансирования по практической реализации программы [41], [23].

В 2008 главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил: разработка самолета идет по плану, продолжается сборка первых летных экземпляров истребителей. Пресса отмечала, что разработка нового истребителя на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю. А. Гагарина (КнААПО) велась в условиях строгой секретности, и до официальной презентации самолета общественность не имела никаких сведений ни о внешнем виде, ни о его предполагаемых тактико-технических характеристиках [25], [35], [19], [30], [44].

24 декабря 2009 года на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре прототип Т-50 произвел первую пробежку [28]. 29 января 2010 года после успешных испытаний нового двигателя для ПАК ФА на Су-27 летчик-испытатель Сергей Богдан впервые поднял Т-50 в воздух. Как первый летный прототип Т-50, так и второй, впервые поднявшийся в воздух в начале 2011 года, служили лишь для испытания аэродинамических характеристик - на них не были установлены боевые радары [19], [9], [27], [18]. В августе 2011 года оба испытательных образца приняли участие на авиашоу МАКС-2011, где они впервые были представлены на обозрение широкой публике. Тогда был совершен один демонстрационный полет, но при попытке совершить второй вылет неправильно сработала электронно-цифровая система управления двигателем, что привело к помпажу (нарушению гидродинамической устойчивости работы) двигателя. Т-50 предпринял экстренное торможение и больше в программе авиа-представления не участвовал [11]. Третий экземпляр Т-50 присоединился к испытаниям в конце 2011 года [8], а в августе 2012 года на нем начались испытания нового боевого радарного комплекса [3]. В том же месяце второй летный экземпляр принимал участие в экспериментальных стыковках с самолетом-заправщиком [2].

Представители Министерства обороны в 2010 году планировали, что первые десять самолетов заступят на дежурство в 2013-2015 году. Однако позднее сроки изменились: по сведениям, опубликованным в СМИ в 2011 году, по расчетам ведомства первые Т-50 должны были поступить на вооружение ВВС России в 2016 году [22], [13].

Тактико-технические характеристики Т-50 "Сухим" не раскрывались. Известно, что длина нового самолета - 19,4 метра, размах крыла - 14 метров, а высота - 4,8 метра (незначительно больше, чем F-22). Некоторые источники публиковали расчетные характеристики Т-50: так, указывалось, что максимальная взлетная масса нового самолета составляет 37700 килограмм, максимальная дальность полета - 5500 километров [43], [26], [5]. На испытательных образцах Т-50 впервые был установлен двигатель АЛ-41Ф1 ("Изделие 117", или "Тип 30"), который должен был удовлетворять требованиям, предъявляемым к двигателям истребителей пятого поколения (полет на сверхзвуковой скорости без форсажа и увеличенный до 4 тысяч часов ресурс). Кроме того, НПО "Сатурн" разрабатывало перспективный двигатель "Изделие 129", поставки которого планировалось начать в 2015 году: на нем впервые планировалось установить плоские сопла для снижения радиолокационной заметности [24], [34], [29], [42], [10], [25].

В прессе неоднократно сравнивали проекты Т-50 и F-22. Высказывалось мнение, что российский самолет будет превосходить американский истребитель пятого поколения в маневренности, но у него будут хуже стелс-характеристики. Сравнивали российский истребитель и с F-35 – вторым американским истребителем пятого поколения, который должен был встать на вооружение ВВС США примерно в то же время, что и Т-50. Отмечалось, что он самолету ПАК ФА проигрывал практически по всем характеристикам - кроме, возможно, цены [43], [42], [6], [20], [12].

Если изначально на проект российского многоцелевого истребителя пятого поколения было выделено 1,5 миллиарда долларов, то уже в 2004 году в ту же сумму оценивалась только стоимость разработки Т-50, полная же стоимость проекта, включая смежные проекты (создание нового двигателя и систем вооружения) называлась иная - 5 миллиардов долларов [41]. В июне 2010 года Владимир Путин заявлял, что к тому времени на проект нового истребителя было потрачено 30 миллиардов рублей (чуть менее миллиарда долларов [45]), и примерно столько же должно было потребоваться для его завершения [23]. Стоимость каждого самолета Т-50, по планам, не должна была превышать 100 миллионов долларов [5], [13].

Еще в начале разработки высказывались предположения, что ПАК-ФА может стать международным проектом, и партнером России по финансированию проектирования и производству нового истребителя пятого поколения станет Индия. В 2005 году министр обороны страны Пранаб Мукерджи (Pranab Mukherjee) заявил, что Индия финансировать Т-50 не будет [41], [25], однако к 2008 году Россия и Индия договорились вместе разрабатывать модификацию Т-50 HAL FGFA (Hindustan Aeronautics Limited Fifth Generation Fighter Aircraft). Планировалось, что в числе других отличий у этого самолета будет предусмотрен вариант с экипажем из двух человек [33], [25].

