19 июня галерист Марат Гельман был уволен с поста директора пермского Музея современного искусства PERMM. Приглашение галериста в регион губернатором Олегом Чиркуновым дало отсчет так называемой пермской культурной революции — амбициозному проекту по оживлению жизни города, организации музыкальных, театральных и арт-фестивалей, привлечению в Пермь молодых и талантливых деятелей искусства из других городов и оживлению творческой энергии самих пермяков. В рамках общего энтузиазма Пермь объявили третьей культурной столицей России, а в 2016 году власти надеялись официально сделать город культурной столицей Европы. Гельман возглавил PERMM в конце 2008 года; таким образом, «пермская культурная революция» под его идейным руководством не продлилась и пяти лет. «Лента.ру» вспоминает самые яркие события и образы культурной Перми.
Фото: permm.ru
«Русское бедное» — знаковая выставка современного искусства в истории Перми и в карьере куратора Марата Гельмана. Пилотный проект Пермского музея современного искусства PERMM собрал работы 36 лучших российских художников, сделанные из «бедных» материалов, но показал истинное национальное искусство.
Фото: permm.ru
«Русское бедное» в 2009 году демонстрировалось в рамках московской биеннале современного искусства. Именно после успеха «Русского бедного» губернатор Олег Чиркунов предложил Марату Гельману задержаться в Перми — стать директором Музея современного искусства.
Фото: rechnoy.livejournal.com
Пермский музей современного искусства PERMM окончательно в 2010 году разместился в здании бывшего Речного вокзала, построенного в 1940 году по проекту архитектора Александра-Исаака Гринберга. Здание реконструировало российское архитектурное бюро «Проект-Меганом».
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ
Гельман старался и дублировать в Перми все свои проекты из других городов, и создавать для «третьей культурной столицы» новые оригинальные выставки. На провокационной выставке «Родина» современные художники перерабатывали образы, которые обычно используют, чтобы представить Россию и СССР иностранцам. «Съезд партии, Третьяковка, Мавзолей, парад Победы, ветераны, русский авангард, Гагарин и ребята с нашего двора – клише, трансформировавшиеся в сознании художников, которые уже двадцать лет живут в другом государстве».
Фото: permm.ru
Выставка Icons, по задумке Гельмана, исследующая икону как художественный шедевр, должна была настроить диалог между современным искусством и церковью. На деле вышло чуть иначе: оскорбившиеся верующие срывали Гельману открытие в Краснодаре, отказывались от него в Петербурге, но Пермь приняла проект спокойно. Выставка в итоге оказалась невероятно популярной.
Изображение: bernaskoni.com
В Перми собирались строить и новую художественную галерею — в международном конкурсе победил молодой российский архитектор Борис Бернаскони. Однако затем история с галереей PermMuseumXXI приобрела странный оборот: внезапно в ее создании собрался принять участие и глава жюри конкурса знаменитый швейцарец Петер Цумптор, который затем фактически вытеснил Бернаскони из проекта. Строительство нового здания Пермской галереи так и не началось.
Фото: tema.livejournal.com
В апреле 2010 года Марат Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна, запомнившийся многим под лихой аббревиатурой ПЦРД. По просьбе Чиркунова, арт-директором ПЦРД стал дизайнер Артемий Лебедев. Благодаря Лебедеву Пермь стала первым российским городом с собственным логотипом — красной буквой П. Впрочем, как это нередко бывает с Лебедевым, некоторые увидели в пермской эмблеме признаки плагиата.
Фото: tema.livejournal.com
Благодаря Лебедеву у Перми появился и собственный шрифт — Permian. Создал его дизайнер шрифтов Илья Рудерман.
Изображение: artlebedev.ru
Еще один яркий проект Артемия Лебедева — пермские остановки общественного транспорта. Их оформляли социальной рекламой и — чтобы минимизировать вандализм — работами иллюстраторов.
Фото: stage-molot.ru
В 2009 году в Перми был создан театр нового времени и новой драмы «Сцена-Молот», который возглавил Эдуард Бояков, бывший худрук театра «Практика». «Сцена» работала с произведениями современных драматургов и поэтов — от Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко до Линор Горалик и Веры Полозковой. В конце 2012 года Бояков объявил о закрытии театра, на деле же площадка поменяла идеологию. Руководители пермского Театра-Театра Борис Мильграм и Владимир Гурфинекль сделали из бывшей малой сцены своего театра творческую лабораторию.
Фото: kadyrova.com
Пермь за годы «культурной революции» приобрела множество любопытных скульптур и объектов современного искусства. Перед входом в библиотеку имени Горького расположилось, например, надкушенное «Яблоко» художницы Жанны Кадыровой. Яблоко с кожурой из кафеля и мякотью из старых кирпичных стен рассказывает об истории города.
