ВВС США потратят семь миллионов долларов на оснащение систем генерации кислорода на истребителях F-22 химическими анализаторами, сообщает Strategy Page.
По данным портала, таким образом военные намерены выяснить, что приводит к сбою в работе кислородных систем (OnBoard Oxygen Generating System, OBOGS) и, как следствие, нехватке кислорода экипажу.
В настоящее время эксперты установили, что к плохому самочувствию пилотов F-22, в частности, приводит повышенное содержание в подаваемой воздушной смеси азота и других примесей. Однако сбои в подаче воздушной смеси нестабильны и не поддаются прогнозированию. Помимо использования химических анализаторов эксперты надеются разобраться в причинах неисправностей, регулярно изучая анализы крови экипажей после полета.
По состоянию на май 2011 года сообщалось о 14 случаях сбоя при подаче кислорода на F-22, что приводило к ухудшению состояния пилотов в результате гипоксии и в нескольких случаях - к потере сознания. Дважды в 2011 году полеты F-22 приходилось приостанавливать. Первый запрет действовал с 3 мая по 19 сентября, второй - с 20 по 27 октября.
Как отмечает Strategy Page, помимо F-22 OBOGS установлена на F-16, F-15E, A-10, F-35, F-18 и ряде других американских самолетов. При этом проблемы с подачей кислорода отмечались только на F-22 ВВС США и F-18 на вооружении ВМС. За период с 2002 по 2009 год ВМС США сообщили о 64 случаях сбоя в подаче воздушной смеси экипажам F-18; дважды неисправности приводили к гибели пилотов. Однако в случае F-18 причину неисправности удалось обнаружить и устранить. Как оказалось, в кислородную систему попадал угарный газ.
OBOGS была введена в военной авиации США с 1990-х годов для обеспечения большей длительности полета. Вскоре вслед за американцами подобные кислородные системы на свои самолеты установили ряд западных стран и Россия. Принцип работы OBOGS заключается в подаче экипажу сбалансированной воздушной смеси, очищенной от посторонних примесей.