Ученые выяснили образ жизни одноклеточных предков человека

Самые ранние представители эукариот - организмов, содержащих в своих клетках ядра, возможно, обитали не в горячих серных источниках, как считалось ранее, а в более умеренных условиях. Ученые сделали такой вывод, проведя геномный анализ и отыскав наиболее вероятного кандидата на звание древнейшего эукариота. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, коротко о ней пишет портал ScienceNOW.

Ученые разделяют обитающих на Земле живых существ на три группы (царства), ориентируясь на сходство их ДНК и особенности биохимии. Эти три группы - эукариоты, бактерии и археи (последних до 1977 года причисляли к бактериям, в частности по той причине, что у них также нет ядра). Когда именно эти царства обособились друг от друга, остается неясным.

Авторы новой работы пытались выяснить, какая из групп архей генетически ближе всего к эукариотам. Ученые определили последовательность ДНК более 3,5 тысячи групп генов, выполняющих различные функции, для различных архей. По итогам этой работы исследователи построили эволюционное дерево архей, а затем при помощи компьютерного анализа попытались "свести" его с деревьями бактерий и эукариот.

В итоге специалисты заключили, что генетически эукариоты больше всего сходны с недавно открытой группой архей Thaumarchaea. В отличие от большинства архей, обитающих в экстремальных условиях, эти организмы предпочитают более мягкую среду. Так как до сих пор у ученых не было определенной информации о происхождении эукариот, то "по умолчанию" считалось, что их предками были "обычные" экстремальные археи, а значит, эукариотам пришлось сильно менять свою биохимию для обитания в менее жестких условиях. Если выводы новой работы подтвердятся, это будет означать, что эукариоты произошли от "умеренных" архей (что выглядит более логичным).

Гипотеза о происхождении эукариот от архей - не единственная. Конкурирующий вариант предполагает, что эукариотические организмы в эволюции возникли независимо. Новая работа увеличивает шансы на правомерность первой гипотезы.