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ
На набережной у музея PERMM установили арт-объект «Счастье не за горами». По свидетельству очевидцев, сейчас надпись разрушается вместе со своим смыслом: меньше всего время щадит частицу не.
Фото: prm.ru
Красных человечков для Перми создала арт-группа Pprofessors — Мария Заборовская и Андрей Люблинский из Петербурга. Человечки появлялись на крышах Заксобрания и филармонии и быстро стали одним из веселых символов города.
Фото: пресс-служба музея PERMM
«Ротонда» — один из самых известных проектов архитектора Александра Бродского, за нее он получил премию «Архивуд». Две «Ротонды» Бродского располагались в Никола-Ленивце и Перми. Пермская была сделана позже, но многим показалась симпатичнее; кроме того, когда собирали первый арт-объект, сам ее автор по приглашению Гельмана был в Перми. «Пермская ротонда», поставленная у здания музея современного искусства, не раз становилась объектом вандализма.
Фото: be-in.ru
Другой знаменитый объект паблик-арта в Перми создал в 2011 году художник Николай Полисский из того самого Никола-Ленивца. «Пермские ворота» высотой, шириной и глубиной по 12 метров собраны из хаотично скрепленных между собой еловых бревен, каждый из четырех фасадов напоминает главную городскую букву — П, а вся конструкция — триумфальную арку.
Фото: teatral-online.ru
Одним из безусловных лидеров, участвующих в культурном развитии пермского региона, стал дирижер Теодор Курентзис, в 2011 году возглавивший местный Театр оперы и балета имени Чайковского. Курентзис не раз пытался откреститься от ярых «революционеров», подчеркивая, что его действия по окультуриванию и развитию музыкальной жизни региона нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. Тем не менее «культурную революцию» без него представить невозможно, и подтверждают это радикальные метаморфозы, произошедшие с его театром.
Пермский театр оперы и балета под рукодством Курентзиса меняется не только содержательно. В ближайшие годы изменится и его визуальный облик. В 2010 году английский архитектор Дэвид Чипперфильд выиграл конкурс по реконструкции театра, которая должна быть бережной к самому зданию и городской среде. Пока что на проект стоимостью около 8 миллиардов рублей ищут средства, и реализация затягивается.
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», с 2006 года проходивший в Москве, в 2009 году впервые выехал в провинцию, а именно в Пермь. И тогда, конечно, это воспринималось однозначно: на карте страны появилась новая культурная столица, куда может приехать с мастер-классами Томас Остермайер, со спектаклями Пиппо Дельбоно и с концертами Владимир Мартынов.
Фото: permm.ru
Значимым достижением «культурной революции» стало проведение Пермской книжной ярмарки, впервые появившейся в городе в 2011 году в рамках фестиваля «Белые ночи». В 2012 году, правда, ярмарка прошла, как оказалось, в последний раз: ее организаторы, основатели магазина «Пиотровский», объявили о закрытии из-за разногласий с организаторами фестиваля. В этом году на «Белых ночах» идет Книжный фестиваль, не менее насыщенный по программе.
Фото: Кайдаш Иван / afisha.ru
С 2009 года в городе проводился фестиваль современного искусства «Живая Пермь». В 2010 году ради него «Пикник Афиши» впервые покинул Москву: в сквере городского Театра оперы и балета прошел музыкальный фестиваль с участием самых модных российских групп и британцев The Invisible, а также кинопоказами и развлечениями на свежем воздухе. Увы, на следующий год сотрудничество с «Афишей» закончилось — городская администрация устроила свой пикник, «хорошо знакомое по прошлому году жителям Перми событие с новым именем». Новое имя пикника — «На траве» — удачным показалось не всем.
Фото: пресс-служба паблик-арт программы PERMM
В городе проходил и фестиваль граффитистов «Длинные истории Перми». Уличные художники расписывали длинные бетонные заборы, создавая на них «изобразительные эквиваленты стихов» либо своеобразные «заборные» комиксы. Целью фестиваля называли «срочную реанимацию городской среды».
Фото: пресс-служба музея PERMM
Непосредственно увольнению Гельмана предшествовал скандал на фестивале «Белые ночи» — преемнике «Живой Перми». Руководство региона — а инициативного Олега Чиркунова в 2012 году сменил бывший федеральный министр Виктор Басаргин — убрало с фестиваля две выставки: одну, сатирическую, про Олимпиаду в Сочи (художник Василий Слонов), вторую, документальную, про «болотное дело» (фотограф Сергей Каменный). Гельман пообещал приютить обе выставки в своем музее, однако вместо этого ему пришлось расстаться и с музеем тоже.