Ископаемый родственник членистоногих аномалокарис, которого называют "тираннозавром кембрия", вероятно, даже не был хищником. К такому выводу пришел ученый Уайти Хэгэдорн (Whitey Hagadorn) из Амхерст-колледжа , пытавшийся оценить возможности рта аномалокариса как инструмента поедания других животных. Выводы исследователя приведены на портале Nature News.
Похожие на современных креветок существа из рода Anomalocaris считаются одними из самых свирепых хищников кембрийского периода. Большинство ученых придерживаются мнения, что аномалокарисы, достигавшие в длину одного метра, могли питаться даже трилобитами - морскими членистоногими, тело которых было покрыто прочным панцирем.
Хэгэдорн усомнился в обоснованности такой репутации аномалокарисов после анализа останков этих животных. Ученый обратил внимание, что выполняющие функции зубов пластинки всех окаменелостей абсолютно целые. Если бы аномалокарисы поедали трилобитов, то хотя бы некоторые из них должны были повредить пластинки о твердый панцирь.
Химический анализ окаменелостей показал, что пластинки состояли из материала, похожего на кутикулу современных членистоногих. Хэгэдорн и коллеги определили, насколько прочными являются покровы нескольких современных представителей этого типа. Ученые рассматривали животных как с мягкими, так и с твердыми покровами.
Затем ученые "помещали" трилобитов, покрытых панцирями различной степени прочности, в рот аномалокарисов. Компьютерный анализ показал, что даже в том случае, если бы пластинки "тираннозавров кембрия" были столь же твердыми, как покровы омаров, они не смогли бы расколоть трилобита, мягкого, как креветка.
Хэгэдорн полагает, что аномалокарисы, вероятно, питались только "мягкотелыми" обитателями древних морей. Он также не исключает, что "хищники" вообще употребляли в пищу планктон.
С выводами Хэгэдорна согласны не все палеонтологи. В качестве основного аргумента оппоненты приводят довод о наличии у аномалокарисов челюстей. Животные с таким "инструментом" вряд ли могли быть мирными.
Совсем недавно другая группа исследователей использовала тот же подход, что и Хэгэдорн для доказательства гипотезы о трусости тираннозавров.