Летом 2011 года Южная Корея по предложению российской стороны включила Т-50 в состав участников конкурса на поставку стелс-истребителей вместе с F-35, F-15SE и Eurofighter Typhoon. Подведение итогов конкурса было намечено на октябрь 2012 года, однако уже в январе 2012 года стало известно, что "Сухой" отказался от участия в нем. Среди возможных причин СМИ упоминали то обстоятельство, что выпуск экспортной версии Т-50 планировалось начать только в 2017 году - на год позже, чем требовалось по условиям тендера [16], [15], [4].

В октябре 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что серийное производство экспортной версии истребителя пятого поколения начнется только в 2020 году [1].

Использованные материалы


[1] Выпуск экспортных истребителей 5 поколения планируется начать к 2020 году. — РИА Новости, 10.10.2012

[2] Компания "Сухой" провела стыковки ПАК ФА с самолетом-заправщиком. — АХК Сухой, 21.08.2012

[3] "Сухой" начал испытания истребителя ПАК ФА с новейшим радаром. — Взгляд, 08.08.2012

[4] РФ не планировала участвовать в тендере на поставку. — РИА Новости, 30.01.2012

[5] Иконографика. Характеристики российского истребителя пятого поколения Т-50. — РИА Новости, 20.01.2012

[6] Mission Impossible: F-35C jet fighter unable to land on carriers. — Russia Today, 16.01.2012

[7] Randal Yakey. F-22 backup oxygen system to be inspected. — The News Herald, 25.12.2011

[8] Антон Пономарев. В Комсомольске-на-Амуре успешно испытан третий опытный образец современного истребителя Т-50. — Первый канал, 23.11.2011

[9] Третий истребитель 5-го поколения поднимется в воздух с новейшей РЛС. — Интерфакс, 14.11.2011

[10] Илья Исаев. "Сердце" 5-го поколения. — Вести.Ru, 24.09.2011

[11] Дарья Иванова. У Т-50 на МАКСе сгорел датчик контроля двигателя. — Гудок, 24.08.2011

[12] Савва Козловский. Заметен ли российский "стелс" в мире? — Мнения.ру, 19.08.2011

[13] Александр Сотов, Сергей Куксин. Т-50 поразил посетителей МАКС-2011. — Российская газета, 17.08.2011

[14] Сергей Ганьжин. Александр Зелин - о будущем Т-50, неумирающих "Витязях" и дружбе с ВМФ. — Накануне.Ru, 16.08.2011

[15] ЦАМТО: Минобороны Южной Кореи включило в свой тендер ПАК ФА. — Взгляд, 25.07.2011

[16] Four candidates short-listed in Korea's stealth jet project. — Yonhap News, 20.07.2011

[17] David Crane. Gen-2 PAK-FA Sukhoi T-50/HAL FGFA Low-Observable Supercruising 5th-Generation Stealth Fighter Aircraft Begins Flight Testing: Raptorsky Alive and Well. — DefenseReview.com, 11.03.2011

[18] Второй образец истребителя 5 поколения успешно совершил первый полет. — РИА Новости, 03.03.2011

[19] Второй прототип ПАК ФА – в воздухе! — Взлет, 03.03.2011

[20] Stephen Trimble. F-35 slowdown shifts focus to F-16 service life. — The Flight International, 22.02.2011

[21] Алексей Никольский, Наталья Костенко, Максим Товкайло. Взлет Погосяна. — Ведомости, 01.02.2011. — № 16 (2782)

[22] Минобороны РФ намерено увеличить расходы по программе госвооружений. — РИА Новости, 19.07.2010

[23] Путин: на создание истребителя пятого поколения нужно еще 30 млрд руб. — РИА Новости, 17.06.2010

[24] У российского истребителя Т-50 все еще нет подходящего двигателя. — Air&Cosmos (пер. ИноСМИ.Ru), 12.05.2010

[25] Михаил Барабанов. Пятое поколение. — Однако, 08.02.2010. — № 4 (20)

[26] Сергей Птичкин. "Пятерка" авансом. — Российская газета, 04.02.2010. — № 5102 (23)

[27] Первый полет истребителя пятого поколения Т-50. — РИА Новости, 29.01.2010

[28] Алексей Никольский. Истребитель пятого поколения совершил выкатку и пробежку. — Ведомости, 24.12.2009

[29] Военный совет. — Эхо Москвы, 19.09.2009

[30] Максим Пядушкин. Работа над ПАК ФА идет по плану. — ATO.ru, 15.08.2009

[31] Вячеслав Володин. Что стоит во главе угла отношения к сверхманевренности самолета. — Независимое военное обозрение, 16.01.2009

[32] Российскую самолетостроительную корпорацию "МИГ" возглавил гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян. — Интерфакс, 11.01.2009

