Пять процентов победы над пиратством

Российские борцы с DVD-пиратами не могут выработать единой концепции

С 3 по 5 октября в московской гостинице "Аэростар" прошла 5-я международная выставка "DVD-шоу", на которой помимо последних технических достижений в области домашних кинотеатров была представлена продукция большинства ведущих производителей кинопрограмм. Как и в прошлом году, одной из самых горячо обсуждаемых в ходе выставки тем стала борьба с пиратами, по-прежнему поставляющими на отечественный рынок DVD порядка 95 процентов всего объема этой продукции. Наступление на распространителей контрафактной продукции является делом непростым, и подтверждают это не только участники выставки.

Одна из самых масштабных акций по борьбе с пиратами была заявлена весной этого года. Организаторами мероприятия "Скажите Стоп видеопиратам!" выступили Комитет по авторским и смежным правам Московской Ассоциации Предпринимателей, Российская Антипиратская Организации (РАПО), журналы "Видеомагазин", "Фильм", "Кинобизнес сегодня". В период с 1 апреля по 1 мая этого года передовые борцы с пиратами намеревались "проводить проверки торговых мест, реализующих видеопродукцию, силами правоохранительных и административных органов, усилить контроль за реализацией видеопродукции в известных "горячих точках" города".

Для информирования общественности о ходе акции и получения информации о контрафактной продукции РАПО сообщила телефон "горячей линии". Однако установить контакт с организаторами акции с помощью представленного телефона оказалось невозможным - трубку в течение пары недель брать никто не хотел. Какой-либо информации об итогах масштабного мероприятия его организаторы предоставить не сумели. В итоге получить хоть-какие либо о сведения об активно предварявшемся наступлении на пиратов оказалось нереальным. Может быть, потому, что никаких результатов не было вовсе.

Председатель Ассоциации DVD производителей Андрей Посадский охарактеризовал деятельность РАПО как формальную и рассказал, что главную опасность для пиратов представляет именно его организация. За чуть более года работы Ассоциация DVD производителей сумела открыть 4 региональных представительства (Омск, Владивосток, Челябинск, Смоленск) и найти своих сторонников в думских фракциях "Яблоко" и СПС. Первоочередной задачей своей организации Посадский считает создание судебного прецедента по статье 146 Уголовного кодекса "Нарушение авторских и смежных прав", поскольку в настоящее время "органы прокуратуры не видят состава преступления в продаже дисков с ворованными фильмами".

В качестве успехов своей работы Ассоциация DVD производителей называет увеличение годового объема продаж лицензионных дисков на 10 процентов. Вместе с тем руководство этой организации признает, что из 14 миллионов продаваемых DVD непиратскими являются лишь 5 процентов.

Насколько эффективно идет борьба с пиратством, обычному любителю, исходя из приведенных цифр, судить трудно. Тем более, что рост объема продаж в значительно большей степени обусловлен не наступлением на бутлегеров, а появлением большого количества DVD-плееров стоимостью около 3 тысяч рублей. При условии, что значительная часть лицензионных дисков стоит по-прежнему около 700-800 рублей, говорить о достижениях борцов с пиратами в деле увеличения тиражей легальной продукции и снижении ее стоимости пока не приходится.

Ситуацию еще более запутывают размеры отпускных цен, которые приводит руководство Ассоциации DVD производителей и некоторые ее члены. Так, по словам Андрея Посадского, сейчас производители отдают свои диски продавцам за 120-300 рублей. В то же время, входящая в Ассоциацию компания R.U.S.C.I.C.O говорит об отпускных ценах порядка 510-570 рублей. А на вопросы о росте объема продаж в компании отвечают пространными словами вроде "неплохо" или "положительно".

Крайне негативный отзыв о работе Ассоциации DVD производителей прозвучал из уст руководителя отдела DVD-продаж компании West Ивана Голышева. Он сообщил, что в связи неэффективной деятельностью организации, "сводившейся к регулярным поборам и организации семинаров" West решила бороться с пиратами самостоятельно. По словам Голышева, борьба эта идет очень успешно: "Нас просто боятся пиратить". И, похоже, действительно, боятся, а не игнорируют - только в этом году среди релизов West оказались оскароносные "Часы" и "Чикаго".

Пожалуй, наиболее благополучно с пиратами обстоят дела у компании "DVD-Магия", отпускающей продавцам свою продукцию по цене около 120 рублей. При этом репертуар "DVD-Магии" - сплошь отечественная и голливудская киноклассика, среди которой и "Касабланка", и "Ребенок Розмари" и первые фильмы бондианы. Работу "DVD-Магии" значительно облегчает то, что это компания выпускает фильмы, ставшие общественным достоянием, и потому не платит никаких авторских отчислений, а, следовательно, может себе позволить выпускать дешевые диски.

Вполне возможно, что еще одним распространителем относительно дешевой лицензионной продукции в ближайшее время станет компания "Гемини Фильм". Ее представители пытаются обрисовать западным партнерам нелегкое положение распространителей дорогих релизов на российском рынке. Прислушаются ли на Западе к этим рассказам, можно будет узнать уже в конце октября, когда на прилавках появится первый DVD-релиз "Гемини Фильм" "Умри, но не сейчас".

Игорь Громов

Другие материалы
Мир00:02Сегодня
Амос Сильвер

Мистер бонг

Он всю жизнь боролся за легализацию марихуаны и победил. Теперь ему грозит тюрьма