Государственный департамент США 28 февраля заявил о возможном введении санкций против Белоруссии в связи с обвинениями в поставке оружия странам или группам, поддерживающим терроризм. С белорусской стороны немедленно последовало очередное опровержение.
В октябре прошлого года ЦРУ в Вашингтоне дало утечку информации из своего доклада о торговле оружием, из которой следует, что Белоруссия является крупнейшим нелегальным поставщиком вооружений для исламских экстремистских организаций.
О том, что Минск торгует оружием и поставляет его прежде всего арабским странам, палестинцам и даже мусульманским экстремистам, говорили давно.
О существовании специального фонда главы государства, в котором аккумулируются средства от продажи оружия, без подробностей упоминал несколько раз и сам Александр Лукашенко. Специальный фонд президента появился в Белоруссии после референдума 1996 г., когда по итогам народного голосования главе государства позволялось иметь средства в фонде, который, кроме него, никем не контролируется.
После распада СССР, согласно подписанному в 1992 г. в Ташкенте соглашению, белорусская армия должна была сократить запасы обычного вооружения наполовину, сохранив только 1800 танков, 2600 БМП, 1615 единиц артиллерии, 260 истребителей и 80 вертолетов. Остатки техники и вооружения должны были быть демонтированы и уничтожены. Однако это условие не было выполнено. Александр Лукашенко лично остановил уничтожение танков на Борисовском танкоремонтном предприятии.
По мнению зарубежных военных экспертов, восстановленную и обновленную технику охотно покупали в Африке, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Южной Америке - прежде всего представители мятежных группировок. Влиятельный польский журнал "Wprost" утверждал, что в 1994 г. Белоруссия продала в Таджикистан автоматы и БМП. Это не нарушало международных договоров, но часть вооружения мгновенно перешла в руки афганских боевиков и таджикских моджахедов. В 1995 г. Ирак купил у Белоруссии оборудование для переработки алмазов, которые используются для производства ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия.
Утверждалось также, что в конце 1998 г. Белоруссия в обход санкций ООН продала режиму Саддама Хусейна очередную партию высокотехнологического оборудования для производства оптических устройств. Продажа вооружения в страны, на которые наложено эмбарго ООН, требует создания цепочки посредников. Белорусское оружие и оборудование для его производства якобы поставлялись контрабандно через иорданский порт Абадан, а в Ираке белорусские военные специалисты установили оборудование, предоставив его для тестирования китайским инженерам.
В числе стран, купивших у Белоруссии вооружение, называют Перу, Судан, Алжир, Марокко. Благодаря торговле с африканскими странами, ведущими гражданские войны, режим Лукашенко, по мнению польского журнала, вошел в десятку крупнейших экспортеров оружия. Израильские и европейские эксперты утверждают, что Минск является основным поставщиком оружия для мусульманских экстремистов на Ближнем Востоке.
Официальные лица республики сообщали, что в 1997-2000 гг. страна получила за счет торговли оружием свыше миллиарда долларов, однако подчеркивалось, что торговля производится только на законном основании. МИД Белоруссии категорически опроверг появившуюся в польском издании информацию о якобы имевших место фактах незаконной торговли.
6 ноября Президент Белоруссии А. Лукашенко также опроверг слухи о имевших место поставках оружия в Ирак и ряд других государств, в отношении которых применяется санкция ООН. Президент назвал "враньем" сообщения о военной поддержке белорусским руководством военизированных формирований в ближневосточных регионах. "Ни одного патрона не поставили в те страны, в которые поставки оружия запрещены" - подчеркнул А. Лукашенко. Он утверждает, что
производимые в республике системы вооружений успешно продаются на экспорт, однако только в те страны, куда это не запрещается международными организациями. "Я в ближайшие 2-3 года полностью восстановлю ВПК Белоруссии" - заявил А. Лукашенко.
В начале января этого года Washington Post писала: "Известное убежище террористов Судан, где одно время жил Усама бен Ладен, получает у Белоруссии весьма качественное оружие - танки T-55, боевые вертолеты Ми-24. Вооружение, которое Белоруссия посылает в Судан, либо попадает в руки террористов, либо применяется для гражданских войн, в ходе которых уже погибло свыше 2 млн. человек."
"Сведения белорусских правозащитников", - добавляет Газета.Ру, - "выглядят еще более тревожно. В частности, они полагают, что бесследно пропавший оператор ОРТ Дмитрий Завадский поплатился жизнью за то, что мог оказаться в курсе тайных поставок белорусского оружия и медикаментов чеченским боевикам. Перед исчезновением журналист часто ездил в Чечню, где занимался расследованием возможных связей между чеченскими бандформированиями и официальными и полуофициальными белорусскими структурами."
16 февраля Минск посетили три американских конгрессмена, которые на встрече с белорусским руководством призвали официальный Минск "сделать прозрачным" механизм продажи Белоруссией оружия.
27 февраля, по сообщению Reuters, официальный представитель Госдепартамента США Ричард Баучер заявил о возможном введении санкций против Белоруссии в связи с обвинениями в поставке оружия странам или группам, поддерживающим терроризм.
Заместитель государственного секретаря Стивен Пайфер, который встречался с министром обороны Белоруссии Леонидом Мальцевым, министром иностранных дел Михаилом Хвостовым и другими официальными лицами, утверждал также, что белорусские военные на территории Белоруссии обучают иракцев управлению ракетными комплексами С-300.
Официальная Белоруссия продолжает полностью отрицать свою причастность к поставке вооружений странам или группам,
поддерживающим терроризм, в обход санкций ООН. Лукашенко заявляет: "То, что продает Белоруссия на рынке оружия - капля в море по сравнению с Америкой", добавляя, что Белоруссия не производит оружия: танков, автоматов, ракет или бомб. "ВПК республики занимается изготовлением комплектующих узлов для некоторых видов боевой техники, производит оптические приборы, математические программы, уникальные системы управления войсками, интегральные схемы, в том числе для космических программ разных стран, проводит ремонтные работы боевой техники", - констатирует белорусский лидер. Лукашенко также опровергает утверждения о том, что в военных вузах республики учатся курсанты из Ирака.
Председатель российской Государственной Думы Геннадий Селезнев считает "надуманными" обвинения Белоруссии в том, что она якобы продавала оружие террористическим организациям.
А бывший председатель парламента республики Беларуссии, лидер белорусской социал-демократической партии Станислав Шушкевич предполагает, что не Белоруссия продает оружие, а Россия использует Белоруссию как канал для продажи оружия Ираку, Ирану и Ливии, "потому что своего такого оружия в достаточном количестве в Белоруссии нет и быть не может".