[33] Larkins Dsouza. Sukhoi/HAL FGFA a Indian Stealth Fighter. — Defenceaviation.com, 27.10.2008

[34] Владимир Карнозов. ПАК ФА: тендерные условия. — Красная звезда, 11.08.2007

[35] Леонид Николаев. ПАК ФА - пируэты истребителя пятого поколения. — Военный паритет, 10.01.2007

[36] Создатель «Беркута». — Красная звезда, 18.04.2006

[37] Правительство вышло из тендера с "Сухим". — Газета.Ru, 27.04.2002

[38] Новые "стапели" для самолета пятого поколения. — Красная звезда, 29.03.2002

[39] Сергей Сокут. Победы "всухую" не получилось. — Независимая газета, 06.03.2002

[40] Валерий Родиков. Многофункциональный истребитель взлетел. — Независимая газета, 02.03.2000

[41] "Сухой" обнародовал концепцию Т-50, но не получил поддержки индийского министра. — Взлет. — № 12, 2005

[42] Адександр Кузнецов. Виктор Чепкин. Наш ответ... бразильцам? — Российская Федерация сегодня. — № 10, май 2011

[43] Meinhaj Hussain. The Russians Are Coming: The T-50's Flight to the Future. — Grande Strategy. — 02/2010

[44] Открытое акционерное общество "КнААПО". — Национальная нанотехнологическая сеть. — Версия от 06.02.2012

[45] Архив курса ЦБ РФ по валюте "Доллар США" за период с 01.06.2010 по 30.06.2010. — ИА Финмаркет

Сдача ЕГЭ по русскому языку в Москве Новая волна
Что ждет выпускников на ЕГЭ-2015
«Сегодня на работку будем лететь»
Пользователи рунета об урагане, обрушившемся на центральную Россию
Дмитрий Демушкин (в центре) Обыск и погром
Уголовное дело против лидеров националистических организаций было возбуждено в день убийства Немцова
Джереми Кларксон Хроники обыкновенного безумия
Как и почему мир вступился за Джереми Кларксона
Алексей Ремез «Новые технологии могут спасти жизнь»
Проект «Стартап на миллион»: основатель Unim Алексей Ремез о диагностике рака на облачной платформе
Поймать в сети
Депутаты хотят ввести уголовную ответственность за пропаганду наркотиков в интернете
Пятое чувство
Как протестировать один из самых быстрых внедорожников мира в Техасе и не схлопотать пулю в лоб
Закон и семья
Лучшая автомобильная реклама марта
Снова на коне
Себастьян Феттель и Ferrari одержали первую победу вместе
Призрак недостроя
Как вовремя распознать проблемную строительную компанию
Европа против Бутово
Что сегодня можно купить за рубежом, продав квартиру на окраине Москвы
Лучше страны не найдешь
Топ-20 стран мира с реактивно дорожающим жильем
Редкий вид
Ипотека по приемлемым ставкам — где ее искать?
Рай для хакера
Топ-10 лучших городов мира с точки зрения IT-специалистов
Ловушки времени
Как в годы Первой мировой Германия, Англия, Россия и США перестали транжирить дневной свет
Царь-танк Плоды сумрачных гениев
Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
an official and four railway workers(?)riding on a railroad handcar.

Дороги империи
Российские железные дороги в Первой мировой
Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
Первые заградотряды Первой мировой войны
Группа офицеров 2-го Дагестанского конного полка у стен Петроградской мечети, 1917 год Дикая доблесть Кавказа
Путь гордых джигитов по полям сражений Первой мировой войны
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
Мария Бочкарева Женская рать
Первая в мире военная летчица, командир батальона смерти, крестница генерала Брусилова…
Михаил Зощенко «От хорошей жизни писателями не становятся»
Биография Михаила Зощенко, написанная Валерием Поповым
«Борису Годунову незачем было убивать царевича Дмитрия»
Историк Владислав Назаров о личности и эпохе первого выборного царя России
«ИГ создали все»
Представитель Демпартии Курдистана Хошави Бабакр об истоках «Исламского государства» и перспективах курдов обрести независимость
«Наука противостоит возврату в Средневековье»
Книга современных британских марксистов Алана Вудса и Теда Гранта «Бунтующий разум: Марксистская философия и современная наука»
«Миграционной политики у нас нет»
Политолог Владимир Малахов о просчетах в европейской и российской миграционных политиках и беспочвенной озабоченности нашествием мигрантов
Участница «Царского Русского Марша» в честь 400-летия царственного Дома Романовых в Москве «Мы же русские люди, мы другие»
Директор РИСИ Леонид Решетников о противостоянии с США, повороте на Восток и возвращении традиций
Активисты национал-большевистской партии (НБП) Русские придут
Директор ИАЦ «Сова» о прошлом, настоящем и будущем русского национализма