Астрономы разработали новый метод поиска обитаемых лун

Британский астроном Дэвид Киппинг (David Kipping) разработал метод поиска небесных тел за пределами Солнечной системы. Используя современные методы наблюдения прохождения экзопланет мимо диска звезды (так называемый транзитный метод), ученый предлагает определять точную форму орбиты, и на основе ее отклонения от эллиптической делать вывод о наличии пригодных для жизни массивных спутников ("экзолун").

В своей работе, принятой к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (препринт также доступен на arXiv.org), Кипплинг обращает внимание на то, что в Солнечной системе многие спутники планет-гигантов имеют достаточную массу для поддержания атмосферы. Обнаружение жидкой воды на спутнике Сатурна Энцеладе и переоценка толщины ледяного слоя на обращающейся вокруг Юпитера Европе делает "экзолуны" особенно привлекательными для поиска жизни за пределами Солнечной системы.

Вместо того, чтобы пытаться непосредственно разглядеть "экзолуны", астроном предлагает измерять время прохождение планеты через диск звезды. Наличие массивного спутника неизбежно вызывает отклонения газового гиганта от идеальной эллиптической траектории, и при достаточном числе наблюдений эти отклонения могут быть проанализированы для поиска потенциально обитаемых лун.

Несмотря на то, что на момент публикации метод еще не был опробован на практике, предварительные оценки автора весьма оптимистичны. Согласно приводимым в статье расчетам, для обнаружения "экзолуны" с массой, близкой к земной, газового гиганта размерами с Нептун (17 масс Земли) вполне достаточно существующих наземных телескопов.