Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев опубликовал в газете The Washington Post статью под заголовком "Путь к миру на Кавказе" (A Path to Peace in the Caucasus), в которой изложил свое видение войны в Южной Осетии. По мнению Горбачева, продолжающееся насилие - на совести властей Грузии.
Как пишет экс-президент, корни нынешнего конфликта относятся к 1991 году, когда сепаратистское руководство Грузии попыталось ликвидировать автономию Южной Осетии. С тех пор сменяющиеся грузинские лидеры раз за разом пытались силой навязать свою волю Южной Осетии и Абхазии.
Тем не менее, до последнего времени пространство для мирного - и единственно допустимого в цивилизованном мире - решения проблемы оставалось. Россия, со своей стороны, такому пути не препятствовала и на протяжении всего постсоветского периода неизменно признавала территориальную целостность Грузии. Однако грузинское руководство пошло на шаг, который "выше понимания", и 7 августа обрушило разрушительную военную мощь на южноосетинскую столицу. В свете этого, как отмечает Горбачев, обвинения России в агрессии "против маленькой беззащитной Грузии" выглядят не только лицемерными, но и бесчеловечными.
Экс-президент СССР полагает, что грузинский лидер Михаил Саакашвили в своих действиях надеялся на безоговорочную поддержку Запада, а Запад давал повод для таких надежд. Теперь же, когда грузинское нападение на Южную Осетию провалилось, Горбачев советует Грузии и ее сторонникам за рубежом пересмотреть свою позицию. Он призвал обе стороны конфликта как можно скорее прекратить насилие и предпринять шаги по борьбе с последствиями гуманитарной катастрофы, которая, к сожалению, не получила должного освещения в западной прессе.
Рассуждая о пути дальнейшего разрешения кризиса, Горбачев напомнил о своей давней идее придания Грузии федеративного устройства и предоставления Южной Осетии и Абхазии широкой автономии. Он также предположил, что при участии международного сообщества в закавказском регионе может быть создана система безопасности, позволяющая предотвратить любые провокации с чьей-либо стороны и исключить возникновение новых кризисов, подобных нынешнему. При этом Горбачев отметил исторически сложившиеся и укоренившиеся в регионе особые интересы России.