Совет по национальной стратегии - организация, известная своими докладами о путях развития России. Большинство из опубликованных этой организацией документов вызывают немалый общественный резонанс. На этот раз аналитики из СНС выпустили в свет документ, подробно повествующий о том, какой должна быть повестка дня ожидаемого второго срока президента Путина. Vip.Lenta.Ru рассказывает об основных положениях этого обширного документа.
Итоги первого срока
Имеется в виду, естественно, первый президентский срок Владимира Путина. Аналитики СНС пишут о том, что было сделано за это время и чего все же не хватает. Они считают, что Путину удалось прекратить доминирование в России "номенклатурно-олигархической" модели и повернуть в сторону превращения государства в инструмент решения социальных проблем и защиты национальных интересов.
В политической жизни, как известно, первый путинский срок ознаменовался формированием системы управляемой демократии, в рамках которой все игроки зависят от линии, проводимой президентом. Последнего, кроме всего прочего, поддерживает и партия власти, полностью контролирующая с недавних пор парламент.
Однако эта партия не выполняет самой необходимой функции - осуществлять представительство широких слоев населения. Вместо этого "Единая Россия" превратилась в канал для лоббирования интересов крупного бизнеса, который, оставив государству возможность самостоятельно решать стратегические вопросы, пытается влиять на политические решения по частным проблемам, защищая свои личные, а не общественные интересы.
Хотя несомненным достижением прошедших четырех лет является создание единого законодательного пространства на всей территории РФ, аналитики СНС видят в происходящем серьезную угрозу для российского федерализма. Они указывают на недостаток полномочий у местных властей в связи с построением властной вертикали (учреждением полпредств президента), изменением принципа формирования Совета Федерации и фактическим уменьшением доли бюджета, оказывающейся в распоряжении субъектов федерации. Это приводит к тому, что региональные элиты неспособны в достаточной мере влиять ни на федеральную, ни на местную политику. В сочетании с огромным разрывом в уровне и образе жизни между Москвой и Санкт-Петербургом и регионами, все это создает предпосылки для протестов населения регионов, углубления пропасти между местными и федеральными элитами и в конечном итоге распада страны.
2000-2003 годы стали временем высоких темпов экономического роста, плавного повышения благосостояния населения, формирования профицитного бюджета и роста инвестиционной привлекательности России. Однако в условиях растущей экономической активности граждан страны все более серьезной становится проблема коррупции и "теневой" экономики. Хотя введение единого подоходного налога позволило вывести из тени многие зарплаты, оно обострило у населения чувство несправедливости, дав состоятельным членам общества возможность платить не больше налогов, чем платят бедные.
Авторы доклада отмечают некоторое укрепление позиций России на внешнеполитическом поле, указывая на такие факты, как членство в "Большой Восьмерке" и договоренности со стратегическими партнерами. За прошедшие годы Россия также частично восстановила свою доминирующую роль на пространстве бывшего СССР, особенно в сфере экономики. Однако на глобальной политической арене Россия рискует потерять свое влияние, так как ее экономическое отставание не позволяет ей адекватно отвечать на вызовы современности.
Это касается и оборонной стратегии. Хотя официально было провозглашено окончание периода реформирования армии, фактически Вооруженные силы до сих пор поражены теми же проблемами, что и в прошлые годы. В частности, низкое социальное обеспечение военнослужащих приводит к недоукомплектованности кадрового состава, коррупции и хищениям в Вооруженных силах, низкому профессионализму военнослужащих. Кроме этого, уровень доверия к армии в обществе настолько низок, что оставляет Вооруженные силы в полной изоляции. В довершение всего, преобразования, проводимые в последнее время, были продиктованы не необходимостью, а внутрикорпоративными интригами в армии.
Хотя судебная система прошла в последние годы через серию полезных преобразований (появление суда присяжных, института мировых судей и пожизненного назначения судей), в целом система правоохранительных органов остается коррумпированной и низко профессиональной. При этом принятие противозаконных решений в большинстве случаев не приводит к публичному увольнению судьи.
Несмотря на вышесказанное, в некоторых вопросах авторы весьма оптимистичны: "В России сложились и стали преобладающими массовые слои и группы населения, способные, при наличии необходимых социально-экономических условий, к самостоятельному решению собственных жизненных проблем". Именно эти люди и составляют ядро сторонников Путина. Вместе с этим, в РФ существует значительный слой бедного населения, немалую часть которого составляют высокообразованные и квалифицированные работники бюджетной сферы. Это лишает россиян ориентиров, позволяющих определить пути продвижения по социальной лестнице, и может привести к тотальному разочарованию.
Угроза полной потери ценностей в массах сочетается с цинизмом элит. Освободившись после десятилетий идеологического гнета, государство панически боится взять на вооружение какую-либо национальную идею. В элитах господствует тотальный прагматизм и презрение к государственным институтам как заведомо аморальным. Недоверие к государству распространено во всех слоях общества. При этом власть отвечает населению тем же, не доверяя ему участие в истинной демократии. Отсутствие какого-либо морального содержания в сообщениях СМИ и отказ религиозных авторитетов комментировать острые общественные проблемы усугубляют нравственный кризис общества.
В итоге "большинство надежды", сформировавшееся в обществе, может исчезнуть под воздействием массового разочарования.
Что такое Российская Мечта
Единственный выход аналитики СНС видят в построении Великой России. Это позволит превратить "народную надежду в твердую уверенность в великом будущем".
СНС считает, что для достижения этой цели России необходимо:
Но решению этих стратегических задач препятствуют следующие факторы:
"Великая Россия сегодня: процветание свободного народа; нравственно-этическая консолидация общества; самостоятельный выбор Россией своей судьбы, отстаивание собственных интересов и стратегии развития; эффективное демократическое государство, пользующееся доверием и поддержкой своих граждан; экономика, эффективно использующая все имеющиеся ресурсы страны, прежде всего, квалификацию, инициативу и трудолюбие народа; качественная и современная военная компонента государства", - так считают аналитики СНС. Эти люди предлагают определенные меры, которые позволят нам в ближайшее время сделать мечту былью.
Программа второго президентского срока
Первые шаги
Аналитики СНС настаивают на том, что президент должен приступить к выполнению этой программы сразу же после выборов. В противном случае он рискует потерять кредит доверия населения и шанс повернуть историю России в позитивную сторону. Для этого он должен перестать играть всего лишь роль менеджера страны и стать настоящим национальным лидером и выразителем образа "Великой России", апеллирующего, в том числе к эмоциональной сфере граждан и к моральным ценностям. В обществе должен быть достигнут консенсус по поводу если не событий 1990-х, то хотя бы условий совместного движения в будущее, в котором найдется место в том числе и социально-ответственному бизнесу. Все это должно происходить на фоне развития доктрины социальной справедливости, обеспечения доступа граждан в национальную элиту и появления ответственных перед обществом СМИ.
И возляжет лев рядом с агнцем...
Одиночество Путина - 2 [01.12.2003]
Новая нация и государственный переворот
Семерых полпредов за одного вице-президента [23.09.2003]
Совет по национальной стратегии предлагает изменить структуру управления Россией
Ползучий переворот [03.09.2003]
Глеб Павловский назвал заказчиков "дела ЮКОСа"
Конец Российской империи [21.11.2002]
Завоевания Петра Первого будут окончательно ликвидированы 22 ноября