Среди пяти главных загрязнителей, к которым относятся Китай, США, Индия, Россия и Япония, первый оказался самым опасным для планеты. Как пишет Bloomberg, уровень выбросов в стране ежегодно растет и уже превзошел совокупные эмиссии четырех других лидеров рейтинга.
Количество выбросов крупнейших китайских компаний долгое время не было известно. Многие предприятия скрывают данные, а те, что их предоставляют, не поясняют, как их рассчитывали. Госкорпорации Китая оказались вреднее для планеты большинства стран — сталелитейный гигант China Baowu в 2020 году загрязнил воздух сильнее, чем весь Пакистан, а деятельность нефтяного предприятия China Petroleum & Chemical хуже отразилась на экологии, чем деятельность всей Канады, которая занимает 11-е место в мире по уровню выбросов.
По мнению экспертов, государственные предприятия Китая являются главными источниками новых выбросов, и от влияния на их деятельность зависит будущее планеты. Однако несмотря на то, что весь мир надеется на сотрудничество с ними в предотвращении глобальной катастрофы, представители этих компаний не будут участвовать в Конференции ООН по изменению климата в Глазго.
Больше всего (33 процента) выбросов Китая приходится на энергоснабжение. Для декарбонизации сектора необходимо закрыть тысячи угольных электростанций и резко нарастить объемы возобновляемой энергии. Ведущие энергокомпании Китая (известные как «Большая пятерка») — Huaneng Group, Huadian, China Energy Investment, State Power Investment и Datang — в 2020 году произвели 960 миллионов тонн СO2, что вдвое больше, чем вся угольная промышленность в России. «Большая пятерка» пообещала достичь пика выбросов к 2025 году. Тем не менее эксперты считают, что на фоне энергетического кризиса в Китае это маловероятно, так как чиновники собираются отказаться от угля не раньше 2026 года.
Другими загрязняющими планету отраслями в Китае являются строительство и производство стали — на них приходится 30 и 21 процент выбросов соответственно. Чтобы сделать эти сферы более безопасными для природы, эксперты советуют заменить уголь водородом в сталелитейной промышленности, а при возведении зданий сделать ставку на экологически чистые материалы вроде «зеленого» цемента.
Декарбонизировать нефтеперерабатывающую промышленность будет сложнее, поскольку значительная часть выбросов от нее происходит вне предприятий — в том числе при поездках на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Эксперты предлагают нефтяным гигантам постепенно отказываться от производства бензина и расширять присутствие в других сферах — выпускать бытовую химию или пластиковые товары. Однако на фоне активной поддержки в стране нефтегазовых проектов это вряд ли случится.
Тем не менее Китай осознал преимущества декарбонизации. Энергия с солнечных и ветряных электростанций зачастую дешевле ископаемого топлива, поэтому Пекин начал активно развивать возобновляемую энергетику. Китай также является одним из лидеров в производстве аккумуляторов и электрокаров. Местные зеленые проекты вроде водородного топлива и систем улавливания углерода находятся на рекордно высоком уровне. Эксперты прогнозируют, что скоро они станут широко использоваться в стране, но для этого необходимы соответствующие изменения в экономической политике.